— Относительно пророков Илии и Иоанна Крестителя. Души этих людей невозможно отождествлять потому, что согласно библейскому повествованию, Илия не умер, его душа не рассталась с телом и, в силу этого простого обстоятельства, не могла переселиться ни в тело Елисея, ни в тело Предтечи (4 Цар. 2,11,17).
По пророчеству, Илия должен прийти накануне пришествия Мессии, чтобы предупредить о наступлении последних дней. Иоанн не собирался предрекать конец мира или падение Римской империи. Поэтому на вопрос «ты ли тот Илия», то есть последний пророк, возвещающий наступление мессианской эпохи, Иоанн отвечает «нет».
Иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия. Иисусу же для того, чтобы израильтяне могли принять Его мессианство, надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция — указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос — не их личности, но их служение. По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17) . «Дух» есть нечто иное, чем душа.
Икона «Пророк Иоанн Предтеча»
О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15)
Что касается преподобного Серафима Саровского. Этот человек прославлен в лике святых Православной Церкви. Одно это говорит об отсутствии в его взглядах учения о реинкарнации.
Положение о том, что дух или душа может перевоплощаться, то есть приходить на Землю в разные времена человеческой истории в разные тела категорически отвергается Православной Церковью.
Икона «Преподобный Серафим Саровским с житием»
Учение о реинкарнации было осуждено на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил: «Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».
Почему это так. Во-первых, как видно, это учение противоречит христианскому догмату о всеобщем воскресении мертвых. Ведь если у хотя бы двух человеческих тел была одна душа, то одно из них в воскресение мертвых останется без души, и таким образом не воскреснет.
Во-вторых, человеческая личность является образом Божиим. Человек изначально создан как единое существо. Разделение его природы — это последствие грехопадения. Только совместное бытие души и тела может образовать человека. Душа сама по себе не является человеком, как и тело само по себе. Предназначение человека — достигнуть обожения, то есть реализовать в своей жизни полное подобие своему Творцу. Если бы не произошло грехопадения наших прародителей, то в раю это обожение реализовалось бы до конца. Теперь эта цель стоит перед каждым христианином. Человек без Бога не может этого достигнуть, так как он очень слаб. Поэтому и пришел Бог на Землю, чтобы исполнить свой замысел в полной мере. Он обожил воспринятую человеческую природу. И дарует ее всем, кто вступает с Ним в единство. Поэтому для человека его земной отрезок бытия является очень ответственным. Ему дается всего лишь одна попытка вернуться к Богу.
Заблуждение о том, что у одной души может быть много тел, противоречит, таким образом, христианскому учению о самой природе человека и самому процессу спасения людей.