Если мы обратимся к Библии, то увидим предписания «о возможности и необходимости материального обеспечения служащих Церкви (1 Кор 9. 13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1 Кор 16. 1; Гал 2. 10) (http://www.pravenc.ru/text/171766.html). А если вспомнить еще и десятину, отдаваемую в Ветхом Завете священству, которую в принципе никто в Новом Завете не отменял, то поймем, что Церковь должна содержаться ее членами. Т. е. обычный приход должен жить за счет своих прихожан.
В ранней Церкви, если мы откроем книгу о жизни первых христиан (книгу Деяний святых апостолов), христианские общины жили одной семьей. У них был общий бюджет : «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Богатые христиане все свое имущество делали достоянием всей общины, как и бедные, и поэтому нуждающихся не было. Все церковные потребности были удовлетворяемы : «Каждому давалось в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35).
Но уже спустя лет двадцать апостол Павел призывал коринфских христиан «жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9. 7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16. 2) (http://www.pravenc.ru/text/171766.html). Как пишет святитель Феофан Затворник по этому поводу, объясняя эти слова апостола: «Что дается не по этой мере (по расположению сердца – прот. Д.), то будет бесплодно. Убивает милостыню сдержанность сердца и равнодушие при подаянии; когда подается милостыня с огорчением, когда дают, а сердцем жалеют, что дают, или с принуждением: то необходимостию повиновения, то общностию дела, то другими какими-нибудь внешними причинами. Такая милостыня не угодна Богу, Который по свидетельству Писания (Пр. XXII, 9), любит доброхотного дателя» (Жизнь и труды святого Апостола Павла. М. 1995. с. 201-202).
В церковной истории в разные периоды и в разных странах совершенно разные были формы доходов. Церковь могла вводить и десятину (http://www.pravenc.ru/text/171766.html), жила и за счет натуральных хозяйств своих прихожан (https://hram.zp.ua/archives/kak-ustanavlivayutsya-ceny-na-treby-i-ob), и за счет государства (Синодальный период нашей Церкви), которое содержало церковных служащих. В новейшей истории Церковь отделена от государства и должна, как и в первые века обеспечивать сама себя.
Рассуждая о церковных доходах, нельзя забывать и о церковных расходах. Это и социальные различные проекты, например, ежедневное обеспечение питанием нищих, и «строительство и реставрация храмов, зарплата священникам и певцам, сторожам и уборщицам. Затраты на содержание семинарий, воскресных школ, церковных гимназий и больниц. Аренда помещений для внехрамовых бесед и лекций и покупка эфирного времени для радио- и телепроповеди. Содержание центрального аппарата и зарубежных миссий и представительств» (Диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2007, сс. 167-168).
На сегодняшний день на церковных приходах существует совершенно разное финансовое состояние. Как правило, доход храма зависит от его месторасположения (город или село, центр города или окраина), от личных контактов настоятеля с людьми, которые могут оказать материальную поддержку, т. е. благодетелями. В связи с этим есть богатые приходы, а есть бедные.
К тому же, как и в самом вопросе прозвучало, на приходах есть различный взгляд на пожертвования прихожан. В одних храмах, действительно, когда люди спрашивают у священника: «Сколько мы должны, за крещение», то батюшка отвечает : «Сколько пожертвуете». А в других храмах установлена фиксированная сумма пожертвования. И я бы так не был категоричен, рассматривая последний вариант. Потому что, как известно, тот или иной храм живет на деньги не прихожан, а «захожан». «Прежде всего – на деньги тех, кого приносят дважды в жизни: первый раз, чтобы покрестить, второй раз – чтобы отпеть. Вот эти практические атеисты, незнакомые ни священнику, ни прихожанам, и передают свои деньги в церковный «свечной ящик». За себя и за того (церковного) парня». (Диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2007, с. 172). Поэтому необходимо иметь, наверное, огромное христианское мужество и веру (или стабильных щедрых благотворителей-спонсоров), чтобы полностью предать себя в руки Божии и не заботиться о жизни, требующей денежного вливания.
Притом, если человек не в состояние внести пожертвование, то, несмотря на это, по церковным правилам священник обязан совершить то или иное священнодействие, необходимое для обратившегося христианина.
Хотелось бы посоветовать Вам быть более снисходительными к непростой сложившейся ситуации и проявить христианскую любовь, которая по слову ап. Павла «Все покрывает» (1Кор. 13, 7).