×
Суббота, 15 Августа 2020
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика ап. от 70-ти Стефа́на, архидиакона (ок. 428), и обре́тение мощей правв. Никоди́ма, Гамалии́ла и сына его Ави́ва;
блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557);

прп. Васи́лия Спасо-Кубенского (Каменского) (XV);
сщмч. Стефа́на I, папы Римского, и иже с ним (257);

мч. Афана́сия Жуланова (1918);
прмч. Плато́на (Колегова), иеромонаха (1937);
Икон Божией Матери: Ачаирская (XXI).
Суббота, 15 Августа 2020
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/vystuplenie-protvladimira-gumenyuka
голосов: 0
0 0
27 Октября 2010 г

Выступление на конференции Заместителя Председателя Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи протоиерея Владимира Гуменюка

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Основными историческими факторами, сформировавшими украинский народ, были Православная Церковь и казачество. Вся национальная сущность украинского народа выразилась в таком историческом явлении как казачество, исторической миссией которого было исповедание и защита Православной Веры.

И Церковь, проявляя пастырскую заботу, всегда была с казачеством, благословляя его на жизнь и служение на благо страны и ближних. Поэтому не удивительно, что с образованием независимого государства в Украине наряду с возрождением и укреплением общественного авторитета Православной Церкви возрождается и набирает силу такое важное общественно-историческое явление как казачество.

Однако если в прошлом нашей Родины быть казаком означало исповедовать православную веру, то на сегодняшний день союз Церкви и казачества часто воспринимается лишь как формальность. Увы, к сожалению сегодня, мы не можем сказать, что Церковь и казачество являют собой некое органическое единство. Проблемы на пути к сближению имеются с обеих сторон.

И эти проблемы нам видятся в следующем:

— со стороны казачьих организаций:

1. В отличие от России в Украине разрыв поколений казачества насчитывает не десятки, а сотни лет. Вследствие этого нет преемственности живой традиции от отца (или деда) к сыну, что приводит к книжности нашего казачества: возрождению традиций по историческим книгам, часто носящим спекулятивный, а не реальный исторический характер.

2. Раздробленность казачества. Церковь ставится часто перед выбором — с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношения только с этим войском, а не с другим.

3. Непостоянство и аморфность самих казачьих организаций. Отсутствие у казачества единой идеологии и единого свода правил и традиций.

4. Распространение среди казачества этнофилетизма — еретического учения, стремящегося разделить Церковь Христову по национальному признаку, ради удовлетворения национальной гордыни. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, как якобы «неукраинской» и тяготение к неканоническим псевдоправославным религиозным организациям УПЦ КП и УАПЦ и даже к УГКЦ.

5. В среде казачества, как среди отдельных казаков, так и на уровне целых организаций, часто встречаются религиозная индифферентность и даже враждебность к Православной Церкви, что выражается порой в исповедании откровенного язычества (например, РУНвiри).

6. В большинстве случаев у казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает маловерие и откровенные суеверия. Исходя из опыта духовничества среди казачества видно, что современными казаками в отличие от исторических, связь православия и такого явления как украинское казачество воспринимается очень умозрительно и внешне. Все сводится к внешнему копированию бытового обрядоверия, где переплелись языческие суеверия и православная обрядность. Современный казак не видит различия в этих явлениях и ему дорога лишь форма без содержания. Весь этот комплекс фольклорно-бытового обрядоверия современные казаки именуют своими «духовными казачьими традициями». Принятие к себе «казачьего духовника» в большинстве случаев дань фольклорно-бытовым традициям.

7. Слабое воцерковление даже тех казаков, которые считают себя православными. Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан осознанно исповедующих православие. Религиозность современных казаков часто является внешней, формальной, безжизненной и малоплодной. У большинства из них нет правильных понятий о Троице, о Церкви, о заповедях Божиих, об обязанностях христианина перед Богом, о деле спасения души и т.д. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещает Храм Господень, как в воскресные, так и в будние дни, а посещение в праздничные дни, в лучшем случае, происходит для обеспечения охраны общественного порядка. Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, а также в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мирские мероприятия, содержание которых не соответствует правилам Церкви. Нынешние казаки не имеют прочной надежды и упования на Бога Творца и Спасителя, не привыкли молиться ко Господу и просить Его помощи и искать у Него защиты. Все их вероисповедание ограничивается знанием, как перекреститься и как поставить свечку, а многие не умеют даже этого. Все это противоречит истинным духовным традициям, как Православной церкви, так и казачества.

8. Почти во всех казачьих организациях принято присягать Богу, порой при участии священнослужителей, что, при отсутствии строгого православного вероисповедания с точки зрения Церкви ввергает их в грех клятвопреступления.

— Проблемы со стороны УПЦ:

1. Православная Церковь не владеет полной информацией о казачьих организациях Украины и степени готовности их сотрудничать с УПЦ.

2. При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус большинства духовников официально никак в структуре епархиального управления. Поэтому приходится сталкиваться с той ситуацией, которую описал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, когда появляются у организаций «карманные священники» по знакомству: «понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять» до тех пор пока не разонравится.

3. Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать этих казаков. Нельзя ограничивать свою деятельность присутствием на торжественных мероприятиях. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов. Плодотворными могут быть только участие в церковных службах, систематические встречи-беседы и индивидуальная работа с казаками.

Сегодня именно Православная Церковь является инициатором перевода взаимоотношений с казачеством в конструктивное русло, и поэтому решение всего комплекса указанных проблем ложится на духовенство, окормляющее казачество.

Чтобы определить характер деятельности священства в казачьих организациях необходимо, прежде всего, дать религиозную оценку такого явления как казачество.

Во-первых, для Церкви казак – это, прежде всего, православный христианин, живущий в миру (т.е. имеющий семью, светскую работу, активно участвующий в жизни общества). То есть, главной целью его жизни является спасение своей души и приготовление к блаженной вечности с Богом в условиях «треволнений житейского моря». Поэтому казак, обязан вести религиозную жизнь, присущую христианину — должен учиться любить Бога, жить по христианским заповедям, быть членом Церкви, участвуя в богослужениях и Таинствах, знать молитвы, изучать Священное Писание и святых отцов и т.д.

При этом следует отметить, что принадлежность к казачеству сама по себе не дает никаких льгот в деле христианского спасения: как и всем православным христианам, казакам необходимо искоренять свои страсти и приобретать христианские добродетели, если они хотят войти в Царство Небесное и не попасть в ад.

Вовторых, казак для Церкви это еще и православный воин, призванный к защите веры.

Укажем основные требования к казаку, как защитнику веры и Отечества:

— Казак, как и любой воин, должен идти в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству.

— Казаки, как воины, являются людьми, испытанными в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовыми (свт. Филарет Московский), а это значит, что они постоянно должны быть готовы к смерти, защищая других людей, и тем самым выполнить наиважнейший закон любви Христовой: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), через что они надеются наследовать царствие Божие.

— Защитник веры силен в бою не только своим мужеством и храбростью или своим оружием, но, с одной стороны, силою Благодати Божией, заступничеством Пресвятой Богородицы, а, с другой — верою, молитвою и упованием на Бога.

Но всего этого невозможно достичь без четких знаний догматов христианской веры, без деятельной христианской жизни через участия в Таинствах и Богослужении Церкви, без покаяния, а также без борьбы со своими страстями. И именно поэтому Православная Церковь должна помогать казакам в утверждении и возрастании в христианской вере.

Учитывая современные проблемы и тот факт, что современный казак является и православным христианином, живущим в миру, и православным воином, призванным к защите веры, а также добровольное согласие казачьих организаций воцерковляться и духовно окормляться в УПЦ, основной целью Православной Церкви является:

— Во-первых, реальное воцерковление и духовное окормление казаков (и их семей).

— Во-вторых, возрождение исторических православных традиций казачества, при котором расплывчатое понятие «казачьих духовных традиций» священник должен заполнить конкретным содержанием православной духовности, где на первое место выходит связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви.

Православная Церковь, уповая на помощь Божию, надеется на упрочение взаимоотношений с казачьими организациями и мы уверенны в том, что настоящее, а не формальное воцерковление казаков сделает казачество дееспособным и позволит истинно возродить казачье воинство Христово и обеспечит надёжную опору и защиту Святой Православной Церкви и нашего Отечества.

протоиерей Владимир Гуменюк

Комментариев нет

Читайте также

В день целителя ран людских

9 августа, в день памяти святого великомученика Пантелеимона, в Свято–Богоявленском храме Энергодара были вознесены особые молитвы за врачей и всех болящих и страждущих.

Строящий свою жизнь на основе заповедей Божьих, строит прежде всего свою душу

09 августа 2020 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию, поздравил с праздником и пожелал просить у святого не только исцеления от физических болезней

«Христос приблизился к человеку настолько, чтобы тот мог понять, что пришло время обновляться, время становиться лучше»

08 августа 2020 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мелитополя, а затем обратился к верующим с проповедью

Владыка поблагодарил медиков Запорожского района за мужество и вручил церковные награды лучшим из них

11 августа 2020 года по случаю праздника святого Николая – покровителя смелых и энергичных людей, состоялось награждение работников Запорожской районной больницы, проявивших высокий профессионализм, жертвенность и милосердие в противостоянии эпидемии короновируса

Протоиерей Вячеслав Власенко
02.08.2020
Память пророка Илии
Протоиерей Вячеслав Власенко
02.08.2020
«Исцеление слепых»
Протоиерей Вячеслав Власенко
21.07.2020
О расслабленном
Протоиерей Вячеслав Власенко
06.07.2020
Исцеление слуги сотника
Протоиерей Вячеслав Власенко
28.06.2020
Ищите прежде всего Царство Небесное
Иерей Дмитрий Матюшенко
26.06.2020
Коронавирус и чипизация. Размышления «на злобу дня»
Протоиерей Вячеслав Власенко
21.06.2020
Память всех святых в Руси и на Святой горе Афонской просиявших
Протоиерей Вячеслав Власенко
17.06.2020
Память всех святых. Начало поста Петра и Павла
Протоиерей Вячеслав Власенко
11.06.2020
Духов День!
Протоиерей Вячеслав Власенко
11.06.2020
6 июня 2020 г. А.С. Пушкин «Пророк»
Протоиерей Вячеслав Власенко
06.06.2020
Троицкая поминальная суббота
Протоиерей Вячеслав Власенко
28.05.2020
Проповедь на Вознесение
Протоиерей Вячеслав Власенко
28.05.2020
ВОЗНЕСЕНИЕ
Протоиерей Вячеслав Власенко
18.05.2020
Самарянка
Протоиерей Вячеслав Власенко
15.05.2020
«Какие краски…»
Протоиерей Вячеслав Власенко
14.05.2020
«Я Свет миру….»
Протоиерей Вячеслав Власенко
14.05.2020
«Каплите слезы — врачество…»
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.04.2020
«Истинно, истинно говорю вам…»
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.04.2020
Радоница
Протоиерей Вячеслав Власенко
28.04.2020
«Дом Мой домом молитвы наречется»
Протоиерей Вячеслав Власенко
12.04.2020
ВХОД В ИЕРУСАЛИМ
Протоиерей Вячеслав Власенко
12.04.2020
Проповедь в Лазареву субботу
Протоиерей Вячеслав Власенко
12.04.2020
Творение. День третий
Протоиерей Вячеслав Власенко
09.04.2020
Проповедь на Благовещение
Протоиерей Вячеслав Власенко
07.04.2020
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
Протоиерей Вячеслав Власенко
07.04.2020
Григор Нарекаци «Книга скорбных песнопений»
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.03.2020
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.03.2020
Второй день творения
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.03.2020
Небесная война
Протоиерей Вячеслав Власенко
30.03.2020
И сказал Бог: Да будет свет
Протоиерей Вячеслав Власенко
24.03.2020
И последние будут первыми…
Протоиерей Вячеслав Власенко
23.03.2020
Родительская суббота
Протоиерей Вячеслав Власенко
19.03.2020
Память Григория Паламы
Протоиерей Вячеслав Власенко
17.03.2020
Священник Вячеслав Власенко. Мальчики и девочки, давайте пообщаемся)
Протоиерей Вячеслав Власенко
17.03.2020
Святой мучениче княже Вячеславе, моли Бога о нас!
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.03.2020
«Под покровом Богородицы»
Светлана Скорик
04.02.2020
Впечатления
Олександр Максимов
30.01.2020
Як перетворити увесь світ на фотографію. Світлини на честь Різдва Христова
Людмила Некрасовская
29.01.2020
«Здесь отдыхаешь душой, слушая стихи и песни, наполняешься чувством сопричастности к таинству праздника»
Ольга Лебединская
29.01.2020
Ольга Лебединская рассказала о фестивале «Звезда Рождества 2020»

Коронавирус и чипизация. Размышления «на злобу дня»

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95