×
Вторник, 23 Июля 2019
Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: мчч. Лео́нтия, Маври́кия, Дании́ла, Анто́ния, Алекса́ндра, Ианики́та (Аники́ты), Сиси́ния, Мене́и, Вирила́да и прочих (ок. 319);
прп. Анто́ния Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (1073);

прп. Силуа́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV);
мч. Аполло́ния Иконийского (III);
мчч. Виано́ра и Силуа́на (IV);
Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398);
прпп. Евме́ния (1920) и Парфе́ния (1905) Гортинских;

сщмчч. Алекса́ндра Попова, Васи́лия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефа́на Луканина, пресвитеров, Гео́ргия Бегмы и Не́стора Гудзовского, диакона (1918);
Икон Божией Матери: Коневская.
Вторник, 23 Июля 2019
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/svyashhennomuchenik-viktor-kiranov
голосов: 0
0 0
22 Июля 2017 г

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/07/v-5.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/07/v-5-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 8 мар­та 1881 го­да в се­ле Ма­ну­и­лов­ка Бер­дян­ско­го уез­да Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ки­ра­но­ва; его пред­ки бы­ли бол­га­ра­ми, спа­са­ясь от ту­рок, они при­е­ха­ли в Рос­сию в 1830 го­ду. Ро­до­на­чаль­ник се­мьи Ки­ра­но­вых, свя­щен­ник Про­та­сий, скон­чав­ший­ся в 1773 го­ду в Тур­ции и мно­го пре­тер­пев­ший от го­ни­те­лей-ту­рок, за­ве­щал сво­им сы­но­вьям, чтобы они, несмот­ря на тя­же­лое по­ло­же­ние пра­во­слав­ных в Бол­га­рии, не укло­ня­лись от свя­щен­ства, ес­ли бу­дут при­зы­ва­е­мы к ру­ко­по­ло­же­нию. Вик­тор Ми­хай­ло­вич окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1903 го­ду, из­брав свет­скую ка­рье­ру, по­сту­пил в Юрьев­ский уни­вер­си­тет, од­на­ко через год все же оста­вил уни­вер­си­тет и по на­зна­че­нию епи­ско­па Та­ври­че­ско­го Ни­ко­лая (Зи­о­ро­ва) стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Свя­то-Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Но­во­про­ко­фьев­ка Бер­дян­ско­го уез­да. Вик­тор Ми­хай­ло­вич же­нил­ся на де­ви­це Ан­то­нине, вы­пуск­ни­це Сим­фе­ро­поль­ско­го жен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, до­че­ри свя­щен­ни­ка Пет­ра Тро­иц­ко­го.

Священник Виктор Киранов

Священник Виктор Киранов

Священник Виктор Михайлович Киранов с матушкой Антониной

Священник Виктор Михайлович Киранов с матушкой Антониной

Протоиерей Виктор Киранов. Запорожская тюрьма. 1937 год.

Протоиерей Виктор Киранов. Запорожская тюрьма. 1937 год.

30 ок­тяб­ря 1905 го­да епи­скоп Та­ври­че­ский Алек­сий (Мол­ча­нов) ру­ко­по­ло­жил Вик­то­ра Ми­хай­ло­ви­ча во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви се­ла Боль­шая Бла­го­ве­щен­ка Дне­пров­ско­го уез­да. В 1906 го­ду отец Вик­тор был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в Но­во­ва­си­льев­скую зем­скую шко­лу. В на­ча­ле два­дца­тых го­дов он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра в Бер­дян­ске, а по­сле его за­кры­тия в 1928 го­ду — на­сто­я­те­лем По­кров­ской церк­ви и бла­го­чин­ным Бер­дян­ско­го окру­га. По­кров­ская цер­ковь в те го­ды бы­ла един­ствен­ной в го­ро­де, и про­то­и­е­рей Вик­тор дал в ней при­ют всем тем свя­щен­ни­кам, ко­то­рые оста­лись без при­хо­дов, но хо­те­ли слу­жить Гос­по­ду. Он за­вел кас­су для под­держ­ки ма­ло­иму­ще­го ду­хо­вен­ства, от­ку­да ре­гу­ляр­но вы­да­ва­лись неболь­шие сум­мы де­нег, что спа­са­ло от го­ло­да се­мьи пре­сле­ду­е­мо­го ду­хо­вен­ства.

Несколь­ко раз в Бер­дянск при­ез­жал ар­хи­епи­скоп Дне­про­пет­ров­ский Ге­ор­гий (Де­ли­ев), к ко­то­ро­му и отец Вик­тор ез­дил с до­кла­да­ми по де­лам бла­го­чи­ния. В 1936 го­ду ар­хи­епи­скоп Ге­ор­гий был аре­сто­ван и по ма­ло­ду­шию ого­во­рил со­бра­тьев-епи­ско­пов и под­чи­нен­ное ему ду­хо­вен­ство, по­ка­зав о про­то­и­е­рее Вик­то­ре и дру­гих свя­щен­ни­ках Бер­дян­ска, что все они бы­ли им за­вер­бо­ва­ны во вре­мя «ар­хи­ерей­ских по­ез­док для шпи­он­ской и ди­вер­си­он­ной ра­бо­ты»[1].
В 1936 го­ду над По­кров­ским хра­мом на­вис­ла угро­за за­кры­тия — вла­сти со­би­ра­лись его раз­ру­шить, чтобы из кир­пи­ча сло­жить зда­ние шко­лы. Свя­щен­ни­ки, здесь слу­жив­шие, — про­то­и­е­реи Вик­тор Ки­ра­нов и Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский и свя­щен­ник Алек­сандр Ильен­ков, — ре­ши­ли по воз­мож­но­сти вос­про­ти­вить­ся это­му. Обой­дя до­ма ве­ру­ю­щих, они при­гла­си­ли их на при­ход­ское со­бра­ние. Со­бра­ние со­сто­я­лось по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии 8 ян­ва­ря 1937 го­да, и при­шло на него ед­ва ли не че­ты­ре ты­ся­чи че­ло­век. С про­те­ста­ми про­тив за­кры­тия вы­сту­пи­ли мно­гие при­хо­жане хра­ма, и один из них ска­зал: «Со­вет­ская власть за­би­ра­ет на­шу по­след­нюю от­ра­ду, нам нуж­но креп­ко сто­ять пе­ред этой вла­стью… Ес­ли со­вет­ской вла­сти на­до стро­ить шко­лу, то мы со­бе­рем день­ги на ка­мень и сда­дим…» При­сут­ству­ю­щие еди­но­душ­но под­дер­жа­ли ора­то­ра и ста­ли вы­кри­ки­вать: «Не да­дим за­крыть цер­ковь!» А вы­сту­па­ю­щий про­дол­жил: «Где тот кир­пич из уже раз­ру­шен­ных церк­вей? По­че­му из него не по­стро­е­на ни од­на шко­ла?.. Ми­ряне, на­ши серд­ца уже два­дцать лет об­ли­ва­ют­ся кро­вью…»[2] Зай­дя по­сле ре­чи в ал­тарь, ора­тор по­до­шел к от­цу Вик­то­ру, и тот сер­деч­но по­бла­го­да­рил его за пла­мен­ную речь в за­щи­ту церк­ви.

Вы­ступ­ле­ния ве­ру­ю­щих в за­щи­ту хра­ма не по­мог­ли — он вско­ре по­сле со­бра­ния был за­крыт, а неко­то­рое вре­мя спу­стя, ле­том 1937 го­да, свя­щен­ни­ки По­кров­ской церк­ви бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в Бер­дян­ске.
От­цу Вик­то­ру предъ­яви­ли по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, в ко­то­рых го­во­ри­лось, буд­то он по­ру­чил им в день вы­бо­ров отра­вить ко­лод­цы и вы­дал да­же для это­го яд. Один из лже­сви­де­те­лей по­ка­зал, что свя­щен­ник при­хо­дил к нему на квар­ти­ру и брал у него и да­вал сам шпи­он­ские со­об­ще­ния, пред­на­зна­чен­ные для епи­ско­па Ге­ор­гия (Де­ли­е­ва). Озна­ко­мив от­ца Вик­то­ра со лже­сви­де­тель­ства­ми, на­чаль­ник Бер­дян­ско­го НКВД по­тре­бо­вал, чтобы свя­щен­ник их под­твер­дил, но отец Вик­тор от­ка­зал­ся. По­сле­до­ва­ла пло­щад­ная ру­гань, и за­тем сле­до­ва­те­ли бес­по­щад­но из­би­ли свя­щен­ни­ка: би­ли по ли­цу, по жи­во­ту, по че­му по­па­ло. Но по­сколь­ку это не по­дей­ство­ва­ло, его ста­ли до­пра­ши­вать круг­ло­су­точ­но: сле­до­ва­те­ли сме­ня­лись, а под­след­ствен­ный бес­пре­стан­но, в те­че­ние три­на­дца­ти су­ток до­пра­ши­вал­ся. Пе­ре­рыв в до­про­сах был сде­лан все­го один раз на шесть ча­сов.
Через ме­сяц отец Вик­тор под­пи­сал про­тив се­бя лже­сви­де­тель­ства, и де­ло бы­ло от­прав­ле­но на под­пись про­ку­ро­ру. Тот, од­на­ко, на­шел неудо­вле­тво­ри­тель­ным то, как ве­лось де­ло, и неубе­ди­тель­ны­ми по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го, и ма­те­ри­а­лы след­ствия бы­ли от­прав­ле­ны в вы­ше­сто­я­щую ин­стан­цию — в Моск­ву, от­ку­да при­шел от­вет, чтобы во всем раз­би­ра­лись на ме­сте.
Сно­ва на­ча­лись до­про­сы, во вре­мя ко­то­рых бы­ли пред­став­ле­ны лже­сви­де­тель­ства, об­ви­ня­ю­щие от­ца Вик­то­ра в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. К оч­ной став­ке был при­вле­чен от­рек­ший­ся от са­на свя­щен­ник, слу­жив­ший ра­нее вме­сте с от­цом Вик­то­ром в По­кров­ской церк­ви. Он за­явил, что про­то­и­е­рей Вик­тор го­во­рил ему, что кол­хоз­ное стро­и­тель­ство вред­но и кол­лек­тив­ное хо­зяй­ство ги­бель­но для кре­стьян, что отец Вик­тор на­звал его «бал­дой» и «под­ха­ли­мом» за то, что он от­ка­зал­ся слу­жить свя­щен­ни­ком и пе­ре­шел на со­вет­скую ра­бо­ту. Лже­сви­де­тель по­ка­зал так­же, что отец Вик­тор яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем всей при­ход­ской жиз­ни, ини­ци­а­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем со­бра­ния, устро­ен­но­го по­сле празд­ни­ка Рож­де­ства в за­щи­ту хра­ма. В за­клю­че­ние сняв­ший с се­бя сан лже­сви­де­тель дерз­ко и наг­ло ска­зал: «По­ра, Вик­тор Ми­хай­ло­вич, бро­сить за­ни­мать­ся этим и пе­рей­ти на чест­ный труд». В от­вет отец Вик­тор на­звал его «бал­дой», за что тут же по­лу­чил де­сять су­ток кар­це­ра.
Со­брав­шись с си­ла­ми и уви­дев, ка­кая бес­по­щад­но-же­сто­кая и ко­вар­ная ма­ши­на ра­бо­та­ет на уни­что­же­ние его лич­но­сти и всех пло­дов ве­ры, ко­то­рые бы­ли со­бра­ны им за преды­ду­щую жизнь, отец Вик­тор за­нял твер­дую по­зи­цию, от­ка­зав­шись от сво­ей под­пи­си под про­то­ко­ла­ми до­про­сов с вы­дви­ну­ты­ми про­тив него об­ви­не­ни­я­ми, и ре­ши­тель­но от­верг все, в чем его про­дол­жа­ли об­ви­нять. Опа­са­ясь об­ма­на и под­ло­га со сто­ро­ны сле­до­ва­те­ля, он 7 мар­та 1939 го­да пись­мен­но от­ка­зал­ся от пер­во­на­чаль­ных по­ка­за­ний, вы­би­тых у него сле­до­ва­те­лем. А за­тем в пись­мен­ном ви­де за­явил, что не при­зна­ет се­бя ви­нов­ным: «Я даю прав­ди­вые по­ка­за­ния, в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я се­бя ви­нов­ным не при­знаю. Ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты я не вел»[3].
След­ствие бы­ло за­кон­че­но, в ожи­да­нии при­го­во­ра все об­ви­ня­е­мые бы­ли от­прав­ле­ны в тюрь­му в го­род За­по­ро­жье.
Про­то­и­е­рей Вик­тор пи­сал из за­клю­че­ния близ­ким: «Путь ко спа­се­нию про­хо­дит нор­маль­но, по ука­за­нию апо­сто­ла Иа­ко­ва — спер­ва стра­да­ния, за­тем тер­пе­ние, а пе­ре­но­ся их, при­уча­ешь­ся к сми­ре­нию, ко­то­рое, на­де­юсь, по­ро­дит в бу­ду­щем лю­бовь и при­ве­дет ко спа­се­нию… Стра­даю я, как вам из­вест­но, со­вер­шен­но невин­но юри­ди­че­ски и фак­ти­че­ски, так как пе­ред го­су­дар­ством и пе­ред вла­стью ни в чем не по­ви­нен, — весь го­род это мо­жет под­твер­дить… Пе­ред Бо­гом же ви­но­ват за мно­гие и мно­гие гре­хи, за что и несу это ужас­ное на­ка­за­ние как за­слу­жен­ное. Кар­цер — от­сю­да толь­ко и про­сить Бо­га, чтобы про­стил ме­ня, а я Его лишь бла­го­да­рю за ми­лость ис­прав­ле­ния этим пу­тем. Всех вас про­шу: да бу­дет мир меж­ду ва­ми во спа­се­ние ва­ше, а мне в уте­ше­ние»[4].
29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Вик­то­ра к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в Но­во­си­бир­скую об­ласть, от­ку­да пи­сал су­пру­ге: «Пи­шу на­ско­ро… При­был к ме­сту сво­е­го на­зна­че­ния. Ехал через Харь­ков, Сыз­рань, Но­во­си­бирск, Томск и Аси­но в ста вер­стах от Том­ска. Жив и здо­ров — ра­бо­таю. Пи­сать бу­ду иметь воз­мож­ность один раз в ме­сяц… Чув­ству­ет­ся, что ви­деть­ся боль­ше не при­дет­ся, а там что Бог даст…»[5]
Обос­но­вав­шись в ла­ге­ре, отец Вик­тор пи­сал жене: «Мой адрес — с. Аси­но, Но­во­си­бир­ская об­ласть… Воз­ле Аси­но ла­герь тру­до­ис­пра­ви­тель­ный, где ме­ня и вос­пи­ты­ва­ют в этом на­прав­ле­нии. На­зва­ние ла­ге­ря по­ка­зы­ва­ет его на­зна­че­ние. Труд­но, про­тив­но и обид­но, но ни­че­го не по­де­ла­ешь. При­ни­ма­ли доб­рое, при­мем без­ро­пот­но и пло­хое, за­кан­чи­вать жизнь где-ни­будь да нуж­но; сла­ва Бо­гу, что дал воз­мож­ность ис­ку­пить этим пу­тем бес­чис­лен­ные гре­хи пред Ним, то­бою и се­мьей. Знаю ко­неч­но, что жи­вет­ся вам без ме­ня труд­но­ва­то, но по­мо­гать уже боль­ше ни­чем не мо­гу, так как ни­щий есмь… Оде­жи и бе­лья по­ка не нуж­но — об­ста­нов­ка та­ко­ва, что все это пу­стая тра­та. Ста­рые лет­ние туфли, бо­тин­ки и две цвет­ных ру­ба­хи и брю­ки из ка­ко­го-ли­бо дрян­но­го ма­те­ри­а­ла при­шли к ле­ту… о хо­ро­шем, и тем бо­лее бе­лом и го­во­рить нече­го — не нуж­но без­услов­но, смеш­но и глу­по. Жи­ву сре­ди обо­рван­цев, несчаст­ных ста­ри­ков, и сам уже та­ков…»[6]
«…Спер­ва хо­дил на ле­со­за­го­тов­ки, пи­лить дро­ва, по­том в ово­ще­хра­ни­ли­ще пе­ре­би­рать гниль… а те­перь дне­валь­ным в 8-м ба­ра­ке, где про­жи­ва­ют слу­жа­щие, управ­лен­цы. Хо­жу в ка­зен­ной одеж­де и в лап­тях. Де­жу­рю с 1 ча­са но­чи до 7 утра, а днем убор­ка ба­ра­ка, до­став­ка во­ды и дров… Сло­вом, на­сто­я­щий ку­хон­ный му­жик…»[7]
«…Ме­ли­то­поль­ский кум ты­ся­чу раз прав, что я несу ка­ру за гре­хи свои, и я бес­ко­неч­но рад, что Бог хоть этим пу­тем на­пра­вил ме­ня, ве­ли­чай­ше­го греш­ни­ка, на путь ис­прав­ле­ния и по­ка­я­ния, но во­об­ще, го­во­ря объ­ек­тив­но, он ска­зал стар­че­скую ерун­ду, или по­про­сту глу­пость. Все на­ши пра­вед­ни­ки, до­стой­ней­шие пас­ты­ри несут на­ка­за­ние ко­неч­но за свои гре­хи, но наи­па­че же за люд­ское неве­же­ство и бла­го­по­лу­чие си­дя­щих на ме­стах и мня­щих о сво­их за­слу­гах, ко­то­рых ни­ко­гда не бы­ло. Бог до­ждит на пра­вед­ных и на злых, и сол­ныш­ко гре­ет тех и дру­гих, в гор­ни­ле же прав­ды Бо­жи­ей об­на­ру­жит­ся, где зо­ло­то и се­реб­ро и где по­ло­ва и со­ло­ма. Сам со­ста­ви­тель ли­тур­гии, со­кра­щать ко­то­рую так бо­ят­ся, за­кон­чил жизнь не в ме­ли­то­поль­ском хра­ме, а в ссыл­ке, хо­тя ни­че­го не со­кра­щал, а на­обо­рот, со­зи­дал и со­став­лял, чем мы и до се­го вре­ме­ни поль­зу­ем­ся. Сла­ва Бо­гу за все!»[8]
28 ап­ре­ля 1940 го­да отец Вик­тор пи­сал сво­им близ­ким: «Я жив и здо­ров, пер­вое по ве­ли­кой ми­ло­сти Иису­са Хри­ста, а вто­рое по той же ми­ло­сти, воз­гре­ва­е­мой — это я, без­услов­но, чув­ствую — хо­да­тай­ством на­ше­го за­ступ­ни­ка свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и мо­лит­ва­ми — да, мо­лит­ва­ми ва­ши­ми, мои доб­рые, хо­ро­шие дру­зья. Жизнь моя про­те­ка­ет обыч­но, как жизнь вся­ко­го за­клю­чен­но­го, — жизнь се­рень­кая, жал­кая, убо­гая, пол­ная скор­би, — скорбь моя о вас, ми­лые мои, не по­ки­да­ет ме­ня ни на ми­нут­ку, и оди­но­че­ство, ведь я здесь со­вер­шен­но оди­нок… Вся­кие рас­суж­де­ния по это­му во­про­су хо­тя бы и ум­ных лю­дей раз­би­ва­ют­ся как ры­ба об лед — лишь на­ше ду­хов­ное об­ще­ние, на­ша ве­ра успо­ка­и­ва­ют эту глу­бо­кую, но по­ка еще не смер­тель­ную ра­ну, а день се­го­дняш­ний идет со все­ми его со­бы­ти­я­ми, при­ми­ря­ет все оби­ды, на­но­си­мые людь­ми лю­дям, — про­стим вся Его Вос­кре­се­ни­ем… Вот это про­ще­ние и со­зна­ние пол­ной неви­нов­но­сти пред об­ще­ством, Ро­ди­ной и пра­ви­тель­ством да­ют на­деж­ду в успо­ко­е­нии, в ожи­да­нии все же хо­ро­ше­го, спра­вед­ли­во­го кон­ца — на­ше­го во­жде­лен­но­го сви­да­ния при до­маш­ней се­мей­ной об­ста­нов­ке — бу­ди, Гос­по­ди, бу­ди. Как хо­чет­ся на­пи­сать вам, все мои до­ро­гие дру­зья, еще мно­го-мно­го теп­лых, хо­ро­ших слов, но не зна­ешь, как их и из­ло­жить, — ну, сло­вом, в на­сто­я­щие свя­тые ми­нут­ки пла­чу, люб­лю, це­лую всех вас, по­ни­маю вас — как, на­де­юсь, и вы ме­ня по­ни­ма­е­те — все­ми фиб­ра­ми сво­е­го су­ще­ства. Вон­ми, Гос­по­ди, на­ше­му вза­им­но­му мо­ле­нию и в этот час, как жерт­ву хва­ле­ния, при­ми на­ше крат­кое вза­им­ное вос­кли­ца­ние: Хри­стос вос­кре­се! и от­вет­ное: Во­ис­ти­ну вос­кре­се!..»[9]
Вес­ной 1940 го­да про­то­и­е­рей Вик­тор был от­прав­лен в Тем­ни­ков­ские ла­ге­ря, от­ку­да на­пи­сал род­ным: «Я по ве­ли­кой и неза­слу­жен­ной ми­ло­сти Бо­жи­ей жив и здо­ров… За по­сыл­ки очень и очень бла­го­да­рен, но за­чем же сра­зу две? Это пе­ре­сол, убы­точ­ный и для вас, и для ме­ня — хра­нить лег­ко ма­ло, а из­бы­ток не зна­ешь, ку­да и по­ло­жить. Ма­ло вы пред­став­ля­е­те усло­вия мо­ей жиз­ни. В бу­ду­щем при­дер­жи­вай­тесь пла­но­мер­но­сти. Мест­ность, в ко­то­рой жи­ву, на­зы­ва­ет­ся Тем­ни­ки — это быв­шая Са­ров­ская пу­стынь. О се­бе пи­сать ни­че­го не мо­гу, ска­жу толь­ко, что вы все да­ле­ки от ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния и бы­то­вых усло­вий, и внеш­не­го мо­е­го ви­да, в ка­ком я на­хо­жусь. Сей­час взял у вра­ча од­но­днев­ный от­дых — ша­лит серд­це, и вот имею воз­мож­ность черк­нуть вам несколь­ко слов, в осталь­ные дни но­чью ухо­жу на ра­бо­ту, но­чью и при­хо­жу, вре­ме­ни и усло­вий для пи­са­ния нет…»[10]
1 но­яб­ря 1940 го­да отец Вик­тор на­пи­сал: «Я жив и здо­ров, все это по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей и за усер­дие ва­ших мо­литв, по за­ступ­ни­че­ству на­ше­го по­кро­ви­те­ля свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Егда был еси юн, по­я­сал­ся еси сам и хо­дил еси, амо­же хо­тел еси: егда же со­ста­ре­е­ши­ся… ин тя по­я­шет и ве­дет, амо­же не хо­ще­ши. Ес­ли пе­ре­фра­зи­ро­вать это на сло­во “пи­сать”, то для вас долж­но быть по­нят­ным, — что мо­гу я о се­бе пи­сать? Да ни­че­го, мы долж­ны, на­хо­дясь в та­ком по­ло­же­нии, боль­ше чув­ство­вать, чем по­ни­мать… Все три по­сыл­ки по­лу­чил. Ве­ли­кое… спа­си­бо с глу­бо­ким по­кло­ном несчаст­но­го зе­ка шлю вам, недо­стой­ный это­го вни­ма­ния. При­ме­ча­ние дру­же­ское: по­сы­лать нуж­но то, что мож­но но­сить и хра­нить в кар­мане, — это су­ха­ри, кол­ба­са, кон­фе­ты. От­ло­мил, взял в кар­ман и по­шел на ра­бо­ту, и есть это непо­каз­но…»[11]
22 ян­ва­ря 1941 го­да он пи­сал род­ным: «Я по­сле дол­го­го вре­ме­ни ра­бо­ты на ле­со­по­ва­ле, где страш­но устал и обо­рвал­ся, ме­сяц был дне­валь­ным и хо­ро­шо от­дох­нул — сей­час за­чис­лен в раз­ряд ак­ти­ро­ван­ных ин­ва­ли­дов 2-го раз­ря­да и на­хо­жусь в 11-м лаг­пунк­те на ра­бо­те в за­кры­том по­ме­ще­нии — вя­за­ние се­тей…»[12]
По­здрав­ляя су­пру­гу с те­зо­име­нит­ством, отец Вик­тор пи­сал ей в фев­ра­ле 1941 го­да: «Будь здо­ро­ва, быть мо­жет, Гос­подь сжа­лит­ся над Сво­им пло­хим слу­жи­те­лем и спо­до­бит еще хоть немно­го по­жить нам вме­сте в ми­ре, ра­до­сти и вза­им­ной люб­ви. Как бы хо­те­лось еще по­жить вме­сте и, под­во­дя ито­ги про­шлой жиз­ни, за­пе­реть­ся от все­го ми­ра в свою хат­ку и без­вы­ход­но про­си­деть в ней до кон­ца сво­ей жиз­ни, слу­шая твои ми­лые, все­гда доб­рые и лас­ко­вые раз­го­во­ры мол­ча, на­сла­ждать­ся ими, по­пут­но упле­тая все­гда опрят­но и вкус­но при­го­тов­лен­ные и лю­би­мые мною ку­ша­нья. Это с од­ной сто­ро­ны, а с дру­гой — про­ве­сти нам вме­сте остат­ки жиз­ни в бла­го­че­стии и мо­лит­вен­ном на­стро­е­нии, бла­го­да­ря Бо­га за Его ве­ли­кие ми­ло­сти и на­гра­ды во всю про­шлую жизнь, и, на­сла­жда­ясь здо­ро­вьем и лю­бо­вью сво­их ми­лых, все­гда на­ми лю­би­мых де­ток и вну­ков, быть их мо­лит­вен­ни­ка­ми пред об­ра­зом на­ше­го по­кро­ви­те­ля, свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Вот мои по­же­ла­ния те­бе, моя до­ро­гая име­нин­ни­ца, — да бу­дет во всем во­ля Бо­жия: про­ба­ви, Гос­по­ди, ми­ло­сти Свои и впредь над недо­стой­ны­ми, но лю­бя­щи­ми Те­бя су­пру­га­ми.
Мо­им дру­зьям шлю свой при­вет и по­здрав­ле­ние со вступ­ле­ни­ем в ве­ли­кие дни пред­сто­я­щей Три­о­ди. В вос­кре­се­нье, 10 мар­та, по­мо­лим­ся вме­сте здо­ро­вою ду­хов­ною мо­лит­вою, и я за­оч­но раз­ре­шу вас от всех бо­лез­ней, на­коп­лен­ных за пе­ри­од вре­ме­ни от­сут­ствия вра­чеб­ни­цы, а вы по­мо­ли­тесь за уз­ни­ка, все­гда ду­хов­но пре­бы­ва­ю­ще­го с ва­ми…»[13]
Через ме­сяц отец Вик­тор на­пи­сал род­ным: «…О сви­да­нии не хло­по­чу, по­то­му что оно невоз­мож­но и не нуж­но. Со­хра­ни­те все пред­став­ле­ние о мне по преж­не­му мо­е­му об­ра­зу и со­хра­ни­те его в сво­ей па­мя­ти, а те­пе­реш­ний свой вид я уне­су в мо­ги­лу, о ко­то­ром вы не бу­де­те иметь пред­став­ле­ния, — и хо­ро­шо. Сви­да­ние — это лиш­ние сле­зы и ужас, да и ненуж­ная за­тра­та необ­хо­ди­мых для вас средств. Ес­ли Гос­подь не спо­до­бит по­ви­дать­ся, да бу­дет во­ля Его, а спо­до­бит — по­го­во­рим и по­пла­чем сле­за­ми ра­до­сти. Ак­ти­ро­ван­ных ин­ва­ли­дов за зо­ну ла­ге­ря не вы­во­дят, и ра­бо­та­ют по­силь­но лишь в зоне ла­ге­ря. Я хо­дил на ра­бо­ты за 3-7 ки­ло­мет­ров. Что ка­са­ет­ся до­сроч­но­го осво­бож­де­ния для та­ко­вых, то это фан­та­зия, по­ко­я­ща­я­ся на ог­не­паль­ном же­ла­нии сво­бо­ды, и толь­ко. На первую свою жа­ло­бу от мар­та 40-го го­да по­лу­чил от­вет, что ос­но­ва­ний для пе­ре­смот­ра де­ла нет, а по­то­му — без по­след­ствий… Ну, что Бог даст, чув­ство пол­ной неви­нов­но­сти пред вла­стью и го­су­дар­ством поз­во­лит при­ми­рить­ся со все­ми стра­да­ни­я­ми…»[14]
С на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны по­ло­же­ние за­клю­чен­ных рез­ко ухуд­ши­лось; мно­гие ста­ли уми­рать, остав­шись без под­держ­ки род­ных, ко­то­рые са­ми в это вре­мя ока­за­лись в бед­ствен­ном по­ло­же­нии. Про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов скон­чал­ся в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре 30 мар­та 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 186-195

 

При­ме­ча­ния

[1] Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай До­нен­ко. Но­во­му­че­ни­ки го­ро­да Бер­дян­ска. М., 2001. С. 88.

[2] Там же. С. 111.

[3] Там же. С. 134.

[4] Там же. С. 136.

[5] Там же. С. 137.

[6] Там же. С. 138-139.

[7] Там же. С. 140.

[8] Там же. С. 145-146.

[9] Там же. С. 149-150.

[10] Там же. С. 152.

[11] Там же. С. 153.

[12] Там же. С. 149.

[13] Там же. С. 155-156.

[14] Там же. С. 157-158.

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

Лагерь «Дружба». День четвертый

Жара продолжает нарастать. Эмоции бурлят в предвкушении поездки на Мамай-гору. Нужно успеть сделать еще тысячу дел: повторить технику безопасности, составить список нужных вещей, договориться с родителями, а самое главное - запастись хорошим настроением.

Митрополит Лука посетил город Одессу

22 июля 2019 года митрополит Лука по приглашению Высокопреосвященнейшего Агафангела митрополита Одесского и Измаильского принял участие в торжествах посвященных прп. Гавриилу Афонскому

Лагерь «Дружба-2019». День 1-й

На базе воскресной школы при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Великая Знаменка Каменско-Днепровского благочиния (настоятель протоиерей Анатолий Пшеничников) началась восьмая смена летнего лагеря дневного пребывания для детей из воскресной школы и их друзей.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ, МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО С ДНЕМ МЕТАЛЛУРГА И ГОРНЯКА

5.08.2019
Состоится слет православной молодежи
27.07.2019
Запорожская епархия приглашает на Крестный ход в г.Киев
На Святую Землю с Митрополитом Лукой
26.06.2020
Объявляется конкурс «Мы – наследники Запорожских святых»
НАЧИНАЕТ РАБОТУ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
ОГЛАШАЕТСЯ НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «ИКОГЕНИЯ» В ГРУППУ «СЕМЕЙНЫЙ КУРС»
23.07.2019
Митрополит Лука посетил город Одессу
23.07.2019
Летний лагерь «Дружба-2019». День восьмой
22.07.2019
Праздник «Бабушкина улыбка»
22.07.2019
Лагерь «Дружба-2019». День седьмой. Таинства Причастия и Крещения
22.07.2019
Митрополит Лука: «Исполняя законы Божьи, не следует забывать и о законах человеческих»
22.07.2019
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению»
22.07.2019
«Господь скорбит и переживает из-за того, что мы Его не понимаем»
22.07.2019
«Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи»
22.07.2019
Летний лагерь «Дружба-2019». Паломничество на Мамай-гору
22.07.2019
Праздник явления иконы Божьей Матери в Казани
20.07.2019
Владыка Ириней Бачский: «Раскольники сами решили отлучить себя от Церкви»
19.07.2019
На средства Запорожской православной общины приобретено новое медицинское оборудование
19.07.2019
В Запорожской епархии молитвенно почтили память преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары
19.07.2019
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ, МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО С ДНЕМ МЕТАЛЛУРГА И ГОРНЯКА
18.07.2019
Лагерь «Дружба». День четвертый
18.07.2019
В Мелитополе поздравили протоиерея Игоря Зубко с юбилеем
18.07.2019
Лагерь «Дружба-2019». День третий
17.07.2019
«Не земного нужно страшиться, а того, как отвечать перед Господом за свои грехи»
17.07.2019
Семейный праздник песни
17.07.2019
Лагерь «Дружба-2019». День второй
16.07.2019
Лагерь «Дружба-2019». День 1-й
15.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», дни 4-5
15.07.2019
Митрополит Лука: «Наш священный долг быть проповедниками Христа в этом грешном мире»
15.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», день 3-й
15.07.2019
Песня — неиссякаемый родник семьи
14.07.2019
Престольный праздник в селе Богатыревка
13.07.2019
Отпевание Анастасии Ковалёвой
13.07.2019
Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение», день 2-й
13.07.2019
Благодарственный молебен в клинике «Мотор Сич»
13.07.2019
Киевский ежегодный Крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение»
12.07.2019
День кардиолога в Вольнянске
10.07.2019
Освящение мемориальной доски в Вольнянске
10.07.2019
День памяти св. Петра и Февронии в Энергодаре
10.07.2019
Без сім’ї немає щастя на землі
10.07.2019
Щасливе дитинство в Енергодарі
08.07.2019
День семьи, любви и верности в сельском храме
06.07.2019
Человеку всегда необходим идеал
06.07.2019
«И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин 10:16)
06.07.2019
Храмовый праздник в селе Московка
06.07.2019
В Мелитополе поздравили благочинного с Днем ангела

Новости на видеоканале епархии

Программа "Миръ Православия"

Світ Православія. Випуск від 13 липня 2019 р.

Світ Православія. Випуск від 6 липня 2019 р.

Випуск від 29 червня 2019 г.

Вітання Предстоятелю УПЦ. День тезоіменитства Блаженнішого Митрополита Онуфрія

Випуск від 22 червня 2019 г.

Випуск від 15 червня 2019 г.

Випуск від 8 червня 2019 р.

Випуск від 1 червня 2019 р.

Випуск від 25 травня 2019 р.

Випуск від 18 травня 2019 р.

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95