×
Воскресенье, 05 Мая 2024
прп. Фео́дора Сикео́та;
блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Новгородского;
ап. Варфоломе́я;

ап. от 70-ти и ев. Луки́;

ап. от 70-ти Кли́мента;

мч. Епипо́дия Лионского;
прп. Вита́лия Александрийского;
сщмч. Плато́на;
сщмч. Евста́фия Малаховского;
мч. Дими́трия Власенкова;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/schaste-sam-gospod
голосов: 1
5 1
14 Сентября 2017 г

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/09/273122.p.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/09/273122.p-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Наверное, каждый человек стремится к счастью, по крайней мере вольно или невольно мечтает о нем. Кто-то бьется над вопросом: а что же такое счастье, где его искать и как его достичь? А что делать, если то, что представлялось некогда счастьем, оказывается химерой? Или сам по себе поиск счастья – неосуществимая фантазия?

Когда «хорошо» – это еще не счастье

Действительно, к счастью все стремятся, но представление о том, что это такое, у разных людей очень и очень разное. И порой это представление носит характер утилитарный: я счастлив, когда мне хорошо. А способов достижения этого состояния «хорошо» существует огромное множество. Почему современный человек настолько оказывается подверженным всевозможным зависимостям, в том числе и от различных веществ и от различных состояний? Потому что счастье порою сегодня переживается и мыслится на некоем гормональном, условно говоря, уровне. Выделяется определенное количество гормонов, которые дают человеку ощущение счастья, – и он считает, что счастлив. Но это длится иногда день, иногда час, иногда какие-то мгновения. И, безусловно, очень сложно назвать счастьем то, что является следствием раздражения каких-то определенных нервных центров и исчезает, как только это раздражение прекращается.

Если переносить все это на почву разговора о взаимоотношениях между людьми, то и здесь зачастую мы видим стремление к тому счастью, которое достигается только на какой-то краткий период за счет удовольствия от общения. Причем это удовольствие может быть от интеллектуального общения, что реже; может быть от общения душевного, психологического, а может быть удовольствие от тех отношений, которые, наверное, не имеет смысла обсуждать подробно. Но всё это очень быстро исчезает и очень быстро разрушается, поскольку не имеет глубинной основы, поскольку во всём этом нет самого главного – нет того смысла, который бы всё это пронизывал и собою наполнял.

Здесь можно вспомнить известную полемику между Виктором Франклом и Зигмундом Фрейдом. Фрейд, собственно говоря, утверждал, что базовой потребностью человека является даже не счастье, а наслаждение. А Франкл говорил о том, что эта идея совершенно несостоятельна, потому что, если человек ставит перед собой задачу достигнуть состояния, когда он испытывает наслаждение, он никогда его испытывать не будет. Почему? Потому что наслаждение, по Франклу, – это побочный эффект. То есть человек живет той жизнью, которой жить должно, жизнью полноценной, которая соответствует глубинному смыслу, лежащему в ее основе, – и вот тогда он себя чувствует счастливым. Не потому, что он к счастью стремится, во что бы то ни стало хочет его пережить и испытать. И это на самом деле с точки зрения психологии, с точки зрения даже неврологии, наверное, можно объяснить. Ведь человек, когда испытывает счастье, всецело расслаблен. А когда он напрягается, то не может быть счастливым. А когда человек напряжен ради того, чтобы достичь расслабления, он будет каждый раз переживать какие-то суррогатные состояния. И ему для этого понадобятся наркотики, алкоголь, легкие необременительные отношения и прочее и прочее. Многие знают, что вначале ты подходишь с помощью того, что я сейчас перечислил, к некоему пику переживаний, которые тебе представляются счастьем, а потом наступает похмельный синдром или «ломка». Если речь идет об отношениях, то легкость и необременительность – лишь иллюзия, потому что это глубочайшим образом затрагивает не только душу человека, о которой он порой и не думает, но и его нервную систему, психику. К тому же, испытав то переживание, которое кажется счастьем, а потом перестав его испытывать, люди получают ломку, а иногда и похмелье, когда после состояния опьянения страстью наступает отрезвление, – и ты видишь себя совсем другим, ты оказываешься не в том месте, не в том положении, не с тем человеком и думаешь: «Да что же это?! Как я в такое состояние пришел?» И точно так же, когда человек пытается искусственным образом стать счастливым, потом он становится по-настоящему несчастным. Это всегда оказывается так, этого не избежать.

Если говорить о тех эмоциях, которые принято называть счастьем творчества, то вроде бы в обозначенную схему они не укладываются, однако согласиться с этим я могу лишь отчасти. Творчество и радость творчества бывают очень различными. Одно дело, когда человек является творцом в каком-то высшем смысле этого слова и его жизнь является обнаружением сокровенного в нем внутреннего богатства, полноты, когда для него совершенно естественно творить. А другое дело – когда человека его творчество опьяняет и становится для него своего рода наркотиком, когда человек испытывает удовольствие и ощущение, что он не зря живет лишь в те моменты, когда он что-то создает. И творит собственно для того, чтобы это вновь и вновь переживать. Есть поэты, художники, музыканты, которые ощущают себя в полном смысле людьми, только когда творят. А потом, когда наступает период того, что мы именуем творческим застоем, они впадают в депрессию, опускаются и даже могут покончить с собой. То есть творчество тоже бывает как здоровым и глубинным, так и совершенно больным и изломанным. Эти вещи, как мне кажется, нужно разделять.

Человек – существо, которое создано для благобытия. Не для несчастья, не для мучений, не для страданий. И естественно, что человек по своей природе всегда будет к счастью стремиться, даже чисто инстинктивно и интуитивно будет его искать. Но, не зная, в чем оно заключается, он, конечно, не будет его достигать и будет пытаться его чем-то подменить.

Жизнь как чудо

А что же есть счастье? Я думаю, что подлинное счастье – это состояние, которое человек обретает, поняв, что его жизнь – не стечение случайных обстоятельств, не что-то такое, что на него вдруг и неожиданно обрушилось, а какой-то совершенно удивительный великий дар; поняв, Кому он этим даром обязан. От этого рождается чувство ответственности за то, что тебе дано, и оно, как ни странно, не давит на человека, не угнетает его, не делает его жизнь тяжелой и безрадостной, а наполняет ее смыслом. Почему? Потому что тогда человек не просто так живет, а его жизнь становится постоянным общением с Тем, Кто является Источником этой жизни. И тогда для человека жизнь становится самым настоящим, самым подлинным чудом, он ее как чудо переживает. Да, есть люди, у которых в жизни всё серо, уныло и ничего не происходит такого, на что бы стоило обратить внимание. Человек просто умирает от этой жизни – для него жизнь становится причиной умирания. А другой человек живет так, как будто его жизнь – это что-то переливающееся всеми цветами радуги и каждый момент не похож на другой. Почему у второго так? Потому что в его жизни присутствует Господь и эта жизнь – его общее дело с Богом.

И в этой жизни могут присутствовать или отсутствовать какие-то компоненты, которые люди обычно считают (ошибочно, на мой взгляд) причинами или источниками счастья. Одни убеждены, что счастье заключается, например, в семейной жизни, а между тем мы видим огромное количество семейных людей, которые несчастны, и время от времени видим людей не семейных, но счастливых. Другие считают счастьем определенный карьерный результат, достижение определенного положения на том профессиональном поприще, которое человек для себя избрал. И при этом мы видим массу людей, успешных в высшей степени и абсолютно несчастливых, так и тех, кто ничего в карьерном плане не достиг, и при этом они счастливы. А все дело во взаимоотношениях с жизнью и с Тем, Кто ее дал. И, как ни странно, эти отношения могут носить не до конца осознанный характер. Порой в жизни людей нецерковных, которые не могут даже толком объяснить, верующие они или нет, присутствует какой-то свет. Потому что человек – это такое удивительное существо, которое не только на очевидном уровне может находиться в состоянии общения с Богом, но и до того, как это общение примет какие-то конкретные и знакомые нам формы, оно может происходить на глубине человеческого существа. То есть человек на какой-то глубине может делать особые вещи, которые являются вещами Божиими. А в чем ступор, почему он не может это довести до конца и понять, что всё то, что он делает, – это дело Божие и он с Богом живет? Почему не может сам себе в этом признаться? Трудно сказать. Но наша неверность не упраздняет верности Божией, и поэтому, когда человек живет так, Господь на это откликается и жизнь этого человека становится другой.

Ведь жизнь открывается по отношению к нам в зависимости от того, какие мы. Это легко понять на простом примере. В один день ты выходишь из дома, и тебе противно всё: и это не так, и то не так; ты сам себя отвратительно чувствуешь, и, что бы ни происходило, тебя это только утверждает в правильности такого мнения. А в другой день ты просыпаешься и благодаришь Бога – просто за то, что ты проснулся, и радуешься этому, и видишь всё в совершенно ином свете. Причина не в жизни – причина в тебе, потому что вот ты сейчас способен ее так увидеть. Преподобный Антоний Великий говорит, что каждый день надо заканчивать благодарением Бога и каждый день начинать с благодарения Бога. Даже если ты не понимаешь, за что благодарить, ты благодари – и вдруг придет понимание, за что. И это сразу все вокруг тебя меняет – и жизнь, и людей.

Счастье мы носим в себе самих

Мне как-то описали такую ситуацию: молодая женщина, глубоко верующая и всерьез идущая к Богу, очень хочет создать семью. И все «данные» у нее вроде бы для этого есть, но… не складывается. Она по этому поводу очень скорбит. И вот другая женщина, постарше, у которой на самом деле тоже не всё благополучно, потому что брак разрушен, любимый муж ушел к другой женщине, говорит первой такие слова: «Почему ты так переживаешь, что не складывается? Значит, Господь уготовал тебе что-то другое, значит, Он Сам будет тебе вместо того, о чем ты мечтаешь. Разве может что-то сравниться со сладостью пребывания в Боге? Чего же еще желать?!» Слова вроде бы правильные, точные, но утешения они не приносят, потому что в ответ молодая женщина укоряет собеседницу: «Как ты можешь мне это говорить?! Может, ты и познала это всё опытно, но у тебя был муж, у тебя есть дети – мы не равны! Разве ты можешь понять мою боль?!» И возникает закономерный вопрос: почему нам, христианам, оказывается недостаточно для счастья Христа? Ответ на него совершенно очевиден: значит, мы – не христиане. Нам это только мнится. Христианин – это, безусловно, тот человек, для которого Христос важнее всего. Преподобный авва Дорофей говорил, что потерпевшему лишение ради Бога Господь будет и вместо вещи, и вместо пищи, и вместо всего того, чего тот лишился. Но в каком случае? Только если ты Бога ищешь, если Он для тебя на первом месте.

Конечно, нельзя вот прямо сейчас каждому из нас от всего отказаться и сказать: пусть Христос будет мне вместо всего этого. Это будет безумие. Но когда это совершается поступательно и постепенно, человек начинает жаждой Христа наполняться и освобождать все больше и больше для Него места.

Женщину, о которой я упомянул выше, я не знаю хорошо, но, исходя из своего пастырского опыта, допускаю, что даже если она и создаст семью, то все равно не сможет быть счастливой. Скорее всего, она испытает чувство, похожее на счастье и эйфорию, но оно будет кратковременным, потому что она так и будет сравнивать себя с кем-то. Счастлив может быть лишь тот человек, который может быть счастливым вопреки всему. Счастье не есть следствие каких-то внешних обстоятельств и событий. Счастье как таковое – это то, что мы либо носим, либо не носим в себе самих, независимо ни от чего. Счастье коренится глубоко в самом человеке.

И, наверное, нужно задаться самым главным вопросом: почему внутри меня такая пустота? Почему я себе нарисовал какую-то идеальную картину, реализация которой должна сделать меня счастливым, а если это не реализуется, то я не буду счастливым? Это психология неудачника, психология жертвы. Когда человек себя загоняет в это состояние, он уже не может быть счастливым. В жизни у тебя нет то одного, то другого, то третьего, а когда есть всё, то это не гарантирует счастья. Вот почему порою человек, всего в жизни достигший, берет револьвер, крутит барабан и играет в русскую рулетку. Всё есть, а счастья нет – это самое страшное состояние.

Для кого-то средством преодоления пустоты и депрессии становится Бог, но, если человек рассматривает Бога лишь как средство, мало что хорошего получается. Да, выныривает человек из того страшного состояния, в котором находился, но дальше каких-то кардинальных перемен в его жизни не происходит. А многие люди просто заходят в тупик и ничего уже ни найти, ни обрести не могут, потому что для них Христос тоже не является, как они считают, наполнением той внутренней пустоты, которая зияет в них столь страшно и столь тотально.

Поэтому не стоит думать, что если ты пришел в Церковь, то сразу началась новая жизнь. Когда человек осмысленно, глубоко свою жизнь проживает, когда он находится в поиске, когда его жизнь – то самое творчество, о котором мы говорим, но не в музыке, скульптуре, живописи или литературе, а творчество самой жизни, когда человек самого себя с помощью Божией творит, когда он является как бы сотворцом самого себя, тогда и эта новая жизнь с приходом в Церковь для него становится возможна.

Стремиться к благобытию – греховно?

Бывают намного более страшные ситуации, чем та, о которой мы сейчас говорили: например болезнь или смерть детей, тяжелое заболевание, социальная неустроенность и прочие тяготы. И иногда по-человечески хочется какой-то обычной жизни с ее простыми радостями, с какими-то приятными хлопотами. Является ли само это желание греховным?

С одной стороны, оно совершенно естественное: ведь человек, повторюсь, создан для благобытия. Какие-то возникающие трудности нам удается преодолеть и к этому благобытию свою жизнь привести, а что-то оказывается нам не под силу. И тогда нужно не просто это принять, не просто с этим смириться и сказать: раз так – значит, так. Хотя и это дорогого стоит, когда ты можешь повторить за Иовом: «Господь дал – Господь взял». Но тут еще очень важно понять, что тебе это испытание дает, и обрести то сокровище, которое, безусловно, будет здесь сокрыто. Вот это самое важное.

Но зачастую в таком желании просто наслаждаться сиюминутным моментом и напрочь забыть о тяготах жизни, о болезнях и смерти кроется желание забыть в конечном итоге и о Боге. И так поступают очень и очень многие люди. На мой взгляд, это одна из самых страшных и самых роковых ошибок. Ну хотя бы потому, что забывай – не забывай о конечности жизни, она всё равно закончится, а если ты забыл о Боге, то твоя жизнь прошла совершенно напрасно и ты оказался к вечности не готов. Ты настолько пуст, настолько в себе ничего не имеешь, что нечему будет в вечности раскрыться. Дело даже не в том, что тебя за это накажут и ад как место мучения станет твоим уделом. Мы на самом деле не знаем, что такое ад, мы знаем, что ад – место пребывания тех, кто не имеет в себе достаточного для того, чтобы быть с Богом. И как человек проходит мимо Бога, как он не видит Его любви, как он на эту любовь не откликается – один из самых важных и самых страшных вопросов. Но вот именно нежелание человека откликаться становится залогом его ада здесь, на земле, и ада в вечности.

Страшным неразумием является забывать о конечности своего бытия еще и потому, что только лишь в перспективе вечности возможно прожить жизнь по-настоящему глубоко и всерьез. А иначе она скатывается до какого-то чисто животного уровня и, на мой взгляд, становится довольно плоской. Когда человек загоняет себя, созданного для вечности, в какое-то узенькое и маленькое пространство сегодняшнего дня, оказывается, что этот день себя очень быстро исчерпывает. Это касается и отношений между людьми. Подлинная любовь не ограничивается текущим моментом. Почему говорят: вот мы друг друга любили, а потом это куда-то делось? Потому что заземлилось, только в землю ушло – к Небу не обратилось и Небом не напиталось.

Счастье – это таинство

Меня однажды спросили: «Если любить Бога, то, наверное, ощущение счастья появится. А поскольку никто и ничто не сможет нас отлучить от любви Божией, значит, и счастье не кончится. Но как же научиться любить Бога?»

Дело в том, что наша любовь к Богу – в любом случае нечто вторичное, потому что мы вызваны к бытию любовью Божией к нам. Прежде бытия этого мира каждый из нас уже существовал в виде некоей идеи, неких, как говорит преподобный Максим Исповедник, логосов, творческого замысла. Это ведь какая-то совершенно потрясающая вещь: Господь вечен, неизменен – и значит, идея каждого человека в Боге присутствует первоначально. И это же означает, что каждого из нас Господь всегда любил. И когда человек об этой любви начинает помышлять, когда он углубляется в размышления об этой любви, в ее созерцание, то его сердце начинает оживать и откликаться. Так интересно устроен человеческий ум: всмотришься во что-то и постепенно по мере всматривания начинаешь в этом разбираться, постигаешь глубину, и в какой-то момент откликается сердце.

То же и с любовью Божией. Мы так устроены, что для нас любовь – это самое необходимое, и, когда мы вдруг ее обретаем, рождается ответное чувство. И очень важно уже после этого в себе ответное чувство не заглушить, дать ему в себе развиться. И тут действует поразительная вещь: чем больше ты откликаешься, тем больше ты чувствуешь эту любовь. Твоя любовь никогда не станет такой, как та, потому что та – неизмерима и безгранична. Но и твоя любовь может стремиться к этой безграничности, и она может возрастать. Вот это на самом деле и есть счастье. Вот это и есть то, что невозможно описать никакими словами, и это есть то, что является Царством Небесным.

Господь о Себе говорит, что Он есть путь, истина и жизнь, и хотя об этом в Евангелии не сказано, я решусь это произнести, и это не будет ошибкой: Господь есть счастье. И потому счастье – это тайна, счастье – это таинство.

Игумен Нектарий (Морозов)

Комментариев нет

Читайте также

«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»

27 апреля 2024 года, накануне Вербного Воскресения, празднования Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском архиерейском соборе, по окончании которого обратился со словом архипастырского наставления.

Архиерейское богослужение в Великий Пяток

03 мая 2024 года, в Великую Пятницу – день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Никольском храме Запорожья.

«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»

02 мая 2024 года, в четверг Страстной седмицы, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил чин омовения ног по образу Христа, по завершении которого обратился к верующим.

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95