«Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Объясняя значение слов евангельской притчи о немилосердном должнике, звучащей во время сегодняшнего богослужения, Его Высокопреосвященство призвал еще раз задуматься над каждым эпизодом этой истории.
«Нам хорошо известно, что притча представляет собой многогранный рассказ, в котором множество оттенков, разных смыслов, одним его содержание может быть понятно сразу, другим нет, становясь впоследствии пищей для размышлений, – сказал владыка. — Как же нам понимать эту историю сейчас? Ведь и во времена Иисуса далеко не все понимали смысл рассказанной истории. Многие уходили, недоуменно пожимая плечами, при этом приговаривая: «Что за нелепая история, или какой странный этот Иисус». Это и понятно, ведь каждый из нас живет в своем собственном мире, со своими проблемами и треволнениями и слова Христа часто бывают несозвучны нашим мыслям, нашей душе. Эта притча учит нас прощать своих должников. Но разве справедливо прощать банкира, который обещал высокие проценты и сбежал с деньгами своих вкладчиков, или президента строительной фирмы, который обещал квартиры, а взамен оставил тысячи людей на улице и без квартиры, и без денег? И вообще справедливо ли прощать своих обидчиков и тех, кто причинил вам зло? Христос нас учит, что мы должны прощать, ибо если это и кажется нам несправедливым, то уж обязательно праведным. Мы сейчас живем в цивилизованном обществе, построенном на принципах социальной справедливости. Но разве может человек поступать безупречно, чтобы никого не обидеть. Несправедливость поступка одного человека пробуждает в другом обостренное чувство несправедливости, которое скорее сродни чувству мести. Как в ветхозаветные времена «око за око и зуб за зуб». Но помимо справедливости в мире есть еще праведность, и эта праведность Божия. Мы знаем, что все действия Божьи праведны, а иначе и быть не может. Вот почему Святое Писание снова и снова с особенным ударением возвращает нас к этой истине, чтобы утвердить её в нашем сознании вместе с благоговением и доверием к Богу».
В заключение Его Высокопреосвященство призвал учиться постигать науку прощения.
«Само по себе это чувство не появится, поскольку является результатом сложных умственных и духовных процессов. Если с вами поступили несправедливо, то, прежде всего, нужно решить две задачи: первая – победить в себе зло, справиться с обидой, разъедающей душу и сердце, и вторая – восстановить справедливость законными методами, то есть сделать все возможное, чтобы правосудие обязательно восторжествовало. И помнить, что зло – это в первую очередь отсутствие добра».