По этому случаю в Свято-Покровском архиерейском соборе г. Запорожье была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил правящий архиерей епархии Высокопреосвященнейший митрополит Лука. Вместе с другими иерархами Его Высокопреосвященству сослужил Высокопреосвященнейший Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский. После богослужения владыка ответил на вопросы епархиальной газеты «Летопись Православия».
– Война, которая идет сегодня, – это безусловное зло. Наблюдая за информационным полем, мы видим, что достаточно много священников и даже епископов РПЦ стараются оправдать войну России против Украины. Насколько эта позиция в принципе соответствует Священному Писанию и учению Православной Церкви?
– Война – это то, с чем сталкивается практически каждое поколение людей, хотя бы краешком своей жизни. Война – это неизбежно повторяющийся факт человеческой истории, это Божие попущение, перед которым сейчас оказались и мы с вами. Священное Писание предупреждает нас об этом: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть…» (Мф. 24:6). Не в нашей власти как-то повлиять на этот факт. Мы не знаем, когда война закончится, практически мы не знаем ничего. Мы – люди со своими немощами и заблуждениями, со своими желаниями и надеждами, и оцениваем этот факт в соответствии с нашим пониманием. Это касается каждого человека, в том числе и священнослужителей, где бы они ни жили. Впервые сталкиваясь с ужасом войны, находясь в недоумении от происходящего, мы ищем для себя выход, ищем ответы на вопросы: как жить, как объяснить всё это себе и окружающим, как действовать, на что надеяться, как молиться?
У войны, как и у любого другого масштабного социального явления, есть много разных сторон и смыслов. Например, смысл международно-правовой, смысл геополитический, коммерческий, исторический, смысл идеологический и даже эсхатологический. И далеко не все люди, в том числе священнослужители, способны осознать и понять хотя бы часть этих смыслов. Как правило, из общего контекста нами берётся только одно или два понимания войны, причем не самых глубоких, но самых эмоциональных. И человек живёт и действует этим пониманием, иногда пытаясь навязать его окружающим. Этой естественной человеческой неспособностью масштабно увидеть и оценить явление, а тем более заглянуть в будущее, очень умело пользуются разного рода разжигатели ненависти, которые знают и понимают больше нас. Наша ограниченность используется сильными мира сего в их собственных интересах, по большей части, в интересах политических, или просто корыстных. Так всегда было, и так, наверное, всегда и будет.
Как же быть нам, священнослужителям, чтобы не ошибиться в своих суждениях, чтобы не стать игрушкой и инструментом в руках нечистоплотных политиков и служителей князя века сего? Как действовать нам, пастырям, чтобы не завести нашу паству в дремучий и опасный лес, кишащий волками? Благо, когда священнослужитель совестлив, и хотя бы задаётся для себя такими вопросами… Если мы не обладаем способностью объективно и всесторонне оценить происходящие события, а таковых, к сожалению, большинство из нас, то нужно из всех смыслов войны для себя выбрать хотя бы один, но безошибочный. И он есть. Это Евангельский смысл, который можно найти везде, где есть человеческая скорбь и боль. В чем он заключается для каждого из нас? В делах любви – в заботе о ближних, в защите обездоленных, в покрове для беженцев, в помощи раненым. В свете этих Евангельских заповедей мы должны оценивать свои поступки во время войны, и тогда точно не ошибемся. А ошибиться в такое страшное время, на пике эмоций, очень легко. И очень опасно. История потом обязательно всё расставит на свои места, но тогда многим из нас станет невыносимо стыдно за свои былые убеждения. При этом жизнь людей, которые погибнут в мясорубке войны, будет уже не вернуть. И если часть этих жизней окажется на нашей совести, на совести священнослужителей, которые, подобно мирским людям, не задумывались над своими словами, подливали масла в огонь, то с нас очень строго взыщет Господь.
– Ваше Высокопреосвященство, как Вы думаете, какой должна быть духовная жизнь православного христианина, учитывая то, как сегодняшние военные действия, происходящие в нашей стране, изменили жизнь каждого человека, в том числе и верующих людей?
– Постараюсь ответить на этот вопрос словами преподобного Амвросия Оптинского: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Эти, простые на первый взгляд, слова сказаны из глубокого духовного опыта. Они выражают суть духовной жизни верующего человека и применимы в любое время жизни, в том числе и в нынешнее военное время. «Не тужить» – значит жить так, чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями, страхами и тяжестями войны и её скорбями. Они всё равно будут какое-то время, никуда они не денутся, но сердце не должно им беззаветно предаваться, ими увлекаться, до паники и отчаяния отдаваться этим страхам и скорбям. Оно должно смириться перед военными обстоятельствами жизни, Божиего попущения, и, смирившись, устремиться к Богу – Единому могущему дать покой и утешение мятущейся душе, даже в условиях войны. «Не осуждать, не досаждать» – исполнив этот завет преподобного Амвросия мы исполним всё Евангелие по отношению к ближнему. А «всем моё почтение» – исполним высшую добродетель, любовь к врагам.
– Рана раскола, существующая в Украинском Православии не один десяток лет, до сих пор не уврачевана. Появление в 2018 году так называемой ПЦУ лишь ухудшило существующее положение вещей. Несмотря на то, что на Соборе УПЦ, состоявшемся 27 мая текущего года, были очерчены перспективные пути к потенциальной возможности налаживания диалога с ПЦУ, на деле ничего не изменилось: наши храмы как захватывались, так и захватываются. Возможно ли, на Ваш взгляд, пусть даже в далеком будущем, примирение УПЦ и ПЦУ?
– Мне кажется, основной вопрос здесь лежит не в плоскости «примирения». Примирение не проблема. До примирения – один шаг. Достаточно, чтобы ПЦУ перестала захватывать наши храмы и избивать наших верующих, и примирение вскоре произойдёт. То есть у Украинской Православной Церкви с ПЦУ тогда смогут установиться обычные равноправно-уважительные взаимоотношения, как со всеми другими конфессиями Украины, которые соблюдают закон. Проблема «примирения» решаемая, причем в одностороннем порядке – ПЦУ в любой момент может прекратить войну с нашей Церковью. Но не прекращает.
А если вопрос ставить не о простом «примирении», а об уврачевании раскола, иными словами, о гипотетическом «объединении» УПЦ и ПЦУ, то он намного сложнее. Сразу хочу обратить внимание, что этот вопрос не лежит в социально-правовой плоскости. Это важно для понимания горячих голов из силовых структур, которые сегодня в любом критическом суждении о привилегированной конфессии – ПЦУ пытаются найти состав преступления. Когда мы, верующие Украинской Православной Церкви критикуем ПЦУ с её «томосом», мы не нарушаем никаких законов, мы действуем в совсем другой системе координат: не в правовой, а в богословской. Верующие УПЦ, в отличие от наших оппонентов, уважают и соблюдают гражданские законы. Действительно, в правовом поле, в правовой системе координат Украины, существуют законы, регламентирующие взаимоотношения граждан и общественных (религиозных) организаций в нашей стране. Все мы уважаем Конституцию и законы (и хотим видеть то же от других), согласно которым все конфессии и деноминации имеют в нашей стране равные права перед обществом, и не имеют никаких преференций. Каждый гражданин должен иметь свободу вероисповедания, выбора конфессии, а каждое религиозное объединение должно иметь право на существование и самоопределение. И нарушающие такой порядок вещей должны отвечать перед законом, будь то политики, чиновники или религиозные деятели. К сожалению, многие сейчас об этом забыли.
А вот когда речь заходит о богословских вопросах, или о вопросах канонического права, то тут мы находимся уже в совсем другой системе координат – не в социально-правовой, а в богословско-экклезиологической. И сюда не нужно пытаться «втиснуть» полномочия Уголовного кодекса или «решения» депутатов из горсоветов. Для правового государства было бы странным приводить к единому знаменателю разнообразие богословских взглядов в стране. Тем более полицейскими методами. А ведь мы декларируем Украину как правовое государство?
Так вот, при всём правовом уважении ко всем конфессиям в нашей стране (в том числе и к ПЦУ), у наших конфессий принципиально разные взгляды на богословский вопрос апостольского преемства в ПЦУ, и как следствие – на присутствие благодати в Таинствах, совершаемых в этом религиозном объединении. Это чисто богословский вопрос. И мы имеем полное право его обсуждать вслух, не нарушая при этом никаких государственных законов, как это многие нам сейчас пытаются инкриминировать. Мы имеем полное и законное право делать на эту тему богословские доклады, проводить конференции, писать и распространять книги. Это богословская дискуссия. Эту дискуссию сейчас хотят закрыть посредством запугивания, обысков и открытия криминальных производств.
Миллионы наших верующих в своей стране сегодня загоняют в некое «идеологическое гетто» с чувством вины и без права голоса. Я считаю это абсолютно ненормальным и неприемлемым. И всё это делается под улюлюканье приверженцев ПЦУ, которые привыкли решать канонические вопросы не с помощью слов, а с помощью кулаков и арматуры. А ведь именно вопрос апостольского преемства и наличия благодати Таинств в ПЦУ является ключевым в возможности гипотетического уврачевания раскола. Для всего мирового Православия это ключевой вопрос. И без его решения даже дальнейшее размышление на эту тему становится бессмысленным. Вот такая ситуация. Так что лично у меня оптимизма в этом вопросе на ближайшую перспективу нет.
– Владыка, в продолжение темы, разрешите, пожалуйста, поинтересоваться Вашим мнением о путях преодоления существующего кризиса межправославных отношений, который возник в результате антиканонических действий Константинопольского Патриарха Варфоломея в Украине.
– К сожалению, ситуация зашла слишком далеко. Как в вопросе украинского церковного раскола – личные амбиции одного человека, Филарета (Денисенко), попрание им канонических правил и политическая составляющая запустили деструктивный процесс, который, набрав обороты, привел к тому, что мы сегодня имеем. И сейчас вообще не видно перспектив его разрешения. Так теперь и в мировом Православии – личные амбиции одного человека, патриарха Варфоломея, попрание им канонических правил с вовлечением геополитического контекста, поставили мировое Православие на грань полного раскола.
Скажу больше, в последнее время мы наблюдаем, как многие церковные процессы в той или иной степени повторяют политические деструктивные процессы. Целый ряд иерархов, даже главы Поместных Церквей, ведут себя точь-в-точь, как современные политики, используют чуждую церковной традиции риторику и стиль, по сути, внося смуту и раздор в межправославное пространство. Этим они наносят глубокие, а иногда неисцелимые раны единству Православия. Поэтому отказ от политической матрицы, возвращение к сугубо церковной традиции решения всех вопросов, даже самых сложных, могли бы, с Божией помощью, привести, по крайней мере, к началу восстановительного процесса.
Это с одной стороны. С другой стороны, которая мне кажется не менее важной, нужно вернуться на дарованный с апостольских времен путь Соборности. Отказаться раз и навсегда от идеи «Первый без равных», которую с большим или меньшим успехом пытаются насадить православному миру иерархи и богословы Фанара. Эта идея чужда Церкви и один раз она уже привела к катастрофе вселенского раскола. И сейчас, не смотря на уже произошедшие разрушительные для Церкви события последних лет, эта идея опять продавливается Фанаром вопреки всему. Страшно себе представить, что может случиться, если греческие иерархи так и не смогут выйти из этого тупика, и если позиция «Первого без равных», основанная на геополитической поддержке, восторжествует.
– Как Вы считаете Владыка, что нужно делать нам, украинцам, пусть даже и далеким от Церкви, чтобы на нашей многострадальной земле наконец-то воцарился мир?
– В свое время преподобный Серафим Саровский сформулировал такой духовный закон: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это не просто слова, это непреложный закон духовной жизни, который работает. У него есть и обратная сторона, которая также работает: «Стяжи дух неприязни, и вокруг тебя тысячи погибнут». А теперь каждый из нас может заглянуть внутрь себя и, не кривя совестью, дать себе ответ: а у меня какой дух, «мирен» или «неприязни»? А вокруг меня люди спасаются или гибнут? Пусть не тысячи, а только десятки, или даже единицы людей, но спасаются они вокруг меня или гибнут? К сожалению, у подавляющего большинства из нас внутри живет дух неприязни, осуждения, а иногда и просто ненависти. И какими бы высокими и благородными смыслами этот дух не оправдывался, он не спасает, а губит людей вокруг нас, делая их такими же злыми – десятки, сотни, тысячи людей. Чем выше такой человек поднялся по общественной лестнице, чем больше людей его знают и слышат, тем больше народа вокруг него духовно гибнет. А те, в свою очередь, губят потом уже других вокруг самих себя. Как в цепной реакции: сеющий ветер, пожинает бурю. Поэтому, к сожалению, каждый из нас, возможно, виновен в разрушении мира вокруг нас…
Отсюда вывод: для того, чтобы поскорее к нам пришел мир, нужно успокоиться и перестать искать виновных в наших бедах. Каждому из нас следует стать на путь стяжания мирного духа в своём сердце – искать волю Божию в своей жизни и исполнять Его святые заповеди. Кажется странным, как наша личная духовная жизнь может повлиять на процессы в обществе и мире? Может. Ведь законы духовной жизни непреложны, и они работают, даже если мы этого не понимаем. Преподобный Серафим Саровский нам тому свидетель и учитель. Мир обязательно наступит. Но ускорить его приближение мы с вами можем именно стяжанием духа мира внутри себя.
– Ваше Высокопреосвященство, в нашем городе Вы не впервые. Чтобы Вы хотели пожелать православным запорожцам?
– Жителям Запорожья, верующим Запорожской епархии прежде всего хочется пожелать мира в городе и в сердце. Также желаю всегда быть благодарными Богу, Его промыслу о вашей епархии и о каждом из вас. Запорожцам есть за что благодарить Бога: за прекрасный город, за свободу и разнообразие жизни, за открытые храмы и внимательное и духовно опытное духовенство. Ко времени испытаний Господь послал Вам ревностного, бесстрашного и мудрого архипастыря – митрополита Луку. В его лице запорожцам не только есть на кого равняться, но есть и под чьим омофором чувствовать себя защищенным от духовных волков – расхитителей стада Христова. Поверьте, это очень многого стоит. Всё это, дорогие жители Запорожья и области, – великие милости к вам нашего Бога и Спасителя! Пусть Господь всегда пребудет к вам щедрым, великодаровитым и милостивым!
Фото Информационно-новостного отдела Черкасской епархии УПЦ и Кирилла Кулиша