Доклад прочитан на Хоровой конференции с участием клиросов храмов Мелитополя.
Глубоко убеждены, что развитие приходской общинной жизни в Украинской Православной Церкви позволяет максимально использовать неоценимый потенциал христианства для сохранения духовной и социальной стабильности в украинском обществе. Однако, с нашей точки зрения, в научной богословской и светской литературе этим важным теоретическим и практическим вопросам обустройства церковно-приходского бытия уделяется недостаточно внимания.
Необходимо признать, что в большинстве случаев деятельность воскресных школ, курсов катехизации, творческих церковных кружков, церковных хоров, социальных служб, сестринств и благотворительных организаций держится лишь на энтузиазме настоятеля, отдельно взятых меценатов, преподавателей, волонтеров и некоторых прихожан. Современной церковной жизни не хватает консолидации, единой стратегии развития воспитания, образования и социального служения всего Украинского Православия. Трудно не согласиться со словами известного религиоведа, кандидата философских наук, доцента Бориса Кнорре: «Есть одна серьезная проблема церковного социума, о которой в самой Церкви почти не говорят, — это дефицит солидарности»1.
По нашему мнению, высокий уровень профессиональной деятельности священнослужителя, педагога, социального работника обеспечивается богословским пониманием самого христианского учения о Церкви, человеке и миссии. Сегодня мало знать только историю монастырей, храмов, учить молитвы, петь песнопения и изучать жизнеописания святых. Человек, интегрированный в реалии современной жизни, нуждается в коммуникации, общении, умении преодолевать конфликты, анализировать, прогнозировать и принимать правильные решения в свете Евангелия, а также оценивать на уровне богословской мысли Православной Церкви современные вызовы человечества: политику, бизнес, культуру, СМИ, технологии, поведенческие модели светского человека и его мотивацию.
Духовно-просветительское служение Православной Церкви, на наш взгляд, должно включать богословское, психологическое, философское и социологическое прогнозирование сложных процессов, происходящих в современном мире, посредническую миссию Церкви между обществом и государством. Именно поэтому Православная Церковь расширяет разветвленную сеть социального служения и духовно-просветительской миссии, организовывает духовно-просветительские центры по работе с малоимущими, семьями, молодежью, детьми, пожилыми людьми и трудовыми коллективами. Ряд церковных приходов Украинской Православной Церкви оказывает и медико-социальную помощь населению, проводят семинары, курсы, учебные программы, направленные на формирование духовных основ профессиональной медицинской деятельности, в том числе по вопросам взаимодействия медицинских организаций с религиозными организациями Украинской Православной Церкви.
Важно отметить, что служение Украинской Православной Церкви находится на переднем крае взаимодействия с украинским обществом, разделенном войной, радикализмом неканонических церковных структур, воинственным национализмом, политической ненавистью, враждой и геополитическими противоречиями. В этих условиях миссия Православной Церкви не только одухотворяет, очищает украинское общество, но и выводит современного человека из мрака средневекового невежества, мракобесия и рабства политической идеологии. Украинская Православная Церковь, совершая своё служение, возвещая Евангелие, невзирая на политические преследования, отстаивает право каждого человека на свободу вероисповедания, свободу слова и религиозный плюрализм. Известно, что видный церковный иерарх, богослов и настоящий социальный мыслитель Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) всегда говорил о том, что Украинская Православная Церковь не чужда никому из украинских граждан: «В своем человеческом измерении она есть плоть от плоти народа Украины»2.
Православная Церковь, идя путем Христа, прививает народу понимание того, что только человек ответственен за будущее Церкви, государства, гражданского общества, экономики и политики. Такое общество, берет на себя ответственность за свою судьбу, а не вручает ее «доброму» президенту, «патриотическому» парламенту или революционерам-радикалам с улицы. Это народ, как пишет предприниматель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, Валерий Пекар, «с ценностями образования, развития, достижения. Это и есть главное богатство страны: ведь общества Модерна отличаются в первую очередь человеческим капиталом, а политические системы, экономические парадигмы и социальные институты всегда являются следствием»3.
В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о том, что Церковь всегда «провозглашает безусловную ценность человеческой личности, ее свободы и достоинства, недопустимость низведения человека исключительно до уровня объекта экономических, социальных и иных отношений»4.
Проводя наше собрание, размышляя над вопросами развития церковного хора, церковно-приходской жизни, церковной коммуникации, необходимо акцентировать внимание на том, что для верующего человека (священника, профессора, регента, прихожанина, педагога, учителя) творческие идеи, реализация миссии Церкви должны стать внутренней потребностью. Известно, что духовно-просветительская деятельность Церкви способствует развитию семьи как социального института, а значит и стабильному развитию государства и его будущего. Приобщая человека к духовным сокровищам Церкви, православная общественность создает необходимые условия для духовного, интеллектуального, физического развития детей, подростков, помогает подрастающему поколению в свете учения Священного Писания и Священного Предания Церкви максимально полно реализовать свой потенциал и раскрыть таланты, которыми Господь наделяет каждого человека.
Вполне справедливо указывает Высокопреосвященнейший митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко): «Настоящий учитель, как и священник, является для своего народа связующим звеном в сохранении и передаче культурных и духовных нравственных традиций от старшего поколения к младшему, и призван сеять разумное, доброе, вечное. Выполнение столь высокой задачи требует значительных духовных сил. Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, внутреннего подвига. Без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто со вниманием следит за каждым словом педагога»5.
Важно отметить, что независимо от политических взглядов, убеждений, финансового положения человека Церковь помогает ему преодолеть греховную изоляцию, самость, выводя на новый уровень социальной активности и коммуникации. Протоиерей Дионисий Мартышин, доктор теологии, доктор наук по государственному управлению напоминает, что в поле зрения социального учения Православной Церкви находятся вопросы духовного и социального развития общества, политические интересы человека, экономика, социальная политика государства, средства массовой информации, специфика и особенности культуры современной цивилизации6.
Необходимо признать, что годы политических трансформаций, экономических реформ украинского общества привели к серьезным изменениям системы духовного и социального развития человека. Тесные духовные контакты духовенства с прихожанами, общение с людьми в профессиональных коллективах говорят о том, что сегодня большинство людей не удовлетворены своим социальным положением и не видят перспективы своего развития в будущем. Известно, что чиновническая бюрократия, коррупция, преступность, низкий уровень заработной платы, жилищные проблемы, тревожные заботы о здоровье, лечение хронических заболеваний, неудовлетворительный уровень медицинских услуг, недоступность качественного высшего образования – все эти вопросы являются приоритетными для каждого человека. Это поле деятельности священника. Нельзя не говорить об этих проблемах, так как человек ждет не только утешения, поддержки от священника, но и христианских слов надежды на перспективное развитие в будущем. Учитывая то, что не только священство, педагоги, психологи, но и врачи отмечают, что в современном обществе на уровне восприятия жизни царят пессимизм, отчаяние, уныние, тревога, беспокойство, подавленность и низкое социальное самочувствие граждан. Таким образом, если говорить о духовных и социальных изменениях в современном украинском обществе, то приходится признать, что налицо существуют глобальные и локальные проблемы, требующие своего правильного и разумного разрешения.
Следует отметить, что основными нерешенными духовными проблемами миссии Церкви являются:
— низкий уровень духовной культуры и религиозной грамотности;
— ксенофобия, антисемитизм, радикальный национализм, религиозный фанатизм, торжество вражды и ненависти в общественных отношениях;
— социальный изоляционизм многих церковных приходов.
В настоящее время не только на уровне теоретических концепций богословов духовных школ, но и в практической плоскости деятельности церковных приходов необходимо решать ряд вышеперечисленных проблем.
С нашей точки зрения, важнейшими практическими шагами Церкви в реализации миссии христианства являются:
— поиск духовно-морального вектора развития общества, взращивание и укрепление нравственности и духовных ценностей в жизни социума;
— духовное сопротивление нравственной, интеллектуальной и социальной деградации;
— укрепление культурных традиций семьи;
— развитие книгоиздательства, организация библиотек, изучение духовной литературы на церковном приходе;
— повышение духовного и материального уровня церковных приходов и развитие общей культуры человека;
— развитие спорта и молодежной политики;
— поиск путей становления, развития и укрепления межконфессионального согласия Украины.
Богословское осмысление проблем современной миссии Церкви обязывает священнослужителей, волонтеров, социально активных прихожан заниматься непрерывным богословским и философским самообразованием, заимствовать духовный и социальный опыт у священноначалия, духовников, опытных пастырей и представителей современной науки. Проведение лекций, курсов, семинаров, образовательных программ, издание учебников, практических рекомендаций и внедрение научных технологий в духовно-просветительскую деятельность Православной Церкви кардинально могут изменить характер и положительную динамику миссии Православия в современном мире.
Миссия Православной Церкви играет важную роль в развитии современного общества. Это можно наблюдать на примере деятельности Синодальных отделов, епархий, церковных приходов и отдельно взятых православных организаций. Отметим, что сегодня Церковь возвещает евангельскую проповедь практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности — воспитании, образовании, науке, культуре, экономике и политике. Сформированы все предпосылки для становления и развития профессиональной духовно-просветительской миссии церковных организаций.
Вполне очевидно, что Украинская Православная Церковь, невзирая на обвинения в предательстве национальных интересов, несправедливую и необоснованную критику в свой адрес, принимает активное участие в жизни украинского общества, направляет созидательную энергию Евангелия и Евхаристии на плоскость духовного и социального бытия человеческой личности. Богословие Православной Церкви, ее практическая литургическая жизнь дают определенную надежду современному человеку, уставшему от политико-идеологической манипуляции, телевизионной лжи, финансового обмана, провокаций, царящих в нашей жизни. Таким образом, Церковь помогает человеку справиться с негативными последствиями острой политической борьбы, неудачных экономических реформ и социальной конкуренции, стабилизируя общественное развитие на основе вечных, незыблемых ценностей Евангелия и духовной традиции святых отцов Церкви.
Активное участие православного духовенства в сфере молодежной политики, помощи престарелым, людям пожилого возраста и консультирования семей заключается в том, что они могут успешно выполнять некоторые государственные функции, замещая соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Акцентируем внимание на том, что сегодня особое внимание Украинская Православная Церковь уделяет вопросам всесторонней духовной и материальной поддержки вооруженных сил Украины, без деления граждан Украины на «патриотов и ватников», «своих и чужих».
Важно подчеркнуть, что фундаментом духовной жизни православного христианина является не политическая целесообразность, идеологические интересы, экономическая выгода и социальная перспектива, а верность идеалам Христа и жертвенное служение Ему. Вполне справедливо отмечает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), что «христиане призваны делать социальную и государственную жизнь лучше и совершеннее. Но на первом месте — всегда Христос»7.
Трудно оспорить утверждение, что без молитвы, чтения Слова Божьего, участия в Евхаристии, глубоких богословских размышлений над вопросами миссии человека и Церкви в современном мире можно обрести целостное видение основ христианства. В условиях стремительного развития информационных технологий, политической и культурной глобализации современного общества становление и совершенствование общинной жизни Православия становится одним из приоритетных направлений христианской деятельности.
Известно, что Церковь Божия, основанная на земле Христом Спасителем, опираясь на свое собственное евангельское учение, способна конструктивно и позитивно повлиять на ход общественных процессов, и амортизировать кризисные удары по человеку, особенно в условиях социальной и политической нестабильности, свидетелями которой мы являемся.
Особая роль отводится Церкви в деле защиты человеческой личности, её прав и свобод. Протопресвитер Александр Шмеман указывает на то, что «весь смысл конфликта Христа с теми, кто распял Его, сводился к одному. Он, Христос, человека поставил выше всего, сделал его, и только его, предметом любви, предметом как бы абсолютного внимания. А враги Христа от религии хотели порядка, спасения Родины, самодовольства — чего угодно, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам»8.
Духовно-просветительская миссия Православной Церкви, при всей своей теоретической интеграции в догматику, литургическое богословие, нравственное богословие, патрологию, историю христианства, каноническое право и аскезу, является практической основой жизни христианина. Церковь позволяет изменить жизнь современного человека к лучшему (мотивация, психология, спорт, духовное саморазвитие, культура, досуг). Миссия Церкви, учитывая реальные грозные вызовы современного человечества, строится на стремлении к преобразованию мира в свете Евангелия, ради любви, света, добра и творчества во Христе, ради освобождения человека от идеологического рабства, страха и духовного опустошения.
Отсюда, особая важность нашего собрания и нашей сегодняшней встречи. Всем известно, что именно церковное пение придает церковно-приходской жизни восторженный, возвышенный, радостный, торжественный и глубоко человечный характер. Практически каждый человек, с детства слышавший церковные песнопения, молитвы, принимает близко к сердцу догматическое и нравственное богословие Православия, погружается в метафизическую и мистическую поэзию высших смыслов и ценностей христианства. Богословский аппарат богослужения, литургические термины, словосочетания молитв и песнопений открывают современному человеку мир веры, радости, ликования, света, славословия и благодарения. Размышляя над проблемами церковного пения, развития социальной структуры хора и обустройства общинной жизни, на самом деле, мы говорим не только об организации и порядке. В первую очередь, мы погружаемся в словесную стихию богословия и вечных смыслов христианства.
На основании изученного материала, посвященного церковному пению, отметим, что этому важному вопросу жизни Православия посвящено немало глубоких и интересных исследований9. Однако вопросы актуализации богословия Церкви в условиях глобализации, культурной революции все еще относятся к одной из малоисследованных и сложных проблем современной богословской мысли. Очевидно, что по мере глобальных изменений политики, экономики и культуры, по мере появления в этих областях новых проблем, требующих глубоко христианской оценки, православная богословская мысль несомненно будет искать все новые и новые слова истолкования и объяснения собственного вероучения и миссии. Развиваться и совершенствоваться призваны и церковные общины.
Изучение миссии Церкви является чрезвычайно важным в связи с теми социальными потрясениями, трагедиями и вызовами общества, перед которыми оказывается каждый современный человек. Можно сделать такой вывод, что миссия Православной Церкви включает в себя: проповедь Евангелия (изучение Библии, толкование Слова Божьего и проекция вечных смыслов и ценностей Священного Писания на плоскость современной жизни); совершение Евхаристии и таинств Церкви; социальное служение и дела милосердия.
Церковь не может оставаться равнодушной к реальным проблемам и интересам современного человека. Христианство настаивает на необходимости не только строить храмы, соборы, монастыри, но и одухотворять, просвещать, врачевать, освещать светом Евангелия пространство экономики, политики, культуры, науки и многогранного творчества человечества. Глубокая и ужасающая пропасть между теорией Церкви (богословием) и практикой (социальное пространство) может повергнуть в уныние не только ученых, мирян, но, иногда, и православное духовенство, отчаявшееся идти путем непрестанной борьбы и актуализации вечных духовных ценностей христианства.
С нашей точки зрения, такое положение вещей обусловлено безудержной спекуляцией на темы «духовности», «нравственности», «духовных скреп», «патриотизма», «веры» и многих других вопросов христианской нравственности. Церковная община, которая лишена человечности, любви, милосердия, справедливости и ответственности перед Богом, обречена стать лишь внешней красивой декорацией христианской истории, эстетики и художественного искусства.
Жизнеспособной общиной Церкви является такой православный приход, который сочетает в себе проповедь, миссионерство, богослужение, социальное служение и дела милосердия. Все православные христиане, а не только богословы, духовенство и священноначалие Церкви, должны возложить на свои плечи великую ответственность за актуализацию Евангелия и проповеди евангельской полноты бытия. Тот факт, что строятся храмы и соборы, а прихожан становится все меньше, свидетельствует о серьезном кризисе богословской мысли и церковной коммуникации. Следовательно, миссия Православной Церкви — свидетельствовать о Христе не только за богослужением в храме, но и за его стенами (в школах, институтах, общественных организациях).
Глубокое и всесторонне богословское и философское осмысление миссии Церкви в условиях глобальных вызовов человечества будет способствовать развитию научно-богословской рефлексии священнослужителей и мирян. Заметим, что миссия Церкви, в первую очередь является практической деятельностью православных приходов. Приведем ряд определений и понятий. Миссия Церкви это:
— проповедь о Христе современному миру;
— организация церковно-приходской жизни (Евхаристия и таинства);
— приобщение (воцерковление формальных христиан) к основам христианской веры;
— актуализация христианского мировоззрения и богословского наследия Православной Церкви в жизни современного общества;
— защита прав человека и социальная справедливость;
— искоренение любых проявлений неравенства и дискриминации;
— уважение человеческого достоинства;
— умение быстро находить общий язык с человеком, требующим духовной помощи Церкви;
— помощь людям принять правильные решения в свете Слова Божьего, которые помогут им идти по жизни счастливо и продуктивно;
— помощь людям, которые хотят помочь себе сами, но нуждаются в дополнительном содействии Церкви;
— помощь человеку в осознании и понимании существования многих человеческих различий в религии, культуре, семейной жизни, политике, образовании и науке.
Православный мыслитель, сербский епископ Даниил (Крстич) напоминает: «Когда мы начинаем осознавать, какое богатство нам вручено, проникаемся трепетом перед ответственностью, которая на нас ложится, ибо из нас должно изливаться то духовное благо, которое мы приняли в себя. Отсюда проистекает обязанность каждого христианина быть миссионером»10. Таким образом, священник, мирянин, занимающийся миссионерством, должен не только говорить о Боге, размышлять о ценностях и духовности, но и быть транслятором любви, радости, света, добра, творчества и созидания в Боге. Отсюда, проистекает важное направление миссионерства: установление духовной и социальной связи между Церковью и современным обществом.
Подводя итог, отметим, что в данном пространном докладе сделана попытка, с учетом богословских работ и исследований светских ученых, дать некое видение основных направлений и проблем миссии Православной Церкви. Глубоко убеждены, что пастырское служение на приходе и духовная работа пастыря с семьей и молодежью и многими общественными организациями должна быть целостной, многогранной и отражать богословскую стратегию Церкви.
Не вызывает сомнений необходимость в формировании нового, более высокого уровня эффективности пастырского служения и духовно-просветительской миссии церковных приходов. Очевидно, что в эпоху переоценки ценностей и информационных революций изменяется роль и положение Церкви как социального института. Воспитание детей, подростков и юношества, преподавание в школе и институте требуют высокого уровня образования пастыря, христианской жертвенной любви, профессионализма в сфере духовно-просветительской миссии христианства. Надеемся, что наши скромные размышления расширят представление православной общественности о миссии Православной Церкви в современном обществе.
1 Кнорре Борис. Социальное служение современной Русской Православной Церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума // Православная Церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова: Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 89.
2 Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Мысли разных лет. (Из архива Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви) / Состав. и науч. ред.: Александр (Драбинко), митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский. К.: Фонд памяти Митрополита Владимира, 2015. С. 197.
3 Пекар Валерий. Модернизация Украины как вызов и возможность. НВ. Новое время [веб-портал]. URL: http://nv.ua/opinion/pekar/modernizaciya-ukrainy-kak-vyzov-i-vozmozhnost-55700.html (дата обращения: 12. 12. 2019).
4 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам Общероссийских общественных чтений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997 – 2009 [веб-портал]. URL: https://mospat.ru/archive/2001/04/nr104062/ (дата обращения: 12. 12. 2019).
5 Лука (Коваленко), митрополит. Поздравление Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского с Днем учителя. Украинская Православная Церковь. Запорожская епархия. Официальный сайт [веб-портал]. URL: https://hramzp.ua/newsitem/pozdravlenie-vysokopreosvyashhenneyshe-10 (дата обращения: 12. 12. 2019).
6 Подробнее см.: Мартишин Д. С. Соціальна доктрина православної церкви в державотворчих процесах України: теоретико-методологічні засади: монографія. К.: ДП «Вид. дім «Персонал», 2019. 514 с.
7 Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской. О главных событиях в жизни Украинской Православной Церкви в 2015 году. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [веб-портал]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4344884.html (дата обращения: 12. 12. 2019).
8 Шмеман Александр, протопресвитер. Религия или идеология? Киевская Русь [веб-портал]. URL: https://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1020/ (дата обращения: 12. 12. 2019).
9 Подробнее см.: Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 года о церковном пении. Сборник протоолов и докладов / Состав. и вступ. статья Е. В. Русол. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. 334 с.
10 Крстич Даниил, епископ. В начале был смысл / Епископ Даниил Крстич. СПб.: Алетейя, 2010. С. 111.