Других архитектурных ансамблей, выполненных по канонам строгого классицизма, в нашем индустриальном мегаполисе нет. К тому же, по историческим меркам, этот шедевр сакрального зодчества возник практически мгновенно – за каких-нибудь пять-шесть лет.
Между тем в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века здесь царила, говоря библейским языком, «мерзость запустения». Старожилы Шевченковского района хорошо её помнят…
Какая же сила вызвала из небытия эту дивную красоту?
Здесь видится действие Промысла Божия, который возложил на Вячеслава Богуслаева, в ту пору – генерального директора ПО «Моторостроитель», а позднее президента АО «МОТОР СИЧ», на его единомышленников и соратников поистине священную миссию: не только возродить в народе память об апостоле Андрее, первом просветителе нашей земли, но и продолжить его миссионерские труды в новых исторических условиях.
Идеей превратить заброшенный кинотеатр в величественный православный храм лидер запорожских авиадвигателестроителей загорелся в самом начале «лихих девяностых», когда прежние устои рухнули, похоронив под собой налаженную жизнь, общественную мораль и уверенность в завтрашнем дне. На этом переломном отрезке истории «красный», как тогда говорили, директор Богуслаев увидел спасительный свет в возвращении к нашим духовным корням и традициям.
Не случаен и выбор названия для будущего собора: к тому моменту Вячеслав Александрович стал одним из руководителей Фонда Андрея Первозванного – международной общественной организации, которая объединяет состоятельных людей, считающих делом чести содействовать Церкви и государственной власти в возрождении духовности и национальной культуры православных народов.
Приняли во внимание и тот факт, что, согласно «Повести временных лет», на своём миссионерском пути в глубь Великой Скифии первый ученик Христа Спасителя проходил днепровские пороги, следовательно, побывал на территории будущего города Запорожья. Между тем ни до большевистской революции, ни в начале украинской независимости память об этом поистине судьбоносном событии в наших краях вообще никак отмечена не была. Даже храм, выполнявший до поры до времени функцию кафедрального собора созданной в 1992 году Запорожской епархии, назывался по-другому.
Вот при каких обстоятельствах 27 октября 1994 года имущественный комплекс кинотеатра им. Т.Г. Шевченко, который за годы «перестройки и демократизации» превратился в притон для бомжей, был передан в собственность «МОТОРа». Через год зарегистрирована религиозная община Украинской Православной Церкви «Свято-Андреевский кафедральный собор». По просьбе владыки Василия (Злотолинского), в ту пору – епископа Запорожского и Мелитопольского, это здание было передано Андреевской общине. Данное соглашение оформлено как благотворительная помощь предприятия епархии.
В 1996 году в отдельных помещениях, переданных новосозданной общине, начались богослужения. Масштабные строительные работы стартовали 15 октября 1998 года.
Поначалу алтарь был устроен в бывшем вестибюле, встык с центральным входом. Ведь в главном зрительном зале вовсю шёл капитальный ремонт. А уже 7 января 2001 года, в великий праздник Рождества Христова владыка Василий (на тот момент уже архиепископ) освятил собор. К концу всё того же года работы по реконструкции, включая возведение колокольни, были завершены, причём с предельно высоким качеством исполнения.
В этом – огромная личная заслуга главного архитектора проекта Валерия Буланова (главный архитектор государственного коммунального предприятия «Градпроект»), главного инженера проекта Виталия Рябенко (главный инженер государственного проектного института «Запорожгражданпроект»), директора по капитальному строительству и социальному развитию АО «МОТОР СИЧ» Михаила Березовского, начальника заводского Управления капстроительства и социального развития Виктора Филимонова, десятков и даже сотен моторостроителей и специалистов других предприятий Запорожья. В процессе возведения собора они использовали несколько уникальных, новаторских технологических решений, не имеющих аналогов в мировой строительной практике (подробнее об этом – в иллюстрированной монографии «Наследуя апостольскую миссию. Память об Андрее Первозванном в Запорожье». З., изд-во АО «МОТОР СИЧ», 2017, 100 с.). Достаточно сказать, что центральный купол имеет вытянутую вверх «яйцеобразную» форму. Это сделано для того, чтобы придать всему сооружению наилучшую пропорциональность.
Даже сегодня, по прошествии лет, рекордно короткие сроки превращения бывшего очага масскульта в величественный храм поражают воображение. Да, современная строительная техника и технологии. Да, скрупулёзный пошаговый план реконструкции, выполненный лучшими специалистами города и завода. Да, поддержка тогдашних городских властей. Но не только.
Архитектурный комплекс Андреевского собора возводился всем миром. Свой вклад внесли и бизнесмены-предприниматели, и руководители предприятий, и простые люди. Кто-то дал 10 тысяч гривен, кто-то – 100 или 10. Не это главное. Важнее то, что каждый вклад шёл от сердца, от души. Поэтому строительство собора стало действительно всенародной стройкой.
Имена ктиторов-благотворителей, чей вклад в реализацию Андреевского проекта наиболее весом, увековечены на бронзовой табличке, которая установлена перед центральным входом.
Если смотреть на Свято-Андреевский собор с высоты птичьего полёта, то он представляет собой крест, как бы лежащий на земле. Это одна из типичных планировок христианских культовых объектов. Чтобы собор стал крестообразным, к зданию кинотеатра, которое в плане представляло собой вытянутый прямоугольник, пристроили два объёма – по церковной терминологии, придела. В правом приделе впоследствии был устроен храм во имя преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, в левом – храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Фасады обеих церквей стилистически и по размерам повторяют главный фасад.
К слову, в конце 90-х годов храм Серафима Саровского был надвратным, расположенным над центральным входом. О тех теперь уже далёких временах напоминает дивная реликвия, бережно хранимая в служебном кабинете протоиерея Константина Костюковича, настоятеля Свято-Андреевского кафедрального собора.
– Временный храм в честь преподобного Серафима Саровского раньше находился здесь, на втором этаже. По периметру стены висели иконы. Когда что-то долго висит на одном месте, на стене остаётся отпечаток. Такие отпечатки были под каждой иконой. И вот когда мы снимали икону Пресвятой Богородицы, то обнаружили, что там не простой отпечаток квадратный – отпечатался силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем, – вспоминает о. Константин. – Это было чудо. Мы возблагодарили Господа Бога за такую милость нам, грешным. Я сразу же позвонил владыке Василию, рассказал о чуде. Он приехал, посмотрел и сказал: давайте, по возможности, сохраним это место.
Это не единственный неординарный феномен, явленный под сводами собора.
Что касается росписи, то её выполнили мастера из древнего города Почаева – центра Православия на западноукраинских землях. Речь идёт о семейной бригаде иконописца Василия Жадана.
Непосредственно к делу бригада приступила 29 июля 2002 года, предварительно изучив архитектурные особенности собора. Мастера предложили расписать его в академическом стиле, который гармонирует с классицизмом в зодчестве. Хрестоматийным образцом данного стиля считается роспись Свято-Владимирского собора в Киеве, осуществлённая Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым. Не случайно картина «Крещение Руси», написанная на левой стене центральной части Андреевского собора, является сюжетно-композиционной копией одноимённой росписи в Киеве.
Кроме стилевого направления, Василий Федосеевич предложил ряд индивидуальных решений, позволяющих с максимальной выразительностью передать основные смысловые посылы Андреевского проекта. К примеру, на кольцевой внутрикупольной росписи справа от Иисуса Христа, пришедшего в Небесной Славе, на одной и той же иконе изображены апостол Андрей и апостол Иоанн Богослов, что вполне логично. Ведь первозванность юного рыбака Андрея, сына Ионы из прибрежного селения Вифсаиды Галилейской, засвидетельствована именно в Евангелии от Иоанна. В Капернауме вместе с Андреем Иоанн провёл несколько часов в доме, в котором остановился Иисус. И ещё: именно Иоанн Зеведеев был спутником и соработником Андрея в его первом миссионерском путешествии по Малой Азии.
Кроме того, справа от входа в центральную часть собора бросается в глаза иконописное изображение Иисуса Христа, за Которым виден Голгофский Крест, и Андрея Первозванного, за чьей спиной ясно читаются брусья косого креста, на котором апостол был распят в Патрах Ахейских в 62 году. Характерны в своей выразительности лики Христа и Его Первоапостола. Они серьёзны, сосредоточенны и в то же время удивительно спокойны. И у Спасителя, и у Андрея глаза совершенно живые, только взгляд Иисуса устремлён прямо в душу молящегося.
Столь же красноречива жестикуляция Сына Божия и Его спутника. Взяв в свою десницу левую руку Андрея, Христос ведёт его к великому предназначению, напоминая нам слова, которые Он адресовал ученикам в начале их служения: «Не вы избрали Меня, но Я вас».
Особенной реликвией собора является уникальная Запорожская икона Божией Матери. Написанная в 2004 году, она хранится в специальном киоте в Благовещенском приделе. Это – личный подарок Василия Жадана архиепископу Василию, а в его лице – и всем православным христианам нашего края. Характерной особенностью образа Запорожской Богоматери является то, что Царицу Небесную сопровождают два ангела. Свои молитвенные взоры к Ней обратили святитель-исповедник архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) и священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Мелитопольский, который стал первым местночтимым святым, канонизированным в Запорожской епархии при владыке Василии.
Будучи с конца 1990-го по первую половину 1992 года правящим архиереем Крымской епархии, тогда ещё епископ Василий выступил инициатором общецерковного прославления святителя Луки. По этой же причине образы свт. Луки и сщмч. Сергия присутствуют в центральном соборном иконостасе, в одном ряду с образами Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и апостола Андрея.
К слову, с образом Запорожской Божией Матери связан удивительный случай, о котором поведал о. Константин:
– Была у нас одна прихожанка. 25 лет страдала астмой. Каждый день к половине седьмого утра она приходила в собор помолиться, а потом – сразу же на работу. Однажды прибегает ко мне радостная, возбуждённая. Дескать, астма без следа прошла! А ведь болезнь практически неизлечимая. Хотя, чему удивляться? Не Сам ли Господь утверждал: «По вере вашей да будет вам» …
Что касается памятника апостолу Андрею Первозванному, который, так и кажется, вот-вот сойдёт с высокого пьедестала, чтобы продолжить свой вечный путь по нашей земле, то идея его сооружения принадлежит опять же Вячеславу Богуслаеву. Впрочем, не только идея, но и прорисовка ряда характерных деталей апостольского образа. Соратником Вячеслава Александровича выступил известный запорожский скульптор Николай Соболь, предложивший множество интересных решений. Николай Сергеевич является автором и скульптуры ангела-хранителя, установленной на фронтоне собора.
На стартовом, подготовительном этапе Николай Сергеевич успел сделать глиняный макет, по которому отлили несколько копий настоящего, большого памятника. К сожалению, в разгар работы мастер скоропостижно скончался. Но его дело продолжил сын Николай, столь же талантливый скульптор, выпускник Харьковского государственного художественного училища.
Для Соболя-младшего, как его тогда называли, было делом чести, делом принципа принять эстафету из рук своего отца. И Николай Николаевич не подвёл, блестяще справился со сложнейшим творческим вызовом. 5-метровый 6-тонный бронзовый монумент, отлитый в Харькове и собранный воедино в одном из моторовских цехов, сразу же стал образцовым, эталонным, классическим. Недаром великий скульптор современности Вячеслав Клыков назвал запорожский памятник Андрею Первозванному лучшим из тех, которые он видел прежде.
24 декабря 2003 года в присутствии руководителей АО «МОТОР СИЧ», многочисленных заводчан, первых лиц города и области, представителей науки, культуры и неравнодушной общественности памятник освятил Блаженнейший Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, тогдашний Предстоятель Украинской Православной Церкви. Его Блаженству сослужил архиепископ Василий с сонмом епархиального духовенства. В ходе этих знаменательных торжеств митрополит Владимир принял предложение В.А. Богуслаева сделать 13 декабря – день памяти апостола Андрея – красным днём церковного календаря (служба по чину великих праздников), а кроме того, сугубо чтить Первозванного ещё и 28 июля, в широко отмечаемый ныне День Крещения Руси – ибо всехвальный Андрей и был предтечей этого Крещения.
В канун освящения монумента произошло событие, которое явно говорит о том, что Небеса благословили труд людей, возродивших почитание апостола Андрея – покровителя православных народов исторической Руси.
– В 2002 году мы с владыкой Василием лично закладывали мощи в раку, – свидетельствует о. Константин. – В раке находилось 120 ячеек под мощи. Мы все их заполнили мощами угодников Божиих Киево-Печерских, Оптинских и других. Также там были мощи Андрея Первозванного. И вот в 2003 году, незадолго перед освящением памятника, владыка Василий решил переместить мощи апостола из раки в старинную икону Андрея Первозванного, которая подарена нашей общине Вячеславом Богуслаевым. Владыка приехал в собор в будний день 12 декабря. Мы перенесли раку в алтарь и начали вскрывать ячейку с мощами Первоапостола. Вскрыв воскомастику, мы просто остолбенели. Мы увидели, что маленькая частица мощей плавала, можно сказать, в большом количестве мира. И такое благоухание разошлось по всему собору! Владыка Василий благословил торжественно, через Царские Врата вынести раку на амвон и помазал этим миром всех людей, которые в данный момент были в соборе. Мы всех помазали, перенесли мощи в икону Андрея Первозванного и запечатали их воскомастикой. С тех пор, конечно, не вскрывали, но знаем, что мощи апостола Андрея мироточат.
За четверть века под сводами главного храма Запорожской епархии побывали такие величайшие реликвии Христианского Мiра, как хранимая в черногорском монастыре Цетинье нетленная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, самого чтимого после Царицы Небесной святого, последнего пророка Ветхого Завета и предшественника Нового Завета (14–18 июля 2006 года); мощи св. апостола и евангелиста Луки, хранимые в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне (27–28 июля 2007 года); Плащаница Пресвятой Богородицы от Гроба Божией Матери в Иерусалиме (11–12 октября 2012 года); честная десница св. великомученика Димитрия Солунского (25 ноября 2011 года); множество чудотворных и мироточивых икон, а также мощей святых угодников Божиих. Благоговейно встречая десницу св. вмч Димитрия, владыка Василий напомнил собравшимся, что его пастырское служение (служение только что рукоположенного иерея Бориса Злотолинского) началось в далёком 1957 году на приходе во имя Димитрия Солунского в среднеазиатском городке Таласе; он же, великомученик воин Димитрий, теперь благословляет запорожского архипастыря в финале его священнического пути.
Уместно также отметить, что почти два десятилетия подряд самолётом авиакомпании «МОТОР СИЧ» из Иерусалимского храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Запорожье доставлялся Благодатный Огонь. Именно в ходе Пасхальной заутрени Агиос Фотос вносится в алтарь Андреевского собора, откуда его затем передают прихожанам и во все остальные храмы Запорожской и Бердянской епархий УПЦ. Кроме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, такого в Украине больше нигде нет.
13 декабря 2017 года в Запорожье из греческого города Патры прибыла ещё одна икона святого всехвального Андрея Первозванного. Этот дивный многоклейменный (т.е. многосюжетный) образ, в котором отражён весь земной путь и подвиг Первоапостола, по благословению митрополита Патрского Хризостома написан монахинями тамошнего Никольского монастыря специально для нас с вами, православных христиан Украины. Писали его целый год. В этот образ вмонтированы ковчежец с мощами апостола и ковчежец с частицей креста, на котором его распяли. Величайшая святыня! С 13 декабря 2017 года она навсегда заняла своё место под сенью Андреевского кафедрального собора. Не чудо ли, что поклониться ей и приложиться к ней теперь может каждый из нас?! О таких святынях жителям многих других местностей остаётся лишь мечтать.
Завершая краткий обзор реликвий и достопримечательностей кафедрального собора Запорожской епархии, нельзя не упомянуть о великолепном бронзовом Валаамском образе Божией Матери, в характерных своих чертах воспроизводящем одноимённую чудотворную икону. По просьбе В.А. Богуслаева этот шедевр сакрального искусства изготовлен сыном В.М. Клыкова Андреем, тоже знаменитым скульптором, и установлен слева от центрального входа в собор. 25 июня 2012 года памятник Валаамскому образу Пресвятой Богородицы в присутствии множества народа был торжественно открыт и освящён (подробнее об этом – в книге «Грани добрых дел». З., изд-во АО «МОТОР СИЧ», 2021). На гранитном постаменте высечена надпись, гласящая о том, что это – подарок семьи Богуслаевых родному городу. Сей дар носит явно символический характер. Он как бы указывает на неразрывную смысловую связь стартовых и финальных вех проповеднической миссии всехвального Андрея в Великой Скифии. В связи с этим интересно отметить, что точную копию запорожской скульптуры установили и 10 июля 2016 года освятили в Центральной усадьбе Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря на Валааме.
Интересно отметить и тот факт, что именно под сводами Свято-Андреевского кафедрального собора Господь вложил владыке Луке и Вячеславу Богуслаеву мысль прославить последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского в лике местночтимого святого. Канонизация праведного воина Петра осуществилась, как известно, 13 ноября 2015 года в ходе Божественной Литургии в Свято-Покровском архиерейском соборе, которую возглавил Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель УПЦ. Менее известно, что утренняя служба этой празднично-торжественной обедни прошла накануне в Свято-Андреевском кафедральном соборе.
И всё же главный результат грандиозного духовно-просветительского Андреевского проекта, реализованного командой Вячеслава Богуслаева, а также архиепископом Василием и митрополитом Лукой, клиром и приходским активом кафедрального собора – это не перечень необычных феноменов и священных реликвий, а великое множество человеческих душ, открывших для себя веру Христову и преображённых этой спасительной верой.
Поскольку Свято-Андреевский кафедральный собор является главным храмом нашей епархии, это накладывает на его духовенство особую ответственность. Не будет преувеличением сказать, что на здешних священнослужителей взирают как на образец во всём: в служении, в миссионерстве, в социальной работе. Свято-Андреевский приход можно даже назвать своеобразной кузницей кадров, лабораторией передового опыта.
– У нас много лет работает детская воскресная школа «Андреевцы», руководимая опытными православными педагогами-новаторами. Это кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного образования областного института последипломного педагогического образования Ольга Байер, которая несёт ответственное послушание завуча воскресной школы с сентября 2009 года, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 63 Ольга Радченко и Людмила Степура, по профессии медсестра. Их воспитанники, выпускники нашей воскресной школы Ваня и Паша Гребенченко недавно удостоились чести стать иподиаконами владыки Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, – говорит о. Константин. – Кроме того, наши батюшки во внеслужебное время оказывают психологическую поддержку людям, которые попадают в сложные житейские ситуации, а прихожане опекают инвалидов и малоимущих граждан. Турфирмы в своё время получили благословение привозить к нам туристов, которые приезжают в наш город в т.ч. из других стран. Приводят на экскурсии и школьников, студентов. Мы с радостью их встречаем, подробнейше и с удовольствием рассказываем о Первозванном ученике Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Рассказываем и о Вячеславе Александровиче Богуслаеве, благодаря которому реализовался Андреевский проект и появился прекрасный Свято-Андреевский архитектурный комплекс.
Многие запорожцы всем сердцем, всей душой полюбили кафедральный собор Запорожской епархии. Недаром здесь всегда многолюдно, особенно по великим, двунадесятым и престольным праздникам. С большим удовольствием здесь служит и благовествует митрополит Лука. Вдохновенные, запоминающиеся, поучительные проповеди Его Высокопреосвященства верующие охотно пересказывают в разговорах друг с другом. А ценители прекрасного ещё и неизменно любуются эстетически совершенными архиерейскими ризами владыки.
По Промыслу Божию нам не дано этого знать, однако вполне быть может и так, что вместе со своими спутниками апостол Андрей останавливался именно на том месте, где на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Христианской Эры был построен великолепнейший соборный комплекс. Но мы твёрдо знаем, что он совершенно не случайно вырос на месте учреждения, которое вполне подпадает под определение «капища языческого». Ибо у Господа, как известно, случайностей не бывает.
Фото автора и из приходского архива