Введение во храм Пресвятой Богородицы
Епископ Александр (Милеант)
Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место – в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.
Это намерение Иоакима и Анны – посвятить свою дочь Богу – стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии.
При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.
К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней – по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то – лишь однажды в год.
Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, “Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.”
Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц.
Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.
Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.
Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.” Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.
Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою, чем немало удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.
И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме, а с другой, стороны он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет.
Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле – стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.
После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.
Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.
В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, “была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то – в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.”
Введение в храм Пресвятой богородицы – вхождение в рай всего человечества
Епископ Иларий (Шишковский)
Праздник Введения очень интересен. С одной стороны, для нас он, казалось бы, понятен и привычен. Но с другой стороны, мы не всегда осознаем ту глубину его значения, которую вкладывает в него Церковь.
Введение дети чувствуют как свой праздник
Мы знаем, что в последнее время праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы рассматривают как праздник всех христианских детей. Потом, что и сама Богоизбранная Дева была приведена в церковь трехлетнем возрасте, поэтому все дети должны чувствовать этот праздник как свой. Это правильно. Но он не замыкается только на детстве Богородицы, потому что мистическое, таинственное содержание праздника, или тот вектор, который направляет нас к следующему событию, – это Рождество Христово. И неслучайно он всегда празднуется в начале Рождественского постa.
Введение в храм Пресвятой Богородицы для нас, людей с сознанием более технократическим, является уже и не совсем понятным. Но для древнего человека, особенно ветхозаветного, это было действительно огромное пророческое событие, событие, которое даже в каком-то плане меняло сознание или созерцание человека того времени. Почему? Происходит два удивительных момента. С одной стороны, маленькая девочка сама поднимается по ступеням храма, с другой стороны, первосвященник вводит ее во Святая Святых – в то место, в которое первосвященник сам входил один раз в год.
Зачем первосвященник Захария нарушил Закон?
У древних людей, или людей Библии, было особое наитие, духовное вдохновение, то, что мы сейчас называем харизмой. Ведь современный человек в некотором смысле является запрограммированным, он действует согласно внешним этикетным правилам. Сердце же древнего человека всегда было открыто откровениям, скрытым от созерцательного восприятия.
Вспомним момент, когда Валаам шел для проклятия израильского народа, и вдруг ослица остановилась и заговорила человеческим голосом. Вместо проклятия он приходит и произносит благословение. Подобные проявления способны увидеть, как и святые, только люди глубокой духовной практики. Именно таким человеком как раз и был первосвященник Захария, который встретил в храме Пресвятую Богородицу. Духовным взором он прозрел в маленькой девочке Великую Деву, Которая родит Мессию израильского народа – Спасителя. И первосвященник по наитию Святого Духа совершает деяние, которое, согласно Закону, удивило, возможно, даже смутило многих. Но мы знаем, что все события, которые происходят по Божьему наитию, не имеют рядового, последовательного значения. Они выходят из ряда вон, но они оправданы именно тем, что так хочет Бог.
Младенец-Дева вплотную приближается к Богу…
Через Введение в храм Младенца-Девы Бог показал всем языческим народам, что спасение есть, оно уготовано не только для Израиля ― Бог хочет установить завет с человеком, призывает к нему. И этой гранью, точкой возвращения в завет с Богом и была Пресвятая Богородица.
По ветхозаветным понятиям женщина вообще воспринималась как слабое, немощное, не совсем совершенное существо. И вот Бог показывает, что через Нее, через эту маленькую девочку, в мир придет Спаситель, что Она есть олицетворение всего человечества, которое будет спасено, более того трехлетняя Дева есть главное действующее лицо всех этих событий.
Введение Богородицы в Святая святых – это начало человеческого спасения, а Младенец Мария – непосредственная его участница. Первым человеком, который осознал это, был первосвященник Захария. По наитию Святого Духа он усвоил сокровенную тайну и показал ее предстоящим в храме людям, а Матери всего мира – открыл принятие Божественной благодати.
И вот сама Богородица заходит во Святая Святых – там, где есть таинственная присутствие Бога – шехина. В переводе с еврейского, этот термин обозначает «присутствие Всевышнего». Бог находится везде, повсюду, но есть места Его особого присутствия. Богородица приближается вплотную к Богу, Который непосредственно будет действовать через Нее в будущем: Отец будет благословлять, Дух Святой – освящать, а Сын Божий – сходить, рождаться. Три лица Святой Троицы пересекаются во Святая Святых, меняется история человечества, исполняется обетование Божие, вот, явлена миру Богоизбранная, Та, Которая станет виной спасения человечества, через Нее придет Христос. А первосвященник – всего лишь спутник, проводник, который дает возможность прозреть то, что уже происходит.
Входя во Святая Святых Богородица как бы ведет за собой всех людей
Само событие Введения в храм Младенеца–Девы показывает, что она посвящена Богу, Она есть предизбранный сосуд, который станет носителем Сына Божия. А Святая Святых – образ Рая, это конечный результат жизни, к которому должен стремиться человек. И входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей, Она показывает, что через Нее все человечество спасется и попадет в Рай – возвратится в ту священную древнюю область, которую утратило через первородный грех прародителей.
Этой идеей пронизано и богослужение самого праздника Введения, и всего Рождественского поста. Это лейтмотив рождественских стихир и песнопений: как Богородица вошла во Святая Святых, так и мы вернемся в завет с Богом, возвратимся в Рай. Поэтому именно праздник Введения проводит нас от начала поста до самого Рождества Христова. Почему Церковь и установила это празднование? Само по себе Введение ― не было данью Ветхому Завету, обрядом или ритуалом древних евреев. Это было начало спасения.
И на богослужении праздника Введения мы приобщаемся благодати Божественного откровения
Богослужение открывает и нам тайну Домостроительства Божьего, которая не просто уже начала осуществляться, она уже уготована и надо ее принять. Можно сказать, через настоящее встречается прошлое и будущее. Эта встреча как бы являет тем, что задумал Бог – тайной спасения, поэтому Введение – это мистический праздник, который нужно воспринимать как событие, которое имеет к нам самое непосредственное отношение. Для всех людей, предстоящих на богослужении в праздник Введения, Бог дает живое откровение, то есть мы приобщаемся к этой благодати. Тем самым Бог снова дает надежду, твердую уверенность и подтверждение того, что дело спасения и Домостроительства продолжается, оно идет дальше, и что те обетования, которые Он дал в Писании – это не пустой звук, они сбываются.
Введение в храм Пресвятой Богородицы дает возможность живо ощутить близкое присутствие Мессии. Как написано в Писании, что Его еще не видно, Он где-то там, за горами, но Его присутствие уже близко, лучи Его уже сияют…
Фильм «Введение во храм. Праздники»
Студия Неофит
На Введение во храм Пресвятой Богородицы Владыка Иларион проведет зрителя по Иерусалимскому Храму, попытается приоткрыть завесу тайны над историей вхождения Божьей Матери во Святая Святых. В фильме говорится также о смысле Рождественского поста и о христианском воспитании детей.
Фильм «Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великие праздники»
Фильм посвящён церковному двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы расскажем о том, как более двух тысяч лет тому назад в ветхозаветный храм города Иерусалима привели маленькую трехлетнюю девочку по имени Мария и почему после этого события изменился мир.