В одного ли Бога верят во всех религиях? Эта тема сейчас становится особенно насущной в связи с целым рядом различных явлений, происходящих в современном мире. И явления эти носят, действительно, очень разный характер. Мы видим, как идет некое сглаживание: сглаживание культур, сглаживание национальных особенностей, сглаживание мировоззрений, сглаживание религий и уж совсем, кажется, наглядное, потрясающее – сглаживание полов. Под полами я разумею не те, по которым мы ходим, – я разумею пол мужской и пол женский – и даже тут происходит сглаживание. Какой-то странный вирус ворвался в мировую среду и всё калечит. Вспоминается древо – то запрещенное для Адама древо в раю, которое Бог именовал древом познания добра и зла. Он запретил вкушать от его плодов человеку, чтобы человек не умер. Многие толковники прямо говорят, что под этим древом можно подразумевать не что иное, как смешение добра и зла, перемешивание добра и зла – такое перемешивание, при котором нет уже ни добра, ни зла. А что же есть? – А – не знаю что! Стираются грани между добром и злом, причем стираются настолько, что уже становится неразличимым, зло это или добро.
Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд факторов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.
В 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи Всемирную межрелигиозную конференцию – Всерелигиозную конференцию – называют ее по-разному – под лозунгом молитв о мире. Проблема действительно вечная для человечества: мир превыше всего. И вот в Ассизи собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы… – как будто Ноев ковчег какой-то. Служится молебен о мире. Правда, молятся пока раздельно, каждый по-своему. Хотя… мне говорили, что как-то где-то за границей в католическом костеле во время одного из таких собраний буддистам показали на Престол – а вы же знаете, как в католических храмах: престол чуть не посередине, никаких иконостасов нет, – и буддисты попросили закрыть Престол – накрыть полотном, чтобы он не мешал им устраивать свое молебствие, поскольку они поставили туда статую Будды.