На наш взгляд задача работы священника среди молодежи заключается в том, что бы каждый с кем мы работали осознал то, что выразил в одной из своих песен Борис Гребенщиков «Я понял – небо. Становится ближе. С каждым днем….» Символически духовную жизнь мира можно изобразить в системе двумерных координат. У бездуховного мира есть только системы измерений – это ширина и длина. Ширина наполняемости, интеллектуальной, материальной. Это ширина материальных возможностей. Ширина успеха в разных областях жизни мира. У этого мира есть также своя длинна. Это длина профессионального и карьерного роста. Длина продолжительности жизни человека, и т.п. Наша кафедра видит свою задачу в том, что бы восполнить вот этот двухмерных мир студента третьим, духовным измерением. Открыть им что кроме ширины и длины в мире есть еще и высота. Небо над головой небо, и не только физическое, но и духовное. И даже если мы и не догадываемся об этом третьем измерении, мы все равно в нем живем. Мы все равно идем вверх или вниз даже тогда когда думаем что ходим только прямо или в сторону. Что бы человек не делал в своей жизни, он нравстенно растет или деградирует, даже тогда, когда он и не задумывается о духовной стороне своей жизни. Сама первая наша задача, и пожалуй самая важная пробудить интерес студента к духовной рефлексии. Т.е к обращению внимания на себя самого, на свою личность, на свои ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние. Привести к духовной осмысленности жизни к пониманию того, что человек это не только животное, но и чело — век, с греческого ἄνθρωπος бук. «смотрящий вверх».
И вот если эта задача увенчается успехом и мы выходим на этот новый уровень общения, то следующей нашей задачей будет попытаться по мере сил научить их жить в этом третьем, нравственном измерении. В мире действуют духовные законы жизни и они так же объективны, как и законы физики или термодинамики. Когда мы нарушаем эти законы мы разрушаем себя, и это происходит не зависимо от того, знаем мы о существовании этих законов или нет. М.Ф. Достоевский дал нам немало примеров этого в лице своих литературных героев. Кафедра теологии вовсе не ставит перед собой задачу схватить студента за руку и тащить в храм. Это уже потом когда он духовно созреет он сам, никем не понуждаемый и никем не насилуемый сделать свой религиозный выбор. А поначалу задача заключается в другом, научить его ходить по земле так что бы ноги были внизу а голова вверху, так что бы не ползать по земле на брюхе максимально прижимаясь к ней животом. На бы очень хотелось что бы выпускники этого вуза не стали поколением пепси-колы, что бы не «Баунти стало для них райским наслаждением, а что бы другие ценности и мотивы стали доминировать в их жизненных установках.
Когда мы начали свою работу в вузе то поначалу при работе со студентами спортивных специальностей, я столкнулся со станиной следующей и непонятной мне проблемой. Почему то было принято считать что студенты физ.воспа, это такие себе Чеховские герои у которых все должно быть прекрасным « И трусы и футболка и кроссовки». И если они могут назвать хотя бы несколько различий между хоккейной шайбой и футбольным мячом, то этого достаточно что считать что их Ай-Кью удовлетворительным. Что меня больше всего возмутило так это то что и студенты с этим соглашались. Это было выгодно. «Да какие от нас знания вы требуете, вы что не понимаете мы же физвосп».
В Китае во время войны с Японией был поставлен эксперемент. Когда пленных японцев заставляли ежедневно писать в концлагерях сочинение на две страницы на тему «За что я люблю Мао Дзедуна» то оказалось что через пол года год, пленный японец начинал верить в то, что он поначалу придумывал. Он начинал любить Мао Дзедуна. Студенту легко внушить что если ты учишься на физвоспе то по умолчанию ты уже не философ и не поет. На проверку оказалось что заниженная самооценка было ложной, уровень этих студентов оказался не ниже, а часто и выше чем на других специальностях.
В отношении духовного воспитания оказалось что между Православной, да и вообще религиозной традицией и спортсменами оказывается есть много общего. Такого чего нет между студентами других специальностей. Одни из нервов духовной жизни в Православной традиции называется Аскетикой. Аскеты в Греции это спортсмены, от слова АСКЕО – «подвизаюсь тренируюсь». Церковь применила это слово по своему, обозначив им тот духовный подвиг, труд подвижнической жизни, которым идет каждый человек следующий за Христом. Он связан с определенными усилиями, часто ограничениями, которые нужно применить для достижения желаемого результата. Если для спортсмена эти ограничения и труд нужны для победы в спорте, то для христианина это нужно для победы над собой. И это то что понятно и нам и спортсменам. Они знают что такое труд, подвиг, усилие, терпение, выдержка, выносливость. А это как раз те качества без которых невозможно духовная жизнь. И в этом взаимопонимания со студентами физвоспа мы нашли больше чем где бы то не было Мы могли говорить на языке одних и тех же понятий с этими студентами спортивных специальностей, единственное что нам нужно было сделать это трансформировать цели и задачи.
Нам было интересно знать, а насколько нам это удается, цепляет ли что ни будь в душе студента с которым мы работаем. Для того что бы это узнать мы проверили обратную связь. Отдел маркетинга и рекламы сделал соцопрос среди студентов, для того что бы выяснить отношения к дисциплинам которые преподаются нашей кафедрой.
Перед тем как комментировать результаты соцопроса хочу сказать что в мире есть такая общепринятая статистика. Сложно понять почему она именно так слаживается, но как показывает соцопрос в разных странах напряженной религиозно- активной духовной жизнью способны жеть не более 10% населения страны. В протестантских странах только 10% регулярно читают Библию, в католических не более 10% посещают мессы, в православных также около 10% еженедельно ходят в храм, в мусульманских столько же совершают пятичисленные молитвы и тд. Религиозно одаренных людей в каждой стране не так уж много. Так вот я бы считал что наша миссия в этом вузе был успешной если хотя бы 10 % студентов отозвались сердцем на то что чему мы их учим. Итак по данным соцопроса на вопрос:
-
«На Ваш взгляд, является ли дисциплины кафедры необходимыми для изучения?»
Да должна ответили 84,5%
-
«Понравился ли Вам процесс изучения данных дисциплин?»
Да ответили 80 %
-
«Занятия по этим дисциплинам каким-то образом изменили Ваше отношении к жизни?»
Да ответили 60 %
-
«Видите ли Вы для себя лично положительные результаты после изучения данных дисциплин?»
-
Из общих вопросов на вопрос «Как Вы считаете, необходимо ли наличие дисциплин религиозной направленности в программе высших учебных заведений»
Да ответили 92%
-
«Скажите, пожалуйста, относите ли Вы себя к верующим людям?»
Да ответили 86%
-
«Пригодились ли Вам знания, полученные во время изучения дисциплин кафедры религиоведения и теологии в повседневной жизни?»
Да ответили 90%
-
«Видите ли Вы для себя необходимость дальнейшего общения с преподавательским составом кафедры религиоведения и теологии?»
Да ответили 60%
Как видим по результатам опроса у студентов есть очень высокая востребованность к изучению духовных дисциплин. Это касается как студентов спортивных специальностей, так и студентов вуза в целом. Это делает их мир несомненно богаче и интереснее. Даже слушая выступления своих собственных кумиров они начинают понимать то чего раньше не понимали. Например то о чем, или вернее о Ком поет Юрий Шевчук из группы ДДТ « Иногда наша жизнь зарастает цветами. Это значит, мой друг, Он прошел между нами Но увидеть его нелегко…» . Но для того что бы как говориться «жизнь (кафедры) удалась», что бы студенты полюбили то о чем ты говоришь и чему учишь нужно очень много и творчески работать. Пожалуй, это единственный, и самый важный опыт, который я вынес из работы в качестве заведующего кафедрой за эти годы. Благодарю за внимание.
Протоиерей Игорь Рябко
Заведующий кафедрой религиоведения и теологии
Классического приватного университета
Доцент, к.н. государственного управления