Основными историческими факторами, сформировавшими украинский народ, были Православная Церковь и казачество. Вся национальная сущность украинского народа выразилась в таком историческом явлении как казачество, исторической миссией которого было исповедание и защита Православной Веры.
И Церковь, проявляя пастырскую заботу, всегда была с казачеством, благословляя его на жизнь и служение на благо страны и ближних. Поэтому не удивительно, что с образованием независимого государства в Украине наряду с возрождением и укреплением общественного авторитета Православной Церкви возрождается и набирает силу такое важное общественно-историческое явление как казачество.
Однако если в прошлом нашей Родины быть казаком означало исповедовать православную веру, то на сегодняшний день союз Церкви и казачества часто воспринимается лишь как формальность. Увы, к сожалению сегодня, мы не можем сказать, что Церковь и казачество являют собой некое органическое единство. Проблемы на пути к сближению имеются с обеих сторон.
И эти проблемы нам видятся в следующем:
— со стороны казачьих организаций:
1. В отличие от России в Украине разрыв поколений казачества насчитывает не десятки, а сотни лет. Вследствие этого нет преемственности живой традиции от отца (или деда) к сыну, что приводит к книжности нашего казачества: возрождению традиций по историческим книгам, часто носящим спекулятивный, а не реальный исторический характер.
2. Раздробленность казачества. Церковь ставится часто перед выбором — с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношения только с этим войском, а не с другим.
3. Непостоянство и аморфность самих казачьих организаций. Отсутствие у казачества единой идеологии и единого свода правил и традиций.
4. Распространение среди казачества этнофилетизма — еретического учения, стремящегося разделить Церковь Христову по национальному признаку, ради удовлетворения национальной гордыни. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, как якобы «неукраинской» и тяготение к неканоническим псевдоправославным религиозным организациям УПЦ КП и УАПЦ и даже к УГКЦ.
5. В среде казачества, как среди отдельных казаков, так и на уровне целых организаций, часто встречаются религиозная индифферентность и даже враждебность к Православной Церкви, что выражается порой в исповедании откровенного язычества (например, РУНвiри).
6. В большинстве случаев у казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает маловерие и откровенные суеверия. Исходя из опыта духовничества среди казачества видно, что современными казаками в отличие от исторических, связь православия и такого явления как украинское казачество воспринимается очень умозрительно и внешне. Все сводится к внешнему копированию бытового обрядоверия, где переплелись языческие суеверия и православная обрядность. Современный казак не видит различия в этих явлениях и ему дорога лишь форма без содержания. Весь этот комплекс фольклорно-бытового обрядоверия современные казаки именуют своими «духовными казачьими традициями». Принятие к себе «казачьего духовника» в большинстве случаев дань фольклорно-бытовым традициям.
7. Слабое воцерковление даже тех казаков, которые считают себя православными. Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан осознанно исповедующих православие. Религиозность современных казаков часто является внешней, формальной, безжизненной и малоплодной. У большинства из них нет правильных понятий о Троице, о Церкви, о заповедях Божиих, об обязанностях христианина перед Богом, о деле спасения души и т.д. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещает Храм Господень, как в воскресные, так и в будние дни, а посещение в праздничные дни, в лучшем случае, происходит для обеспечения охраны общественного порядка. Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, а также в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мирские мероприятия, содержание которых не соответствует правилам Церкви. Нынешние казаки не имеют прочной надежды и упования на Бога Творца и Спасителя, не привыкли молиться ко Господу и просить Его помощи и искать у Него защиты. Все их вероисповедание ограничивается знанием, как перекреститься и как поставить свечку, а многие не умеют даже этого. Все это противоречит истинным духовным традициям, как Православной церкви, так и казачества.
8. Почти во всех казачьих организациях принято присягать Богу, порой при участии священнослужителей, что, при отсутствии строгого православного вероисповедания с точки зрения Церкви ввергает их в грех клятвопреступления.
— Проблемы со стороны УПЦ:
1. Православная Церковь не владеет полной информацией о казачьих организациях Украины и степени готовности их сотрудничать с УПЦ.
2. При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус большинства духовников официально никак в структуре епархиального управления. Поэтому приходится сталкиваться с той ситуацией, которую описал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, когда появляются у организаций «карманные священники» по знакомству: «понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять» до тех пор пока не разонравится.
3. Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать этих казаков. Нельзя ограничивать свою деятельность присутствием на торжественных мероприятиях. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов. Плодотворными могут быть только участие в церковных службах, систематические встречи-беседы и индивидуальная работа с казаками.
Сегодня именно Православная Церковь является инициатором перевода взаимоотношений с казачеством в конструктивное русло, и поэтому решение всего комплекса указанных проблем ложится на духовенство, окормляющее казачество.
Чтобы определить характер деятельности священства в казачьих организациях необходимо, прежде всего, дать религиозную оценку такого явления как казачество.
Во-первых, для Церкви казак – это, прежде всего, православный христианин, живущий в миру (т.е. имеющий семью, светскую работу, активно участвующий в жизни общества). То есть, главной целью его жизни является спасение своей души и приготовление к блаженной вечности с Богом в условиях «треволнений житейского моря». Поэтому казак, обязан вести религиозную жизнь, присущую христианину — должен учиться любить Бога, жить по христианским заповедям, быть членом Церкви, участвуя в богослужениях и Таинствах, знать молитвы, изучать Священное Писание и святых отцов и т.д.
При этом следует отметить, что принадлежность к казачеству сама по себе не дает никаких льгот в деле христианского спасения: как и всем православным христианам, казакам необходимо искоренять свои страсти и приобретать христианские добродетели, если они хотят войти в Царство Небесное и не попасть в ад.
Во—вторых, казак для Церкви это еще и православный воин, призванный к защите веры.
Укажем основные требования к казаку, как защитнику веры и Отечества:
— Казак, как и любой воин, должен идти в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству.
— Казаки, как воины, являются людьми, испытанными в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовыми (свт. Филарет Московский), а это значит, что они постоянно должны быть готовы к смерти, защищая других людей, и тем самым выполнить наиважнейший закон любви Христовой: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), через что они надеются наследовать царствие Божие.
— Защитник веры силен в бою не только своим мужеством и храбростью или своим оружием, но, с одной стороны, силою Благодати Божией, заступничеством Пресвятой Богородицы, а, с другой — верою, молитвою и упованием на Бога.
Но всего этого невозможно достичь без четких знаний догматов христианской веры, без деятельной христианской жизни через участия в Таинствах и Богослужении Церкви, без покаяния, а также без борьбы со своими страстями. И именно поэтому Православная Церковь должна помогать казакам в утверждении и возрастании в христианской вере.
Учитывая современные проблемы и тот факт, что современный казак является и православным христианином, живущим в миру, и православным воином, призванным к защите веры, а также добровольное согласие казачьих организаций воцерковляться и духовно окормляться в УПЦ, основной целью Православной Церкви является:
— Во-первых, реальное воцерковление и духовное окормление казаков (и их семей).
— Во-вторых, возрождение исторических православных традиций казачества, при котором расплывчатое понятие «казачьих духовных традиций» священник должен заполнить конкретным содержанием православной духовности, где на первое место выходит связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви.
Православная Церковь, уповая на помощь Божию, надеется на упрочение взаимоотношений с казачьими организациями и мы уверенны в том, что настоящее, а не формальное воцерковление казаков сделает казачество дееспособным и позволит истинно возродить казачье воинство Христово и обеспечит надёжную опору и защиту Святой Православной Церкви и нашего Отечества.