Сегодня святая Церковь вспоминает святого Иоанна Богослова, самого молодого из апостолов, которого современники называли «возлюбленным учеником» Христа, а Сам Спаситель Сыном Громовым. Такое высокое звания он заслужил, конечно же, не потому что был племянником Иисусу Христу, а прежде всего потому, что был юношей с чистым, простым и любящим сердцем. Не случайно именно он и еще трое ближайших учеников Христа стали свидетелями явления Божественной Силы Господа, Которую Он открывал лишь немногим избранным. Возможно, именно поэтому только Евангелие от Иоанна Богослова знакомит нас с явлением Божественной Силы Господа, известного больше как чудо исцеления слепорожденного.
«Мы знаем, – говорит Его Высокопреосвященство, –что после грехопадения наших прародителей, у человека «открылись глаза, но закрылось сердце». Отныне наши духовные очи закрылись, – грех их закрыл, потому что сердце заполнилось грязью и скверной, – произошли изменения на физическом и духовном уровне. Но, чудом исцеления слепорожденного и своими словами «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», Господь вселяет в нас надежду, что откроются глаза духовные, через которые человек в состоянии видеть Бога и воспринимать мир во всей его полноте. Известно, что с помощью зрения человек воспринимает мир и более 80% всей информации о нем. Нам кажется, что это один из самых совершенных механизмов восприятия, но на самом деле является весьма ограниченным и несовершенным. Из уроков по физике мы знаем, что человек видит только то, что отражает световые лучи. А как быть с тем, что не отражает свет? Как быть с грехом, который может маскироваться, а зачастую вообще невидим для самого человека? Как прозреть тем, кто слеп духовно и почему физически зрячие вдруг становятся слепыми? Слепорожденный после омовения в силоамской купели прозрел физически, но процесс духовного прозрения у него начался по мере его изменяющегося отношения к Христу. Бог наказывает человека за грехи духовной слепотой. Грех закрывает глаза человеку и он уже не может видеть разницу между истиной и ложью, между хорошим и плохим, между добром и злом, что мы как раз и наблюдаем в современном мире. Причем слепота в первую очередь поражает тех, кто должен вести вперед. Но куда слепой может привести слепого? Желание человека быть как боги, стать мудрее, получить новые знания, вкусив плод от древа познания добра и зла, в конечном итоге привело к прямо противоположному результату. Человечество научилось видеть физический, материальный мир, но духовно ослепло, потому что перестало видеть самое главное для человека – Бога. Вчитываясь снова и снова в слова Евангелия от Иоана Богослова, нам должен открыться главный смысл рассказанной им истории.
Христос действовал благоволением и милосердием Отца Небесного, имея высшие, благие и святые цели, и совершал знамения в самом человеке, внутри его, возрождая его к жизни вечной, даруя спасение, и что чудеса Его – это величайшее для нас благодеяние.
Понимание того, что Господь явился не для показания Своей власти над природою, а над грехом, падшими духами и человеческими душами, действуя словом, непосредственно влияя на человеческие сердце и ум, поможет нам духовно прозреть, подтверждая всей своей жизнью истинность слов, произнесенных исцеленным: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает», тем самым всенародно проявляя свою веру, свою любовь к ближним, и этим укреплять и обращать на путь истины других».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви