Около 720 г до Рождества Христова ассирийцы вторглись в Северное Царство, захватили Самарию, коренное население увели в плен, а этот район заселили жителями Вавилона и других городов Ассирии. Но, всех конечно не переселишь, кому-то из иудеев удалось остаться, они стали вступать в брак с иноземцами, чем совершили непростительный, по тогдашним понятиям грех – потеряли расовую чистоту. В строгой иудейской семье была такая традиция, если сын, или дочь, сочетаются браком не с иудеем то проводятся их симоволические похороны. Такой человек умер в глазах ортодоксального иудаизма.
Со временем вторжение захватчиков постигло и Южное Царство. Его жители также были уведены в Вавилон, но сумели там не потерять своих национальных корней, оставшись верными своей традиции и расовой чистоте. Позже, во времена Ездры и Неемии им было позволено вернуться на историческую родину, и первое, чем они занялись, это было строительство храма. Самаряне также хотели принять в этом участие, но получили грубый и презрительный отказ. Это произошло в 450 году до Рождества Христова.
Так началось, продолжающаяся до сего дня, вековая вражда иудеев и самарян. Особого ожесточения она достигла после того как Манасия, женившись на самарянке, стал стоить храм на горе Гаризим, как некий аналог Иерусалимского храма. Иудеи это сочли за кощунство. В эпоху Маккавеев, в 129 году до Рождества Христова, Иоанн Гиркан захватывает и разрушает этот храм, но самаряне уперто молятся даже не его развалинах, почитая священным именно это место. Иудее насколько презирали самарян что приравнивали их хлеб к свинине, и строго запрещали к нему прикасаться.
Христос в беседе с Самарянкой, в притче о Добром Самарянине, разрушает барьеры этой вековой вражды, ставя любовь и милосердие выше священной вражды и неприятия. Но, в беседе с Самарянкой, Спаситель пошел еще дальше. Он стал беседовать не просто с представителем враждебного лагеря, но, кроме того, еще и с женщиной. Нам это может показать мало значимым, но это потому что мы живем в другое время. Ученики называли Христа «равви» что значит учитель. Так вот раввинам в публичном месте был запрещено не то что бы разговаривать, но даже приветствовать женщину. И это ведь речь идет не о самарянках, а о единородных и единокровных иудейках.
Раввин не мог в общественном месте даже поговорить со своей женой, сестрой или дочерью. Среди фарисеев были такие которых звали «контуженый и обливающийся кровью», потому что при виде женщины на улице, он закрывал глаза и, идя в слепую, бился головой о стены.
Вообще. если кто-то увидел раввина, говорящего с женщиной на улице, это был гарантированный конец его репутации. И то что Иисус говорит с женщиной, да еще и с самарянкой, очень удивило его учеников. Но нужно отдать им должное. Они не стали задавать не нужных вопросов. Потому что уже были приучены к тому, что жизнь их Учителя, не вмещалась в привычную логику иудейского ритуализма.
Разговор Христа с Самарянкой был построен по той же модели, что и разговор с Никодимом. Иисус что-то говорит, собеседник понимает не верно, Он повторяет свою мысль, в еще более метафорической форме, Его по прежнему не понимают, тогда Он заставляет вскрыть истину и увидеть ее. Когда Спаситель говорил о Живой воде, женщина понимала его буквально. Живая вода для нее — это вода проточная. В этом ее отличие от колодезной воды. Поэтому Самарянка и удивляется где же Иисус здесь видит реку.
Но Спаситель говорит нечто более поразительное, предлагая воду, которая навсегда может утолить жажду. Самарянка по прежнему не понимает Его, и даже иронизирует над его словами « ну что ж, тогда дай мне такую воду, что бы я сюда каждый день не ходила». В этих словах звучит насмешка над путником, который не может даже из этого колодца напиться, потому что не имеет с собой ведра что бы почерпнуть. Но в ответ Христос резко и внезапно, обрывает насмешку самарянки просьбой пойти и позвать ее мужа. Эта просьба застала женщину врасплох. Что-то вошло в нее вместо со словами Иисуса, и это «что-то» называется покаянием. Она вдруг увидела себя, со стороны. Увидела всю несостоятельность и распущенность своей жизни.
В Православии есть два откровения. Откровение Божие и наше собственное. Мы не видим себя настоящих, пока не увидим себя рядом со Христом. И на этом контрасте, мы ужасаемся самого своего вида. Христианство начинается с внезапного понимания того, что так жить дальше нельзя, что-то надо с собой делать. Это «что-то» и есть Путь, по которому человек отправляется в поисках Бога, в поисках той самой Живой Воды Божией Благодати, о которой говорит Христос, которая единственная может нам дать насыщение полнотой.
Один писатель ( Синкель Льюис) как-то сказал ««Снаружи мы кажемся совершенно разными, а внутри мы одинаковы. Мы почему-то страшно несчастливы и не знаем почему». Мы и в самом деле всегда чем-то недовольны, нам чего-то все время не хватает. Мы в этом виним правительство, отсутствие денег, плохое здоровье, и прочь. Мы наивно верим, что если все эти проблемы решить, то у нас будет полнота и счастье. Но это не так. И жизнь любого богача – безбожника тому прекрасная иллюстрация. На самом деле нам не хватает одного – Бога. Единственного кто дает полноту всему сущему.
В одной из своих книг Уорвик Дипинг описывает представление о жизни одного мальчика. Для него жизнь это нащупывание пути в завораживающем тумане. На мгновение туман рассеивается, и он видит луну, или девичье лицо, и ему кажется, что он как раз их то и ищет. Потом туман сгущается снова, и он снова ищешь что-то на ощупь, даже точно не зная, что.
Вся наша жизнь проходит вот в таком тумане. Мы все время пытаемся что-то нащупать в ней такое, что дало бы нам счастье, но обретая на ощупь то одно, то другое, понимает что это все не то.
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Пишет Андрей Вознесенский
Это томление по настоящем, замечательно изложено в поэзии Ф Тютчева
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть
Блаженнный Августин из опыта своей сложной, многогранной жизни вынес главный вывод, который нам важно усвоить: «наше беспокойное сердце может обрести покой только в Боге»