«ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК» В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПРИХОДСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(ПРИМЕР ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ)
Борхович С.Н.
Зав. Методическим центром Запорожской епархии УПЦ
Сегодня воскресная школа как элемент православного пространства является духовно-культурной воспитательной средой для подрастающего поколения, где возможно воспитание сознательного христианина и целостной духовно-нравственной личности, умеющей различать добро и зло, принимать осмысленные решения, ставить и достигать цели в соответствии с православным мировоззрением. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно — лишь голос совести [1, с.145]; т.е. «невозможно решить проблемы современного общества с помощью выстраивания различных запретов; мы должны воспитывать личность таким образом, чтобы она сама могла формировать для себя систему запретов…» [там же, с.127].
К сожалению, на сегодняшний день воскресная школа является чуть ли не единственной площадкой для воспитания детей в православной вере. Нужно признать, что большинство современных воскресных школ стоят не на очень высокой ступени развития и имеют множество проблем материального, учебно-методического, кадрового и др. характера.
Одной из проблем современной воскресной школы является ее изолированность, замкнутость. Воспитанники одной воскресной школы, как правило, не знакомы даже с воспитанниками соседних воскресных школ, часто они даже и не подозревают об их существовании; праздничные выступления готовятся только для своих прихожан и т.д.
Решая проблему ограничения деятельности воскресных школ рамками прихода, Запорожская епархия уже третий год подряд проводит Слет воскресных школ, который в этом году стал и праздником «последнего звонка» в воскресных школах Запорожской епархии. Акция проходила по благословению Высокопреосященнейшего Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского 31 мая 2011 года в центральном парке отдыха и культуры «Дубовая роща» г. Запорожья (см ниже детальное описание акции).
Целью настоящей статьи является изложение опыта межприходского взаимодействия воскресных школ на примере акции «последний звонок» в воскресных школах Запорожской епархии.
Автор ставит перед собой следующие задачи: сформулировать основные задачи акции «последний звонок» в воскресной школе; раскрыть содержание указанного мероприятия; охарактеризовать возможные перспективы других форм межприходской работы.
Проведение акции «последний звонок» в воскресной школе было направлено на реализацию следующих задач:
— актуализацию социальной роли воскресной школы как духовно-культурной воспитательной среды для подрастающего поколения;
— привлечение внимания невоцерковленных семей к деятельности воскресных школ;
— потенциальное увеличение числа воспитанников воскресных школ на следующий учебный год;
— удержание интереса к учебному процессу в воскресной школе среди воспитанников, принявших участие в акции;
— обмен опытом между педколлективами воскресных школ в ходе подготовки, участия и личного общения;
— усиление событийной составляющей в деятельности воскресных школ;
— апробацию новой формы совместной работы детских коллективов воскресных школ.
Акция «последний звонок» в воскресной школе проходила следующим образом: после молебна и окропления детей водой было объявлено о торжественном открытии. Многие воскресные школы к участию в акции подошли творчески. Их воспитанники выделялись среди всех косынками, панамками, беретами, повязками, галстуками определенного цвета, значками и эмблемами. Некоторые воскресные школы буквально накануне проводимого мероприятия получили имя: вместо «воскресная школа при храме…» они зазвучали как «Колокольчик», «Мариам», «Радость моя».
Во время торжественного открытия детям был задан игровой и шуточный тон, выражена надежда, что за последний год обучения они многое узнали, стали дружнее и поэтому получат хорошие отметки на всех уроках воскресной школы, которые сегодня будут последними и самыми интересными в этом учебном году. Нужно заметить, что за грубость и недоброжелательность в течение всего мероприятия полученные баллы могли сниматься.
Важным моментом открытия было знакомство школ. Нужно было видеть и слышать, как громко и с какой гордостью дети кричали «Есть!», когда слышали название своей воскресной школы и имя ее руководителя.
Основная часть мероприятия проходила в форме квеста (хождения по станциям). Станций было пять:
— спортивная (название говорит само за себя);
— музыкально-танцевальная;
— «В гостях у сказки» (инсценировка сказки «Репка», причем каждый ребенок был задействован хотя бы в массовке (овощи на огороде, забор, шумовые эффекты и т.д.));
— «В мире природы» (ответить на вопросы и отгадать загадки о растениях и животных, изобразить животных, назвать как можно больше животных на определенную букву и т.д.);
— «Планета Православия» (самая главная станция, где за правильные ответы можно было получить так называемые «таланты», которые после можно было обменять на иконки, подсвечники и т.д.).
Все школы были разделены на пять классов (по количеству станций). Каждому классу был выдан маршрутный лист, где было указан порядок и время прохождения классом каждой станции и выставлялись отметки.
Параллельно основному мероприятию проходил конкурс рисунков на асфальте, где каждая воскресная школа могла показать свои таланты.
На торжественном закрытии были подведены итоги, каждая воскресная школа получила подарок, а после того, как прозвучал последний звонок, все участники акции исполнили вместе песню М.Минкова на слова Ю.Энтина «Дорога добра».
Сотрудничество с различными городскими организациями дало возможность организовать обед участников акции, угостить всех мороженым, посмотреть показательные выступления МЧС, покататься на каруселях.
Несомненным плюсом проводимого мероприятия стало создание для каждой воскресной школы одинаковых условий для участия. Не секрет, что разные воскресные школы имеют разные материальные и кадровые ресурсы, что делает невозможным создание одинаковых условий при проведении концертов, фестивалей и т.д.
Необходимо отметить и то, что данная акция способствовала сплочению воспитанников всех воскресных школ епархии, ведь в ходе мероприятия воскресным школам приходилось не соревноваться, а действовать вместе «плечо к плечу».
Акция способствовала вовлечению всей семьи в церковную жизнь прихода, т.к. воспитанников воскресных школ вместе с преподавателями сопровождали родители; сотрудничеству педагогов воскресной школы с родителями воспитанников, сплочению приходской общины.
Опыт проведения указанного мероприятия показал важность и результативность совместной деятельности творческих педагогических коллективов воскресных школ и необходимость продолжения данного опыта как в акции «последний звонок», так и в других формах межприходской работы.
Перспективы межприходской работы на уровне епархии могут быть выражены в следующих формах:
— Создание межприходской студии. На практике, межприходская студия, созданная в результате слиянии всех творческих сил двух или более воскресных школ воедино, может усилить культурное влияние Православной Церкви на подрастающее поколение [2].
— Создание детского православного дома творчества на базе воскресной школы [3] как практический результат деятельности воскресных школ, обмена опытом и своеобразный «мостик» между конкретной воскресной школой и светскими студиями детского творчества.
— Создание духовного центра как системы. Развивая воскресные школы и пытаясь отвечать запросам маленьких христиан некоторые храмы пытаются внедрить в жизнь идею духовного центра, а именно: создание взаимосвязанной системы — детский сад, гимназия, воскресная школа, спортивный комплекс [4].
— Создание спортивных секций при воскресных школах, проведение соревнований между командами. Например, секции детского футбола, учреждаемый воскресной школой и духовно окормляемой священником, где перед и после матча совместно двумя командами читаются молитвы, священник на примерах показывает как правильно относиться к спорту, вообще, и к своим победам и поражениям, в частности.
— Проведение конкурсов вне среды воскресных школ, например, среди изостудий на православные, в т.ч. нравственные темы [5].
— Организация совместного детского отдыха во вне учебное время.
Давать знания — не самая главная задача, стоящая перед воскресной школой. Привить же любовь к Православию, желание жить по Христовым заповедям можно только в коллективе, где есть любовь и взаимопонимание как между детьми и педагогами, так и между самими детьми. Если воскресная школа станет сплоченной детской общиной — комфортным пространством общения с православными сверстниками и взрослыми, то в трудное для ребенка время это поможет ему остаться в Церкви [6].
Выводы:
1. Православное воспитание детей при приходах должно охватывать все стороны деятельности ребенка: и учебу, и досуг. Мы должны воспитывать ребенка без назидания, играя, и играть с ним, не забывая о воспитательной компоненте.
2. Позитивный опыт проведения «последнего звонка» в воскресной школе позволяет рекомендовать необходимость введения подобных мероприятий как постоянно действующих в ежегодные планы деятельности епархий.
3. Результативность межприходского взаимодействия позволяет утверждать о необходимости апробации и введение в практику и других возможных форм совместной работы.
4. Среди конкретных результатов акции «последний звонок» в воскресной школе были следующие: усиление событийной составляющей жизни воскресных школ епархии; поддержание интереса воспитанников воскресных школ к учебному процессу; развитие творческого потенциала педагогов воскресных школ; привлечение внимания невоцерковленных семей к православному воспитанию детей; создание на Запорожском телеканале «Алекс» фильма о данном мероприятии, в котором помимо освещения акции были подняты и вопросы православного воспитания (http://www.youtube.com/watch?v=Ar4wItuepUE). Фильм транслировался по местному телевидению.
Список использованной литературы:
1. «Неизвестный» Патриарх Кирилл. — М.: Даниловский благовестник, 2009. — 192 с.
2. «Церковное рисование» //Альманах «Воскресная школа. Открытый урок». — 2005. — № 4 ноябрь // http://www.voskresnayashkola.ru/almanax/almanax4c.html
3. «О развитии системы православного образования для мирян за период 2000-2004 гг.» // Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Архиеерский Собор 2004. // http://www.patriarchia.ru/db/text/426484.html
4. О наших московских воскресных школах // Альманах «Воскресная школа. Открытый урок». — 2004. — № 1май // http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/Almanax/almanax1c.html
5. Епископ Иларий (Шишковский), Л. Бойко-Бойчук «Воскресные школы как фундамент православного пространства Украины». Доклад. — К, 2010. — 33 с. // http://www.orthodox-fund.org/uk/library/analytic-materials/41-prvoskrshkolifundprprostranstva
6. Проблемы и перспективы развития современных воскресных школ // Православное дело. Подборка избранных материалов СМИ. // http://www.didaskal.ru/deloN2110