«Сегодня, когда мы празднуем Преображение Господне, – говорит Его Высокопреосвященство, – когда вспоминаем то, что показал Господь Своим ученикам на горе Фавор, вспоминаем явление Его величия и славы, должно каждому задуматься о нашем с вами преображении, о преображении нашей души, чтобы уже здесь в земной жизни начать жить жизнью Царствия Божия.
Мы хотим, чтобы наша жизнь изменилась в лучшую сторону. Но при этом ждем, что это сделает кто-то за нас, мы ждем чуда, ждем доброго волшебника, который одним мановением волшебной палочки бедняка сделает богачом, негодяя превратит в добряка. Может поэтому в такие дни в наших храмах так много людей? Но сами по себе освященные фрукты никакой чудодейственной силой не обладают. Этот день в народной традиции называется Яблочным Спасом. Но если Христос, Своей позорной, мучительной смертью уже нас спас, так неужели наша христианская совесть позволит нас считать, что яблоки могут быть важнее и сильнее Его? Христос спас людей от смерти ценой собственной смерти. За всех нас Он был распят, ради спасения наших бесценных бессмертных душ. Вот к чему нас призывает сегодняшний праздник. Мы должны преображаться, восстанавливать в себе искажаемый грехами образ Божий, чтобы он воссиял в каждом из нас до конца этой земной жизни, за которой начинается новая, светлая, прекрасная жизнь».
Обычай освящать в этот день «начатки плодов» восходит к Ветхому Завету, когда, по Закону Моисееву – «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» – в Иерусалимский Храм в знак благодарности Богу приносили плоды нового урожая: злаки и виноград. Там, где виноград не растет, его заменили яблоки. Отсюда и народное название праздника – Яблочный Спас.
«Яблочный Спас – народное название праздника, – напоминает Его Высокопреосвященство. — Для человека далекого от жизни Церкви этот день сродни диковинному заморскому яблочному карнавалу. Но только не для нас. Для человека верующего этот день убедительное свидетельство того, что каждый человек благодаря непостижимой сущности Бога и Его энергий может приобщиться к Нему. И достичь этого он может не в запредельных высях и не в бесконечной дали. Господь и Бог наш Иисус Христос находится даже не на расстоянии вытянутой руки от нас, достаточно нам только войти в храм Божий или откликнуться чей-то призыв о помощи, открыть свое сердце. У нас нет, и не будет другой возможности, кроме земной жизни, чтобы преобразиться и обновиться. Да, это длительный и трудный процесс, но Господь сотворил человека способным воспринимать самую большую славу и достоинство. Живя в послушании Богу, исполняя Его благую волю, у нас есть возможность постепенно восходит ко всё большей и большей славе, принимая в себя Божью благодать и Божье преображение».