×
Суббота, 27 Апреля 2024
прав. Ла́заря;
свт. Марти́на I, исп.;
мчч. Анто́ния,
Иоа́нна,
Евста́фия;

мч. Ардалио́на;
мч. Аза́та;
исп. Алекса́ндра Орлова;
Икон Божией Матери: Остробрамская Виленская, Виленская.


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/problemy-kalendarnogo-voprosa
голосов: 1
5 1
2 Декабря 2022 г

«Опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиной соблазнов» (Патриарх Константинопольский Иеремия II. 1583 г.).

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2022/12/1-y-mat.-1.jpeg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2022/12/1-y-mat.-1-150x150.jpeg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Проблема календарной реформы Церкви вновь, в очередной раз, актуализировалась в современном обществе.

Не касаясь причин и факторов, регулярно обостряющих этот вопрос в Украине, и тем самым, будоражащих верных чад Церкви, постараемся лаконично проговорить и уточнить те основные проблемы, которые на протяжении уже более четырех столетий не дают возможности христианскому миру прийти к общему согласию в вопросе календаря.

Прежде стоит вспомнить о причинах, побудивших Западную Церковь в 1582 году осуществить календарную реформу. А именно — исправление Пасхалии, которая, будучи связанной с Юлианским календарём, как это выяснили итальянские астрономы, постепенно будет смещаться в летний сезон года. После продолжительных дискуссий приняли решение провести реформу именно Пасхалии. Ради именно этого и был реформирован Юлианский календарь. Для общества XVI в. приоритетность была именно такая — время празднования Пасхи, а не научная точность нового открытия.

Из этой главной цели, положенной в основу календарной реформы — корректировки Пасхалии, и проистекает первая и основная проблема. Весь христианский мир, празднующий Пасху, руководствуется Александрийской Пасхалией, которую приняли в Древней Церкви по итогу продолжительных споров о времени празднования Пасхи во II–III вв., и что было зафиксировано Церковью в своей высшей инстанции — определениями Соборов, вошедших в свод Апостольских Правил. Имеется в виду 7-е Апостольское и 1-е Антиохийского Собора 341 г. Вот комментарий 7-го Апостольского Правила знаменитым византийским канонистом, патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном (1193–1199): «Мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается пасха иудейская, а после нея, т. е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14-го дня перваго месяца или первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдание и воскресение Христа».

Католический мир так и не выработал своей собственной Пасхалии, и продолжает ориентироваться на Александрийскую систему, внося в нее регулярные коррекции по сложной математической формуле, которая, тем не менее, не позволяет избегать нарушений Апостольских Правил. Никто не смог выработать новой системы, которая бы не вступала в противоречия с установленными Правилами Соборов, по причине неразрешимости этой задачи. Единственно, что может открыть к этому путь — изменения древних правил Церкви, что, разумеется, не может быть приемлемо самою Церковью. Таким образом, основная задача, подтолкнувшая Западную Церковь к реформе, не была решена удовлетворительно.

Тем не менее, исторический процесс интеграции нового календаря начался, и к XVIII в. Западноевропейский мир, руководствуясь прагматическими соображениями и удобством, перешел на Григорианский календарь. Это не могло обойти стороной Церковь, которая оказалась вовлечённой в этот процесс. После Первой мировой войны происходят глобальные изменения в человеческом обществе, и ряд Поместных Православных Церквей также адаптировались к реалиям нового календаря. Но, поскольку грубые отклонения празднования Пасхи у католиков, не были приемлемы для православных, и чтобы не принимать Григорианский календарь в чистом виде, рядом греческих Церквей в 1923 году было решено ввести гибридный календарь, получивший название Новоюлианский. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956). Суть этого календаря сводится к тому, что весь богослужебный год ориентирован на новый (Григорианский) стиль, а Пасхалия остается традиционной, Александрийской, по Юлианскому календарю.

Разумеется, такой синкретизм (соединение, объединение, — авт.) календарных систем породил ряд несоответствий и выпадений из сложившейся за тысячелетия литургической традиции Церкви. Известный тому пример — исчезновение Петрова поста. Отсюда выводится вторая проблема календарной реформы — изменение церковной богослужебной традиции. Именно этот фактор оказался наиболее очевидным для верующих, и потому внес наибольшее смущение, породившее нестроение и отсутствие согласия в Церкви. По этой причине только 9 из 15 Поместных Православных Церквей перешли на новый календарь, а в их среде возникли церковные группы, не принявшие новый стиль. Даже в самой Западной Церкви имеются прецеденты возвращения к Юлианскому календарю католических общин на Святой Земле.

Сам по себе Юлианский календарь — изобретение языческого мира, и к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог. Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий — с конца III – начала IV века — определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года. Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый — почти современный нам вид. Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.

Исходя из вышеизложенного, мы видим две основные проблемы, препятствующие единодушному принятию Церковью нового календаря: первая — противоречие с Апостольскими Правилами; вторая — нарушение литургической традиции.

А что выдвигалось ранее, и выдвигается сегодня как аргумент в пользу нового календаря? Как было упомянуто ранее, аргументом являлось сезонное смещение Пасхи. Мы привыкли к тому, что у нас Пасха связана с таким прекрасным временем года как весна, которая собою ярко подчеркивает для верующего духовный смысл Пасхи, как торжества жизни. Но как же быть тогда верующим, живущим в Южном полушарии, где пасхальные праздники приходятся на осенний сезон? Во времена папы Григория XIII, почти весь христианский мир был сосредоточен в Северном полушарии, и потому эта дилемма, возможно, не была так очевидна, а празднование Пасхи неразрывно ассоциировалось с весной. Но может ли Пасха быть ограничена временными пределами, быть лишь частью временного периода? Для верующего человека Воскресение Христа — вневременное событие, это соприкосновение с вечностью, это состояние, которое переживали святые независимо от времени года и окружающих их обстоятельств.

Последний аргумент, и он же и основной, для сознания современного человека, — это удобство календаря, синхронизация с ритмом жизни окружающего Церковь мира.

Да, Церковь — есть неотъемлемая часть человеческой цивилизации, и все то, с чем соприкасается человек, отражается и в ее жизнедеятельности. Это как положительные достижения человеческой мысли в науке, искусстве, культуре, так и отрицательные явления ценностного оскудения человека, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но Церковь, будучи неотъемлемой частью этого мира, тем не менее, не ограничивается рамками мира и времени, потому что Церковь — явление надмирное. Разумеется, это очевидно для верующего человека, для которого понятие Церкви не сводится к принятию ее как лишь одного из институтов общества. Церковь Христова не может быть постностью секуляризованной, поглощенной этим миром, потому что это выше возможностей самого мира.

Поэтому приверженность Церкви календарю, который, к слову, был порождением древнего мира, сохранение древних языков, традиций — всего того, что некогда этот же самый мир создал, и что впоследствии потом отверг — все эти, кажущиеся анахронизмы, возможно, являются напоминанием и верующим, и остальному внецерковному миру о подлинной природе Церкви Христовой, для которой время не является всеобъемлющим и непреодолимым условием ее бытия.

Архимандрит Леонид (Шеремет), секретарь Запорожской епархии УПЦ

Комментариев нет

Читайте также

«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»

21 апреля 2024 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в храме в честь страстотерпцев кнн. Бориса и Глеба, обратившись затем с проповедью о человеке как носителе живой и мёртвой воды.

Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі

20 квітня педагоги продовжили добру традицію збиратися і обговорювати будь-які питання, що ставить нам сучасне життя.

Поговорим по душам

27 апреля 2024 года в 13:00 в на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95