×
Понедельник, 29 Апреля 2024
мцц. Ага́пии,
Ири́ны,
Хиони́и,
мч. Леони́да;

мцц. Харие́ссы,
Ни́ки,
Гали́ны,
Кали́сы,
Нуне́хии,
Васили́ссы,
Феодо́ры,
Ири́ны и других;

сщмч. Константина Жданова;
Икон Божией Матери: Ильинская (Черниговская), Тамбовская (Уткинская).


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/zaporozhcy-pomolilis-o-prekrashhenii-v
голосов: 1
5 1
20 Мая 2017 г

4 мая 2017 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении запорожских священников и братии монастыря Студеницы совершил Божественную литургию.

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/05/DSC_3561.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/05/DSC_3561-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

В дни тяжелых испытаний для нашей Родины не может ни один человек доброй воли на земле оставаться равнодушным. Продолжают возноситься молитвы о примирении враждующих сторон не только в Украине, но и в братской православной Сербии.

В молитве преподобного Ефрема Сирина о возвращении мирных времен мы умоляем благость Божью отпустить нам грехи и открыть нам двери щедрот Божьих. «Умоляем благость Твою, Господи, отпусти нам вины наши, презри беззакония наши, отверзи нам дверь щедрот Твоих, Господи! Да приидут к нам времена мирные, и по щедротам Твоим милостиво прими молитву нашу, потому что кающимся, Господи, Ты отверзаешь дверь». Война – это результат человеческого выбора, – выбора между Богом и дьяволом.

«Человек, становясь на сторону сатаны, обрекает себя на муки вечные, в то время как Господь хочет всех спасти, принимает позорную смерть для того, чтобы человек имел жизнь вечную в царских райских обителях, – говорит Его Высокопреосвященство. — Но чтобы иметь жизнь вечную нужно напитывать свою душу хлебом небесным, напитывать душу самим Христом. Земные удовольствия не могут дать вечного наслаждения, а Христос может. Господь зовет каждого из нас, но не слышит человек Его гласа. Многие из нас могут сказать, что мы слышим призыв Христа, оттого-то и спешим в храм, отправляемся в паломнические поездки, причащаемся. Но храним ли свое сердце в чистоте, чтобы принять в него Христа? В таинстве Евхаристии Господь преломил хлеб и вино, апостолы узнали воскресшего Христа по тому, как Он преломил хлеб. Насколько важен для нас этот Хлеб вечный. Вот почему нужно каждому из нас беречь и ценить его, не упустить возможность, которую дает Господь: принять Его, соединиться с Ним, напитаться Им — напитать свою душу Христом. Некоторые думают, что жизнь вечная где-то далеко за облаками, а ведь она совсем близко, внутри нас. Но для этого мы должны спешить на праздничную трапезу, которую уготовил для нас Господь, радуясь, и, приветствуя друг друга дивными словами «Христос Воскресе!»

 

Монастырь Студеница

Находится в горах южной части современной Сербии, на полпути между городами Кральево и Нови Пазар. Студеница входит в состав Жичской епархии.

Монастырь Студеница, именуемый в народе «Царской Лаврой», является одной из важнейших святынь сербов. Его место в духовной, политической, культурной истории Сербии не просто велико — оно огромно.

О начальной истории Студеницы упоминает множество древних источников. В основном это жития сербских святых и летописи. Так, в Житии преподобного Симеона Мироточивого, составленном его сыном преподобным Стефаном Первовенчанным, сообщается, что святой Симеон — тогда еще великий жупан Стефан Неманя — заложил храм во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице после включения в состав своей державы нескольких крупных городов, в том числе Средца. Житие святых Симеона и Саввы, автором которого был монах Хиландарского монастыря Доментиан, свидетельствует, что Стефан Неманя, создав храм во имя Божией Матери, назвал его «великой лаврой» и собрал в новый монастырь большое число иноков. Летописи отмечают великолепие обители Стефана Немани, удивлявшей современников «доброзрачным мрамором».

Несмотря на значительное для того времени количество сведений о начальной истории Студеницы, точная дата ее основания остается неизвестной. Большинство современных исследователей полагают, что монастырь появился в 1186 году, после того как Стефан Неманя одержал ряд крупных побед и расширил пределы государства за счет области Зета и земель вдоль побережья Адриатического моря. Историки опираются на указание жития родоначальника династии Неманичей, из которого следует, что Студеница была обетным монастырем — Стефан Неманя обещал воздвигнуть монастырь в случае побед и исполнил свое обязательство. Эта точка зрения ныне принята официально, чему подтверждение — проведение в 1986 году большой международной конференции, посвященной 800-летию обители.

При описании строительства Студеницы исторические источники перечисляют пожертвованные ее основателем иконы, потиры, книги, рясы, завесы, которые тщательно оберегались и хранились, являясь неотъемлемым имуществом монастыря. Строительные работы, продолжавшиеся несколько лет, завершились во второй половине 90-х годов XII века. К 1196 году обитель была готова для вселения монахов. Именно сюда, в свою «задужбину», и ушел в начале монашеского пути Стефан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон.

Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Перво-венчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим шагом на пути ее прекращения стал перенос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. Примирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали замечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, ходатая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для прославления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перенесения честных останков в Студеницу. Через полвека ученый монах сербского Хиландарского монастыря на Афоне Доментиан написал третье житие преподобного. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святородны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала за­кладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разумеется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься в качестве первого и важнейшего палладиума святости сербов.

С перенесением мощей преподобного Симеона в Студеницу ее архимандритом становится Савва Сербский. Важнейшим его делом первого времени пребывания на посту игумена был заказ на роспись храма, которую блестяще выполнил неизвестный греческий мастер в конце 1200-х годов. Савва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне. В Типике Студеницы содержалось требование соблюдать равновесие между материальными возможностями и числом братии. В 12 главе провозглашалась свобода монастыря, который «ни под кем не будет, только под одною всепетой Богородицей Благодетельницей, молитвенным заступ­ничеством преподобного отца нашего и ктитора [Симеона Мироточивого] и властью игумена, который за всем следит, управляет, кормит и владеет». В 13 главе подробно описывались пра­вила избрания игумена. Святой Савва также устроил в Студенице больницу.

XIII—XIV века были временем благополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепенно приводили к оскудению обители. После падения последнего из независимых сербских княжеств под ударами турков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастырское добро, но и наносили урон постройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстановительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставрацию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского.

Однако не только завоеватели причиняли беды монастырю. Стихия также не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глубину веры насельников. Так, в начале XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности, исторические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда.

Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их временном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана обитель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находились вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители.

Студеница и ее округа, составлявшие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в составе Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в состав молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое войско, суды и школы, однако в крепостях оставались турецкие гарнизоны. Студенецкая округа была разделена на два уезда — Студеницу и Йошаницу — со старейшинами во главе. Но и в новых условиях жизнь обитателей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строительство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важнейших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя сербского народа в годы борьбы против турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы.

Студеница постепенно преображалась, хотя количество монахов было невелико — в самом конце XIX века их насчитывалось всего 6 человек. Вот как описывал свои впечатления от обители известный русский педагог, публицист, критик и прозаик Е.Л. Марков, посетивший ее в 1895 году: «Монастырь Студеница обширнее других монастырей Сербии. Двор его огражден со всех сторон, так что в минуту опасности — что еще не особенно давно здесь было обычным явлением — монастырь мог запереться и отсиживаться в своих стенах. Внутри двора большие каменные постройки. В прежние времена монахов в Студенице было много, и все эти дома были заняты жильем иноков; при святителе Савве их было больше ста человек, а теперь вместе с архимандритом всего шесть монахов, так что помещения большей частью пустуют. Впрочем, у монастыря довольно большое хозяйство, и почти всегда поэтому в стенах его проживает толпа рабочих, не считая гостей и богомольцев».

XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балканские войны 1912—1913 годов, грянувшая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в гражданскую, приход к власти коммунистов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югославии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.

Территория, окруженная монастырскими стенами, довольна необычна — она представляет собой неправильный круг, несколько вытянутый к востоку. Монастырский собор имеет все черты, характерные для храмов так называемой «рашской школы». Тип церковного здания «рашской школы» до конца XIV столетия предлагался в качестве образцового при строитель­стве обетных монастырей сербской знати и даже вдохновлял строителей более поздних времен.

Соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в плане прямоугольный, имеет полукруглую внутри и трехчастную снаружи апсиду, купол и квадратное подкупольное пространство, вытянувшиеся по оси восток—запад. К подкупольному пространству с северной и южной сторон пристроены боковые притворы с портиками. Внутренний притвор отделен от наоса стеной с порталом. Купол поставлен на барабан, круглый внутри и двенадцатигранный снаружи, оштукатуренный и покрашенный в красный цвет, который контрастирует с мраморной облицовкой остальных частей сооружения. Основание купола и полукруглые своды опираются на толстые стены с пилястрами. Романские декоративные элементы занимают значительное пространство на наружных стенах. Богаты и украшения оконных проемов. Во времена короля Радослава, около 1235 года, к первому внутреннему притвору был пристроен просторный и высокий внешний притвор с двумя полукруглыми приделами. Притвор Радослава, строившийся как усыпальница, отличается от первых построек и размером, и отделкой фасада.

Академик С. Чиркович подчеркивает, что соборный храм Студеницы имеет в полном смысле слова романский облик. Об этом говорят и облицовки церкви мраморными плитами, и характерные полукруглые проемы дверей, и тройные и двойные окна, и большие глухие арки, соответствующие снаружи внутренним сводам, и типичные фризы глухих арочек, тянущиеся вдоль краев стен. Романский почерк проявляется в изломе вершин сводов и арок. О близости романскому стилю и подражании западным образцам свидетельствует также то, какое зна­чение придается каменной скульптуре. Каменный декор в виде скульптур украсил порталы с консолями, проемы окон и дверей. Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявле­нию конструкции в объемах здания, строители обращали особенное внимание на внешнюю отделку. Роскошно оформлен западный портал, имеющий сложное архитектурное обрамление со скульптурой Пресвятой Богородицы на престоле с Иисусом Христом на коленях и фигурами двух архангелов. Мастера, работавшие над декором соборного храма Студеницы в последнее десятилетие XII века, показали исключительное мастерство, с особой силой проявляющееся в богатом плетеном орнаменте из виноградной лозы, птиц и фантастических животных. Впоследствии каменный декор станет важнейшей составляющей «рашской школы».

Особую ценность представляют фрески храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Студенице. Настенную живопись применительно к эпохе средневековья называют «Библией для неграмотных». Действительно, фрески сообщали большинству верующих той поры гораздо больше информации, чем тексты. Поэтому настенная живопись, играющая роль поучения, была непосредственно связана с господствующей богословской доктриной. Фрески соборного храма Студеницы выполнены в 1208—1209 годах, уже при сыновьях ее основателя и первого ктитора Стефана Немани. Инициатором росписи был святитель Савва Сербский, который стал архимандритом Студеницы и, в единомыслии с братьями, решил украсить усыпальницу своего отца. Знаменитый сербский византинист В. Джурич отмечает: «С росписью храма в Студенице появилось в Сербии искусство, никогда прежде здесь неви­данное — не только в силу своей исключительной красоты, но и потому, что Савва осуществил в храме декорацию, имитирующую во фреске мозаичное убранство». Самое знаменитой фрес­кой соборного храма Студеницы является сцена «Распятие», помещенная на западной стене.

Церковь Иоакима и Анны находится по соседству с соборным храмом, вход в нее рас­полагается на одной линии с входом в соборный храм. Построена она королем Стефаном Урошем II Милутином (1282—1321) и потому известна также под названием Королевской церкви. Возводился храм в 1314 году, о чем сообщает надпись, высеченная по каменному фризу, который опоясывает извне алтарную преграду. Основным материалом при строительстве послужил пористый известняк. Славу церкви принесли не столько архитек­турные формы, сколько росписи, занимающие видное место в монументальной живописи Сербии XIV века и свидетельствующие о ее тесной связи с искусством Византии. Западная стена украшена композицией «Успение», более половины которой к началу XX века было утрачено. Над ней находятся: слева от окна «Преображение», а справа — «Вход Господень в Иерусалим». На южной стене размещены прижизненные портретные изображения короля Милутина и его юной жены Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, писавшиеся, видимо, с натуры. Они напоминают об укреплении политических связей между слабевшей тогда Византией и могущественной Сербией. В сценах «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм» можно видеть типичные для палеологовского искусства Византии удлиненные фигуры на фоне сложного архитектурного пейзажа. Они представлены то в торжественных позах, то в порывистом движении, в развевающихся одеждах. Следует указать на то, что в живописную манеру фресок Королевской церкви, характерную для сербских памятников XIII столетия, впервые начинают проникать элементы графики.

Церковь Святителя Николая Чудотворца наиболее удалена от главного входа в монастырь. Она построена не позднее конца первой трети XIII века. Приблизительно в 1230-х годах храм был расписан той же артелью сербских мастеров, что создали фресковые ансамбли известных культовых центров Сербии — церкви Богородицы Левишки в Призренеи храма монастыря Морача. Все ансамбли связаны между собой сходством типов святых, почти тождественным рисунком, повторяющейся цветовой шкалой и совершенно одинаковым почерком надписей. Фигуры из сохранившихся сцен праздничного цикла храма святителя Николая Чудотворца — «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены-мироносицы у гроба» (как и образы Иоанна Предтечи из наоса, а также Богоматери с ангелами в алтаре) — оставляют впечатление полноты объемов, достигнутой благодаря подчеркнутым контрастам света и тени.

Над центральным входом в обитель, который расположен в западной части стены, высится проездная башня, построенная в XIII столетии. Она использовалась в качестве колокольни, там же находилась надвратный храм. Внутри башни частично сохранились фрески XIII века: «Поклонение отцов Церкви» на восточной стене и над ними, в следующем ярусе, — «Преображение Господне». Огромная композиция «Древо Иесеево», правда, плохо сохра­нившаяся, занимает целиком всю наружную башенную стену, обращенную к монастырскому двору. В. Джурич отмечал, что фрески проездной башни Студеницы являются самой ближай­шей аналогией фресок другой древней сербской святыни — монастыря Жича: «Обобщенно решенные фигуры святых — того же типа, что и в росписи звонницы в монастыре Жича. Тем не менее, на ликах уже нет тех толстых белых линий, которыми в Жиче обозначались блики света. Когда-то фрески обгорели, поэтому трудно судить об их колористических достоинствах».

Налево от входа в монастырь к стене примыкает древняя каменная трапезная, построенная во времена святителя Саввы Сербского и потому называемая «Саввиной трапезной». Внутри находятся большие каменные столы с лавками, очевидно, в повторение афонской традиции, которая была заложена в Великой Лавре преподобного Афанасия. Каждый из этих столов может вместить за трапезой около дюжины человек. Рядом с трапезной и тоже вдоль монастырской стены возвышается здание ризницы.

Направо от входа в монастырь, повторяя полукруглый изгиб стены, стоят недавно отремонтированные здания XIX—XX веков. Сейчас в них проживает братия, располагаются различные хозяйственные постройки. Далее сохранились только фундаменты, оставшиеся от зданий, которые, по всей видимости, когда-то располагались по окружности стен. Между церковью во имя Иоакима и Анны и Никольской церковью находится фундамент церкви, посвященной Иоанну Крестителю.

Главными святынями Студеницы являются мощи ее основателя преподобного Симеона Мироточивого, его жены — преподобной Анастасии Сербской, их сына — преподобного Стефана Первовенчанного. Все они находятся в соборном храме обители. Большая каменная гробница святого Симеона строга и проста, у ее основания выбит весьма широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки со святыми останками преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат.

Многие паломники, прибывающие в Студеницу, устремляются к хранящейся здесь частице мощей священномученика Харалампия.

 

Преподобный Симеон Мироточивый (Стефан Неманя) сначала был жупаном, т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы. Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом стал вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.

Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в церковном отношении от Рима. Но потом Стефан Неманя увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится препятствием и Православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение.

Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по Православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался Православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону.

В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгров, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папой Римским.

Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии. Он собрал собор, на котором арианство было осуждено. Также Стефан Неманя боролся с ересью богомилов и остатками язычества, сохранявшимися ещё в глухих местах Сербии.

Благодаря стараниям благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое Христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.

Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил очаги и оплоты христианской веры — монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство.

Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих Православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. не думай о своих выгодах), возьми крест свой и следуй за Мною».

Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных из народа людей и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; престол он передавал своему старшему сыну Стефану, впоследствии ставшему Первовенчанным королём Сербии. Напрасно Стефана Неманю уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре Стефан был, к своей радости, пострижен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.

Св. Симеон сначала подвизался в монастыре Студеница, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные аскетические подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль — устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей Святой Горы Афонской, и тот предоставил им Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было.

Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать Сербской земли и Церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», — он впал в забытье. Утром к больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 (26) февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.

Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи, помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».

В 1202 году, когда междоусобная брань опустошала Сербию, венгерский король Эмерих вторгся в страну со своим войском. Он предоставил Вукану (одному из сыновей Стефана Немани, восставшему против своего старшего брата Стефана) великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.

Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, Святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, Преподобного Стефана Немани. Стефан писал: «Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего — привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но — мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников».

Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его.

Так перенесение мощей Преподобного Симеона послужило установлению мира на Сербской земле. Святые мощи преподобного Симеона были положены в монастыре Студеница, где почивают и ныне.

Преподобная Анастасия Сербская, мать святителя Саввы I Сербского — в миру Анна, дочь Византийского императора Романа IV (1168-1171). Её выдали замуж за великого жупана Рашского Стефана Неманю, которому она родила трёх сыновей: Вукана, Стефана и Растко — будущего великого Сербского святителя Савву.

Когда её супруг принял монашеский постриг, она также удалилась в обитель, которую сама ранее основала на берегу реки Топлицы, и в 1196 году была пострижена в монашество с именем Анастасия.

Прожив свои последние годы в благочестии и святости, она скончалась 21 июня 1200 года и была погребена в притворе монастыря Студеница. Спустя несколько лет диакон Воислав Билбия изготовил искусную раку, куда были переложены её мощи, почивающие в монастыре доныне.

Прп. Симон Сербский (Стефан Неманич Первовенчанный) — старший сын святого жупана Стефана Немани, брат святителя Саввы, первого архиепископа Сербского. Когда престарелый жупан, под влиянием принявшего постриг Саввы, решился посвятить последние свои годы молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии он передал правление державой Стефану, оставив его как «велнего жупана и севастократора» Рашского. Стефану было дано «стольное место среди земли Сербской», тогда как младший сын Вукан получил в удел Холм и Зету, с титулом «великого князя», под верховною властью старшего брата.

Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 года. Лишь в первое время правления он спокойно занимался делами благочестия — вскоре на него восстал Вукан. Венгерский король помог Вукану войсками и тот обрел независимость, а потом стал домогаться первого Сербского престола. Он подчинился папе Римскому, венгерский король обещал папе ввести папизм в Сербии, и их соединенные войска повели войну против Стефана в 1198-1199 годах. Стефан в 1199 году также обращался к папе Иннокентию с просьбой защитить его от насилий Венгрии, и также просил себе королевскую корону, изъявляя готовность присоединиться к Римской Церкви.

Чтобы упредить коронацию соперника, Венгерский король Эмерих вторгся с войском в Сербию в 1202 году. Он предоставил Вукану великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти Венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.

Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, преподобного Стефана Немани. Стефан писал:

«Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего — привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но — мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников».

Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Холма западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. По примирении, Стефан, как верховный правитель, смог спокойно располагать уделами Сербии.

По усмирении домашних неурядиц Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него выступили Болгарский царь Борил и его тесть, латинский Константинопольский император, но вскоре их силы были побеждены.

В эту пору Стефан укрыл у себя Болгарского князя-беглеца Стрезу, чьей смерти искал Борил. Стефан побратался с Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, а потом передал в его управление несколько других мест. Однако, Стреза оказался беспутным и неблагодарным — теша себя жестокостями и презирая увещевания Стефана и святителя Саввы, он наконец поднялся войной против своего благодетеля и грозил согнать Стефана с престола. Но его поразил Божий гнев — однажды ночью, в ужасе от привидения, он заколол сам себя. Также неожиданно погиб другой враг Стефана — грек Михаил, захвативший у Сербии Драч (ныне Дуррес). Венгерский король также поднялся против Стефана по наущению латинского императора, но Стефану удалось примириться с венграми, что заставило латинянина отступить.

По окончании этих бед Стефан, благоговея к памяти своего великого отца, составил его житие.

В 1216 году Стефан вступил в брачный союз с внучкою Венецианского дожа Дандоло. Могущественная в те годы Венецианская республика могла оказывать давление на папу Римского, и когда родственники жены Стефана попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 году послал ему венец, а королю Венгерскому запретил называться Сербским королем. Стефан воспринял титул «краля всей Сербской (Рашской) и Поморской земли, Диоклитии и Травунии, и Далматии и Захолмья.» В знак признательности Стефан утвердил за Млетским бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле.

Приняв венец от папы Римского, Стефан однако не изменил Православию и вскоре подтвердил это новым венчанием на царство. Когда святитель Савва был посвящен в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли он короновал своего брата венцом, присланным от православного императора из Никеи, помазал его святым миром и одел в королевскую мантию. Венчание было совершено в 1222 году в Жичском монастыре. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он — верный сын Православной Церкви. Вслед затем сделаны были распоряжения для ограничения влияния иноверия в Сербии.

Будучи таким образом коронован, Стефан стал первым королем Сербии и вошел в историю как «первовенчанный». Возвышение Сербского властителя и определенный отказ от римо-католицизма вызвал новую волну противодействия — венгерский король снова объявил Сербии войну, но по личным сношениям со святителем Саввой угроза была отведена.

При содействии святого Саввы Стефан приводил в порядок церковные дела в Сербии, утверждал Православие и установил церковную иерархию. Первовенчанный краль употребил власть свою на ослабление в народе обычаев, несогласных с христианством. В грамоте Жичскому монастырю он изложил меры против своевольных разводов и сочетаний брака, предписав наказания для нарушителей; запретил сочетания в родстве; повелел обращаться пред браком к священнику с просьбой разыскать, нет ли родства между желающими брачиться. Для упреждения ошибок в церковных распоряжениях он входил в письменное сношение со знатоком церковных правил Охридским архиепископом Димитрием (Хоматианом).

Святой король много благотворил храмам и обителям: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, а в превую очередь — Хиландару на Афоне. Набожный христианин, мудрый и миролюбивый властитель, Стефан вместе со святым Саввой утвердил Православие и единство Сербии.

Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки своего святого брата. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю владыка Савва все же явился, его брат уже лежал бездыханный. Пораженный скорбью святитель помолился, и Стефан ожил. По совершении пострижения он вновь предал дух свой Господу, 24 сентября 1224 [6] или 1228 [7] года.

 

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви

Евгений Антоненко

Фото и видеосъемка: священнодиакон Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

Поговорим по душам

27 апреля 2024 года в 13:00 в на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС

26 апреля 2024 года, в 38-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литию у памятника о погибших ликвидаторах самой крупной техногенной катастрофы в XX-м веке в Вольнянске.

«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»

27 апреля 2024 года, накануне Вербного Воскресения, празднования Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском архиерейском соборе, по окончании которого обратился со словом архипастырского наставления.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95