×
Суббота, 16 Ноября 2019
сщмчч. Акепси́ма, епископа, Ио́сифапресвитера и Аифа́ла, диакона (IV);
Обновление храма вмч. Гео́ргия Победоносца в Лидде (IV);

мчч. А́ттика, Ага́пия, Евдокси́я, Кате́рия (Карте́рия), Истука́рия, Пакто́вия, Никтополио́на и дружины их (ок. 320);
прп. Акепси́ма Антиохийского (IV);
прав. Снанду́лии (Яздундо́кты) Персидской (IV);

сщмч. Николая Динариева, пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918);
сщмчч. Васи́лия Архангельского, Петра Орленкова, Васи́лия Покровского, Алекса́ндра Зверева, Влади́мира Писарева, Се́ргия Кедрова, Николая Пятницкого, Вике́нтия Смирнова, Иоа́нна Кесарийского, Петра Косминкова, Алекса́ндра Парусникова, Павла Андреева, Космы́ Петриченко, пресвитеров и Симео́на Кречкова, диакона (1937);
мц. Евдоки́и Сафроновой (1938);
сщмч. Се́ргия Станиславлева, протодиакона (1942);
Суббота, 16 Ноября 2019
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.


Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/vystuplenie-protvladimira-gumenyuka
голосов: 0
0 0
27 Октября 2010 г

Выступление на конференции Заместителя Председателя Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи протоиерея Владимира Гуменюка

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Основными историческими факторами, сформировавшими украинский народ, были Православная Церковь и казачество. Вся национальная сущность украинского народа выразилась в таком историческом явлении как казачество, исторической миссией которого было исповедание и защита Православной Веры.

И Церковь, проявляя пастырскую заботу, всегда была с казачеством, благословляя его на жизнь и служение на благо страны и ближних. Поэтому не удивительно, что с образованием независимого государства в Украине наряду с возрождением и укреплением общественного авторитета Православной Церкви возрождается и набирает силу такое важное общественно-историческое явление как казачество.

Однако если в прошлом нашей Родины быть казаком означало исповедовать православную веру, то на сегодняшний день союз Церкви и казачества часто воспринимается лишь как формальность. Увы, к сожалению сегодня, мы не можем сказать, что Церковь и казачество являют собой некое органическое единство. Проблемы на пути к сближению имеются с обеих сторон.

И эти проблемы нам видятся в следующем:

— со стороны казачьих организаций:

1. В отличие от России в Украине разрыв поколений казачества насчитывает не десятки, а сотни лет. Вследствие этого нет преемственности живой традиции от отца (или деда) к сыну, что приводит к книжности нашего казачества: возрождению традиций по историческим книгам, часто носящим спекулятивный, а не реальный исторический характер.

2. Раздробленность казачества. Церковь ставится часто перед выбором — с каким казачьим войском иметь дело. Часто сами казаки выставляют претензии Церкви, что она должна иметь отношения только с этим войском, а не с другим.

3. Непостоянство и аморфность самих казачьих организаций. Отсутствие у казачества единой идеологии и единого свода правил и традиций.

4. Распространение среди казачества этнофилетизма — еретического учения, стремящегося разделить Церковь Христову по национальному признаку, ради удовлетворения национальной гордыни. Отсюда двойственное отношение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, как якобы «неукраинской» и тяготение к неканоническим псевдоправославным религиозным организациям УПЦ КП и УАПЦ и даже к УГКЦ.

5. В среде казачества, как среди отдельных казаков, так и на уровне целых организаций, часто встречаются религиозная индифферентность и даже враждебность к Православной Церкви, что выражается порой в исповедании откровенного язычества (например, РУНвiри).

6. В большинстве случаев у казаков существует непонимание религиозного содержания понятия «духовных традиций казачества». Под этим понимают исключительно знание исторических событий, внешнюю форму казачьего быта и традиций военного мастерства. Часто от веры берутся сугубо обрядовые формы без духовного содержания, а порой под «казачьим православием» процветает маловерие и откровенные суеверия. Исходя из опыта духовничества среди казачества видно, что современными казаками в отличие от исторических, связь православия и такого явления как украинское казачество воспринимается очень умозрительно и внешне. Все сводится к внешнему копированию бытового обрядоверия, где переплелись языческие суеверия и православная обрядность. Современный казак не видит различия в этих явлениях и ему дорога лишь форма без содержания. Весь этот комплекс фольклорно-бытового обрядоверия современные казаки именуют своими «духовными казачьими традициями». Принятие к себе «казачьего духовника» в большинстве случаев дань фольклорно-бытовым традициям.

7. Слабое воцерковление даже тех казаков, которые считают себя православными. Хотя подавляющее большинство казаков считают себя людьми, верующими в Бога, но среди них очень мало христиан осознанно исповедующих православие. Религиозность современных казаков часто является внешней, формальной, безжизненной и малоплодной. У большинства из них нет правильных понятий о Троице, о Церкви, о заповедях Божиих, об обязанностях христианина перед Богом, о деле спасения души и т.д. Современное казачество в основной своей массе очень редко посещает Храм Господень, как в воскресные, так и в будние дни, а посещение в праздничные дни, в лучшем случае, происходит для обеспечения охраны общественного порядка. Большинство казаков ни разу не исповедовались в своих грехах и не причащались Святых Христовых Таин, не соблюдают ни однодневные, ни многодневные посты, а также в церковные праздничные дни и в период постов проводят разного рода мирские мероприятия, содержание которых не соответствует правилам Церкви. Нынешние казаки не имеют прочной надежды и упования на Бога Творца и Спасителя, не привыкли молиться ко Господу и просить Его помощи и искать у Него защиты. Все их вероисповедание ограничивается знанием, как перекреститься и как поставить свечку, а многие не умеют даже этого. Все это противоречит истинным духовным традициям, как Православной церкви, так и казачества.

8. Почти во всех казачьих организациях принято присягать Богу, порой при участии священнослужителей, что, при отсутствии строгого православного вероисповедания с точки зрения Церкви ввергает их в грех клятвопреступления.

— Проблемы со стороны УПЦ:

1. Православная Церковь не владеет полной информацией о казачьих организациях Украины и степени готовности их сотрудничать с УПЦ.

2. При многочисленности духовенства, окормляющего казачество, статус большинства духовников официально никак в структуре епархиального управления. Поэтому приходится сталкиваться с той ситуацией, которую описал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, когда появляются у организаций «карманные священники» по знакомству: «понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять» до тех пор пока не разонравится.

3. Некоторые священники ограничиваются только представительской деятельностью, и, возможно, дружескими отношениями, не заботясь о том, чтобы воцерковлять и религиозно просвещать этих казаков. Нельзя ограничивать свою деятельность присутствием на торжественных мероприятиях. Это создает лишь видимость сотрудничества и не приносит положительных результатов. Плодотворными могут быть только участие в церковных службах, систематические встречи-беседы и индивидуальная работа с казаками.

Сегодня именно Православная Церковь является инициатором перевода взаимоотношений с казачеством в конструктивное русло, и поэтому решение всего комплекса указанных проблем ложится на духовенство, окормляющее казачество.

Чтобы определить характер деятельности священства в казачьих организациях необходимо, прежде всего, дать религиозную оценку такого явления как казачество.

Во-первых, для Церкви казак – это, прежде всего, православный христианин, живущий в миру (т.е. имеющий семью, светскую работу, активно участвующий в жизни общества). То есть, главной целью его жизни является спасение своей души и приготовление к блаженной вечности с Богом в условиях «треволнений житейского моря». Поэтому казак, обязан вести религиозную жизнь, присущую христианину — должен учиться любить Бога, жить по христианским заповедям, быть членом Церкви, участвуя в богослужениях и Таинствах, знать молитвы, изучать Священное Писание и святых отцов и т.д.

При этом следует отметить, что принадлежность к казачеству сама по себе не дает никаких льгот в деле христианского спасения: как и всем православным христианам, казакам необходимо искоренять свои страсти и приобретать христианские добродетели, если они хотят войти в Царство Небесное и не попасть в ад.

Вовторых, казак для Церкви это еще и православный воин, призванный к защите веры.

Укажем основные требования к казаку, как защитнику веры и Отечества:

— Казак, как и любой воин, должен идти в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству.

— Казаки, как воины, являются людьми, испытанными в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовыми (свт. Филарет Московский), а это значит, что они постоянно должны быть готовы к смерти, защищая других людей, и тем самым выполнить наиважнейший закон любви Христовой: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), через что они надеются наследовать царствие Божие.

— Защитник веры силен в бою не только своим мужеством и храбростью или своим оружием, но, с одной стороны, силою Благодати Божией, заступничеством Пресвятой Богородицы, а, с другой — верою, молитвою и упованием на Бога.

Но всего этого невозможно достичь без четких знаний догматов христианской веры, без деятельной христианской жизни через участия в Таинствах и Богослужении Церкви, без покаяния, а также без борьбы со своими страстями. И именно поэтому Православная Церковь должна помогать казакам в утверждении и возрастании в христианской вере.

Учитывая современные проблемы и тот факт, что современный казак является и православным христианином, живущим в миру, и православным воином, призванным к защите веры, а также добровольное согласие казачьих организаций воцерковляться и духовно окормляться в УПЦ, основной целью Православной Церкви является:

— Во-первых, реальное воцерковление и духовное окормление казаков (и их семей).

— Во-вторых, возрождение исторических православных традиций казачества, при котором расплывчатое понятие «казачьих духовных традиций» священник должен заполнить конкретным содержанием православной духовности, где на первое место выходит связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви.

Православная Церковь, уповая на помощь Божию, надеется на упрочение взаимоотношений с казачьими организациями и мы уверенны в том, что настоящее, а не формальное воцерковление казаков сделает казачество дееспособным и позволит истинно возродить казачье воинство Христово и обеспечит надёжную опору и защиту Святой Православной Церкви и нашего Отечества.

протоиерей Владимир Гуменюк

Комментариев нет

Читайте также

Дебют на конкурсе. Рукоделие во спасение

От Каменско-Днепровского благочиния участие в выставке на празднике приходского работника приняли прихожане Покровского храма с. Водяное, Петропавловского храма с. Великая Белозерка, «Целительница» с. Новоукраинка и Свято-Успенского храма с. Нововодяное.

«Епархиальные работники помогают духовенству на практике исполнять заповеди Христа о любви к Богу и ближнему»

13 ноября 2019 года, в День епархиального работника, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский поздравил тех, чья жизнь является практическим исполнением одной из важнейших задач христианина

Клірики Запорізької єпархії відвідали Обласний перінатальний центр

15 листопада 2019 р., напередодні Всесвітнього дня передчасно народженого малюка, в Обласному перинатальному центрі клірики Запорізької єпархії Української Православної Церкви священники Олександр Будаков і Роман Бодорацький приєдналися до заходів, присвячених вшануванню матерів та передчасно народжених крихіток, так званих «ранішних пташок»—«немовлят-поспішайок».

В Мелитополе соборно помолились в день памяти свщисп. Феодосия Мелитопольского

12 ноября отмечается день преставления святого исповедника Феодосия Мелитопольского.

Протоиерей Вячеслав Власенко
14.11.2019
Толкования — В начале было Слово
Протоиерей Вячеслав Власенко
12.11.2019
Не законом, а благодатью
Протоиерей Вячеслав Власенко
08.11.2019
Размышления протоиерея Вячеслава Власенко в день памяти вмч. Дмитрия Солунского
Иерей Максим Райков
28.10.2019
АНТИХЭЛЛОУИН
Протоиерей Вячеслав Власенко
23.09.2019
«Ибо так возлюбил Бог мир…». Проповедь протоиерея Вячеслава Власенко
Протоиерей Дмитрий Шуляк
31.05.2019
31 мая — Всемирный день борьбы с курением
Протоиерей Игорь Рябко, Елена Рябко
29.05.2019
Вслед за «Птицами небесными»
Протоиерей Вячеслав Власенко
25.04.2019
Стихи о страстных днях
Юридичний відділ УПЦ
04.04.2019
Юридичний відділ УПЦ опублікував роз’яснення щодо протиправних дій та примусової зміни підлеглості релігійних громад
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
22.03.2019
Блаженнейший Митрополит Онуфрий Президенту Петру Порошенко: «Это не тот путь, который приведет нас к единству»
Протоиерей Вячеслав Власенко
17.03.2019
Поэма «Житие святого князя Вячеслава Чешского»
Кирилл Александров
05.03.2019
Куда переводят общины УПЦ
Протоиерей Вячеслав Власенко
21.02.2019
Новые стихи протоиерея Вячеслава Власенко
Кирилл Александров
20.02.2019
Раскол уже не тот: мифы экс-митрополита Александра (Драбинко) о ПЦУ
СПЖ "Союз православных журналистов"
17.01.2019
Фальстарт сельсоветов: почему общины УПЦ нельзя переводить в ПЦУ
Протоиерей Вячеслав Власенко
07.01.2019
Стихи на Рождество отца Вячеслава
Анна Киящук, Светлана Скорик
05.01.2019
«Звезда Рождества»: направления, история, личности
Протоиерей Вячеслав Власенко
05.01.2019
Стихи вдохновлённые Библией
Митрополит Лука (Коваленко)
04.01.2019
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШОГО ЛУКИ, МИТРОПОЛИТА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУ, КОЗАЧЕСТВУ И ВСЕМ БОГОЛЮБИВЫМ ЧАДАМ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Кирилл Александров
01.01.2019
С кем борются власти в лице Украинской Православной Церкви
Митрополит Лука (Коваленко)
15.12.2018
Доклад Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, прочитанный им на 8-й научно-практической конференции «Андреевские чтения»
Василианна Мерхеб
26.10.2018
Решения Фанара: взгляд из Болгарии
Иерей Андрей Гавриленко
25.10.2018
ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА В СССР
Руководитель миссионерского отдела Запорожской епархии УПЦ иерей Максим Райков
21.10.2018
Антихэллоуин
СПЖ "Союз православных журналистов"
14.10.2018
Чего нет в решении Константинопольского Синода
Протоиерей Вячеслав Власенко
29.09.2018
Памяти Зинаиды Миркиной
Андрей Власов
27.08.2018
От «всея Вселенныя» к «всея Стамбула»: история Константинопольской Церкви
Протоиерей Вячеслав Власенко
22.08.2018
Радислав Власенко-Гуслин «Миг на Фаворе»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2018
Как построить неокоммунизм* в отдельно взятой стране на имени православного Патриарха Варфоломея
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2018
5 главных выводов Крестного хода Украинской Православной Церкви
Олег Валик
31.07.2018
Ієрей Євген Мартинюк: «Відродження духовності українського народу – основа нашої діяльності»
Ксения Симонова
27.07.2018
Песочная видеооткрытка к 1030-летию Крещения Руси
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.07.2018
Монастырский Вестник №15 (Июль 2018г.)
Митрополит Антоний
03.07.2018
Позиция церкви: Как бороться с сорняками в нашей жизни?
Архимандрит Андрей (Конанос)
03.07.2018
Немного любочестия, дитя мое!
Pravlife.org
30.06.2018
Почему изображение Креста страшно для демонов?
Протоиерей Николай Марковский
30.06.2018
Дети и деньги
Ольшанский женский монастырь
30.06.2018
Мы смотрим на всё сквозь очки осуждения
Артём Перлик
29.06.2018
Чем прославились самые строгие постники
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
29.06.2018
Восемь изречений афонских святых и старцев о грехах родителей, за которые расплачиваются дети
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95