В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.
Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства — это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.
Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.
Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.
Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым — и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.
В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре — это Божественная литургия. — В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.
Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.
Вот именно поэтому мы предлагаем именно с литургики начать новый цикл бесед.
Прежде всего, хотелось бы начать с вопроса: зачем, собственно, мирянину в наше время нужно духовное образование? Священнику — понятно, он совершает богослужение, он говорит проповеди, и, естественно, проповедовать он должен максимально правильно, точно и на злобу дня иногда. Все это важно, и, конечно, без образования это довольно сложно делать. Или монашествующим — тоже понятно; это люди, которые посвятили себя всецело молитве, служению Богу. А рядовому мирянину, члену Церкви, зачем образование?
И здесь на ум приходят слова святителя Иоанна Златоуста о том, что ум христианина должен плавать в Священном Писании. Святитель Иоанн говорит о настолько точном знании Священного Писания, что как для рыбы естественна водная стихия, так для ума христианского должно быть естественно Священное Писание. Каким образом этого добиться? Тут нужно знание предмета, то есть понимание и знание Священного Писания как такового, и, кроме этого, нужна укорененность в святоотеческой традиции. Получается, помимо самого Священного Писания нужно знать и святоотеческое Предание, чтобы действительно ум мог максимально правильно в этой родной для себя стихии находиться.
Без систематического подхода к этому такого состояния достичь невозможно. Наверное, в этом смысле и будем говорить об образовании как о таком моменте, когда христианин старается ту веру христианскую, в которой он крещен, которой он живет, развить в себе как систему. В своем развитии такая система начинает благотворно воздействовать уже на дух человеческий, на душу, просвещать нашу духовную человеческую природу. Тогда для такого христианина становятся уже максимально удобопонятными слова Христа Спасителя в Евангелии и апостольская проповедь. Такой христианин начинает потихонечку двигаться по святоотеческому пути, и с таких великих столпов Церкви, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, мы как раз и берем пример укорененности ума в Священном Писании.
От незнания возникают всевозможные суеверия, которые, к сожалению, в нашем обществе до сих пор присутствуют в больших количествах. Опять же, это от незнания той веры, в которой мы крещены; иногда от незнания, иногда от соединения каких–то языческих своих личных умозрений, умозрительных выводов с тем, что известно о вере. В том или ином христианине вот такое причудливое соединение происходит, и дальше человек транслирует это в своей жизни.
Опять же, различная палитра всяких мнений, образов, когда речь идет об отпевании, очень часто можно сталкиваться с тем, что много поверий, примет, которые, конечно, к христианской вере и, допустим, к последней молитве об усопшем никакого отношения не имеют.
Это о чем говорит? Что необходимо духовное просвещение всем нам; не только священно– и церковнослужителям, не только монашествующим, а всем нам, верным чадам Украинской Православной Церкви, кто таковым хочет быть по–настоящему, а не только по факту крещения. По факту крещения у нас сейчас христиан семьдесят процентов (пусть шестьдесят восемь). А действительно «живых» христиан в полном смысле этого слова, тех, кто живет церковной жизнью, понимает, что такое исповедь, причастие, регулярно прибегает к этим таинствам, процент, к сожалению, незначительный. А часто причиной этого становится незнание, непонимание своей веры.
Методические рекомендации и организационные вопросы
Проведение воскресной школы для взрослых, далее будем именовать «Духовные беседы» предполагает собой некоторую подготовку. Осознавая чрезвычайную занятость приходского духовенства, мы издаем данную брошюру, как помощь в проведении бесед. В конце концов, можно просто читать конспект лекции и вставлять собственный комментарий.
И так, духовное образование, как и прочее образование предполагает собой регулярность. В начале мы советуем проводить Духовные беседы через воскресенье, т. е 2 раза в месяц, и в идеале каждую воскресную службу. Краткую проповедь по Евангельскому чтению следует произнести сразу после чтения Священного Писания. Заранее позаботится о расписании частного требоисполнения (что бы на время проведения бесед не было назначена панихида, лития, молебен, Таинства Крещения, Соборования и т. д.). Возможно желающим, во время технического перерыва, перед беседами предложить горячий чай с печеньем (затраты минимальные, но прихожане это оценят, поверьте из личного опыта).
Предлагается следующий хронометраж, 30–40 минут, Из них 20–30 минут лекция священника, 10 минут ответы на вопросы, пусть даже не связанные с темой лекции. Обязательно следует позаботиться что бы во время лекции все слушатели сидели. Для этого следует единоразово сделать вложение. Либо силами прихожан сделать переносные лавочки, которые расставляются в храме вовремя тех. перерыва перед беседами. Это занимает, как показывает практика 3–5 минут. Если нет места, то советуем приобрести пластмассовые табуретки, они очень экономят место. Для лектора, как правило готовиться стол и стул.
В завершении хотелось бы сказать, что приведенная выше схема — не догма. В каждом храме существуют свои традиции и условия. И настоящий пастырь добрый, используя свой разум, опыт, а прежде всего горение сердца, найдет возможность организовать Духовные беседы.
Ваши вопросы, пожелания, замечания и комментарии отправляйте на электронную почту Запорожского епархиального управления с пометкой «Духовные беседы».
Лекция №1. Небесное и земное в символике православного храма, часть 1 (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №2. Небесное и земное в символике православного храма, часть 2 (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №3. Архитектура православного храма (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №4. Алтарь (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №5. Святой престол (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №6. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №7. Иконостас, средняя часть храма (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция №8. Дискос, потир, звездица, копие, лжица (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция № 9. Утварь для совершения особых богослужений, треб и таинств (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция № 10 Одеяния духовенства. Повседневные облачения (скачать в формате Microsoft Word )
Лекция № 11 Одеяния духовенства, продолжение (скачать в формате Microsoft Word )