Пост – это время испытания крепости нашей веры и силы нашей любви. Часто в период поста человека одолевают сомнения и противоречия, это дьявол так пытается нас сбить с верного пути, так как человек пошел правильной дорогой. В эти дни может больше проявляться раздражение, беспокойство. Тесен и тернист путь поста, но именно он ведет ко спасению.
Главное не свернуть с него, не испугаться и дойти до конца. Не нужно брать на себя неподъемный груз, пост должен быть в меру возможностей и сил.
Необходимо нам во время поста побороться со своими страстями, смиряя душу и тело. Собственно говоря, пост отличается от диеты именно смирением. Мы не вкушаем скоромную (животного происхождения) пищу для того чтобы смирить свою душу через смирение тела.
Для некоторых людей будет сложностью не посещать увеселительных мероприятий, для других — сложно ограничить себя в беспечной болтовне в социальных сетях, а кому-то очень сложно вместо любимого сериала пойти в храм на Всенощное Бдение.
Добровольно претерпевая ограничения, мы очищаем свою душу от страстей, воспитываем в себе характер, укрепляем свой дух и угождаем Господу.
Великий Пост делится на два периода:
— Четыредесятница — продолжается шесть седмиц, символизирует сорокадневное скитание Спасителя в пустыне без пищи, заканчивается Вербным воскресеньем, Входом Господнем в Иерусалим.
— За Четыредесятницей следует Страстная седмица. В эти дни мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, подготавливаемся к встрече Светлого Воскресения Христова.
С какого числа начинается Великий Пост в 2017 году?
В душеспасительное Великопостное время в 2017 году православные христиане вступают 27 февраля. Окончание времени усердных трудов и сугубой молитвы увенчивается празднованием Пасхи Христовой 16 апреля 2017 г.
Подготовка к Великому Посту
Существует подготовительный период до начала Великого Поста, начинается он за четыре седмицы (недели). Этот период предуготовляет душу христианина к главной и единой сущности поста – покаянию. Каждая седмица, предшествующая Великому Посту имеет свое название и особенности богослужения.
Первая неделя подготовки к Великому Посту — Hеделя о Закхее (Лк. 19:1-10). Церковь своих чад, по примеру Закхея, не быть рабами своей слепоты, своего страха, а стать свободными людьми, ощутить радость полноты жизни, пойти одним путем в глубины Царствия Божия, чтобы приблизиться к Богу.
Вторая подготовительная к Великому Посту седмица заканчивается Неделей о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). С этого времени богослужения совершаются с пением Постной Триоди. Церковь призывает нас обратить внимание на наше духовное состояние. Наше покаяние — каково оно? Истинное или показное, для людей? Осуждающий себя мытарь был «оправдан более» Богом, а фарисей, который слишком возвышал себя – был осуждён.
На протяжении этой седмицы поста нет. Для понимания того, что слепое выполнение устава иногда несет духовный вред. Так как во все дни разрешается вкушать скоромную пищу, эта седмица имеет название «сплошная».
За две недели до начала Великого Поста (в 2017 году – это 27 февраля) начинается седмица (неделя) о блудном сыне (Лк. 15:11-32). На божественной литургии в воскресенье читается притча из Евангелия о блудном сыне, именем которого названа и сама неделя.
Из этой притчи мы видим, что при истинном смирении и раскаянии человека согрешившего возможно прощение самых тяжких грехов. На примере блудного сына показано, как приходят к Богу – со смирением, ничего не требуя и не торгуясь. Эта седмица называется Мясопустной, потому, как ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.
Седмица, предшествующая Великому Посту — Неделя о Страшном Суде, предлагает нам задуматься о нашей жизни, о том, какими мы предстанем перед Богом. На протяжении этой седмицы в пищу уже не употребляют мясо, поэтому неделя еще имеет название «мясопустная», в народе Масленица. В эти дни разрешается употреблять молочные продукты, яйца, сыр, рыбу.
Последнее воскресение непосредственно перед Великим Постом – Прощеное воскресенье. В этот день нужно попросить прощения у своих ближних. Обязательно нужно простить грехи обижающих нас, забыть обиды. После — мы можем с надеждой просить у Господа прощения собственных грехов. Первый понедельник Великого Поста носит название – Чистый, мы должны войти в пост очистившись от обид и попросив прощения.
За Прощеным воскресеньем начинается сам Великий Пост. В 2017 году Великий Пост православные христиане по мере возможности и сил соблюдают пост с 27 февраля по 15 апреля, 16 апреля – День Пасхи.
Как постится? Каким должен быть пост, чтобы он стал спасением для души?
Меру поста и строгость человек определяет, советуясь, со своим духовником (священником у которого происходит регулярная исповедь).
Придерживаться послабленного поста в питании разрешается беременным, больным, тяжело трудящимся, людям в путешествии. Следует помнить, что пост – это не диета, это время для совершения добрых дел, раскаяния и покаяния, и главное усиленной молитвы. В эти дни нужно более тщательно читать молитвы, посещать богослужения в Храме, полностью отречься от лжи, сквернословия, лицемерия. В этом, духовном, плане послабления не должно быть, этого должен придерживаться каждый верующий человек.
Питание в дни Великого поста
Типикон описывает правила трапезы в дни поста так:
— первая и последняя (Страстная седмица) недели поста самые строгие в воздержании от пищи. В понедельник, среду и пятницу каждую неделю в Великий пост, принимают один раз в сутки вечером холодную пищу (сырую) без добавления масла. Во вторник и четверг, тоже принимать пищу один раз, допускается горячая еда, но без добавления масла. В субботу и воскресенье допускается небольшое послабление, можно добавлять в еду растительное масло и вино, трапезничать можно дважды. На праздники Благовещения (если он не попадает на дни Страстной недели) и Вербное воскресенье можно употреблять рыбу. На Страстной неделе в Великую пятницу не едят вообще, в Великую субботу тоже воздерживаются от приема пищи.
Нужным будет сказать, что такая строгость поста не для простых мирян. В наше время очень сложно следовать Уставу, качество продуктов и уровень жизни оставляет желать лучшего. Даже в монастырях не всегда придерживаются такой строгости, иногда допускается попущение в трапезе. Для простых мирян, в обычной практике, достаточно отказаться от мясных и молочных продуктов, яиц и продуктов с их содержанием, в дни строгого поста не употреблять рыбу.
Тем, кто собирается поститься впервые, нужно соизмерять свои физические силы и здоровье, и помнить что Господу нужно наше сердце и душа, а не голодный обморок.
Мы должны питаться достаточно разнообразно, чтобы получать полноценно витамины, растительный белок, которым мы заменяем белки животного происхождения. Разнообразные овощи и фрукты, а также сухофрукты – первые помощники, они могут служить для нас как перекусом, так и основным источником пищи. Всевозможные каши являются кладезем большого количества полезных углеводов, которые нам необходимы для поддержания сил и жизнедеятельности, а также в них содержится много клетчатки и витаминов.
Источниками белка растительного происхождения служат бобовые, грецкие орехи, грибы. Очень хорошо выручает в эти дни консервация и соленья, заготовленные в летне-осенний период. Также хорошо поддержат силу и прибавят энергии сухофрукты и орехи. Они содержат очень большое количество витаминов и имеют высокую питательную ценность, отлично утоляют голод.
Так как Великий Пост – это очень строгий пост, даже растительное масло допускается к употреблению только в некоторые дни, то предпочтительнее готовить блюда без использования сковороды и жарки, каши, бобовые и овощи, которые требуют термообработки, варим и готовим на пару без использования растительного жира.
Также мы можем кушать в этот период времени хлеб и хлебобулочные изделия. Только те, при приготовлении которых не использовались яйца, жир животного происхождения и молочные продукты.
Рецепты в пост, которыми пользуются в монастыре
Многие верующие, которым посчастливилось хоть один раз поприсутствовать на трапезе в монастырях, с удивлением отметили, насколько там все вкусно приготовлено. Очень простые блюда, а вкус необыкновенный. Сами монахи говорят о том, что когда готовишь с молитвой и добрыми мыслями, вкус у блюд совершенно иной, пища как бы насыщается добротой и любовью. Поэтому и вкус у нее неземной.
Предлагаем попробовать в домашних условиях приготовить некоторые монастырские блюда. Есть основные стандарты, которых придерживаются в большинстве монастырей: первое – после трапезы должно присутствовать легкое чувство голода, не должно быть переедания. Второе – блюда должны быть просты в приготовлении, зачастую без использования специй, и, желательно, пища должна быть растительного происхождения, питательная, здоровая, с необходимым содержанием витаминов.
Пхали из фасолиСпасо-Яковлевский монастырь
|
|
||
|
Способ приготовления: |
Первым делом перебираем от посторонней зелени и промываем стручковую фасоль. Заливаем ее кипятком и варим до готового состояния. Откидываем готовую фасоль на дуршлаг, отжимая от излишек отвара. Перебираем и промываем зелень — кинзу, петрушку, затем измельчаем. Также режем очищенный лук и чеснок. В блендер складываем подготовленные ранее орехи, измельченную зелень, лук с чесноком, соль и специи. Перебиваем все в однородную смесь.
Печенье постное (тесто на рассоле)Брестский Рождество-Богородицкий монастырь
|
|
||
|
Способ приготовления: |
Берем рассол от помидор, сахар, ванильный сахар и начинаем смешивать его в миске с растительным маслом. Затем муку. Ее нужно добавить столько, чтоб замесилось достаточно плотное тесто. Тесто нужно раскатать толщиной 1 см. Из пласта теста вырезаем печенье. Можно с помощью формочек, можно ножом. Духовку перед выпеканием хорошо разогреваем и помещаем в нее противень с нашим печеньем. Когда оно приобретет золотистый цвет, вынимаем.
Кисель из овсяных хлопьев (постный холодец) |
|
||
|
Способ приготовления: |
Для приготовления постного киселя нам потребуется предварительно на 1 сутки замочить в теплой воде овсяные хлопья с хлебными корочками. Ставим кастрюлю настаиваться в теплое место, несколько раз перемешиваем за этот период. Когда время нужное выдержано, нужно процедить смесь через сито или марлю, отделив жмых крупы и хлеба от жидкости. В полученный отжатый настой наливаем 0,5 литра воды, добавляем соль и сахар. Варим наш кисель на слабом огне, постоянно помешивая. После закипания выдерживаем еще на плите 5 минут и снимаем. Разливаем в удобную посуду и ожидаем пока остынет. При остывании он постепенно густеет.