×
Пятница, 26 Апреля 2024
сщмч. Арте́мона Лаодикийского;
мч. Криске́нта;
мц. Фомаи́ды Александрийской (Египетской);
прмц. Ма́рфы (Тестовой);


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/mitropolit-feodosiy-kazhdomu-iz-nas-s
голосов: 1
5 1
9 Января 2023 г

13 ноября в Запорожской епархии молитвенно почтили память святого праведного Петра Калнышевского – последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, прославленного в лике местночтимых святых семь лет назад.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2023/01/5-1.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2023/01/5-1-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

По этому случаю в Свято-Покровском архиерейском соборе г. Запорожье была совершена праздничная Божественная литургия, которую возглавил правящий архиерей епархии Высокопреосвященнейший митрополит Лука. Вместе с другими иерархами Его Высокопреосвященству сослужил Высокопреосвященнейший Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский. После богослужения владыка ответил на вопросы епархиальной газеты «Летопись Православия».

– Война, которая идет сегодня, – это безусловное зло. Наблюдая за информационным полем, мы видим, что достаточно много священников и даже епископов РПЦ стараются оправдать войну России против Украины. Насколько эта позиция в принципе соответствует Священному Писанию и учению Православной Церкви?

– Война – это то, с чем сталкивается практически каждое поколение людей, хотя бы краешком своей жизни. Война – это неизбежно повторяющийся факт человеческой истории, это Божие попущение, перед которым сейчас оказались и мы с вами. Священное Писание предупреждает нас об этом: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть…» (Мф. 24:6). Не в нашей власти как-то повлиять на этот факт. Мы не знаем, когда война закончится, практически мы не знаем ничего. Мы – люди со своими немощами и заблуждениями, со своими желаниями и надеждами, и оцениваем этот факт в соответствии с нашим пониманием. Это касается каждого человека, в том числе и священнослужителей, где бы они ни жили. Впервые сталкиваясь с ужасом войны, находясь в недоумении от происходящего, мы ищем для себя выход, ищем ответы на вопросы: как жить, как объяснить всё это себе и окружающим, как действовать, на что надеяться, как молиться?

У войны, как и у любого другого масштабного социального явления, есть много разных сторон и смыслов. Например, смысл международно-правовой, смысл геополитический, коммерческий, исторический, смысл идеологический и даже эсхатологический. И далеко не все люди, в том числе священнослужители, способны осознать и понять хотя бы часть этих смыслов. Как правило, из общего контекста нами берётся только одно или два понимания войны, причем не самых глубоких, но самых эмоциональных. И человек живёт и действует этим пониманием, иногда пытаясь навязать его окружающим. Этой естественной человеческой неспособностью масштабно увидеть и оценить явление, а тем более заглянуть в будущее, очень умело пользуются разного рода разжигатели ненависти, которые знают и понимают больше нас. Наша ограниченность используется сильными мира сего в их собственных интересах, по большей части, в интересах политических, или просто корыстных. Так всегда было, и так, наверное, всегда и будет.

Как же быть нам, священнослужителям, чтобы не ошибиться в своих суждениях, чтобы не стать игрушкой и инструментом в руках нечистоплотных политиков и служителей князя века сего? Как действовать нам, пастырям, чтобы не завести нашу паству в дремучий и опасный лес, кишащий волками? Благо, когда священнослужитель совестлив, и хотя бы задаётся для себя такими вопросами… Если мы не обладаем способностью объективно и всесторонне оценить происходящие события, а таковых, к сожалению, большинство из нас, то нужно из всех смыслов войны для себя выбрать хотя бы один, но безошибочный. И он есть. Это Евангельский смысл, который можно найти везде, где есть человеческая скорбь и боль. В чем он заключается для каждого из нас? В делах любви – в заботе о ближних, в защите обездоленных, в покрове для беженцев, в помощи раненым. В свете этих Евангельских заповедей мы должны оценивать свои поступки во время войны, и тогда точно не ошибемся. А ошибиться в такое страшное время, на пике эмоций, очень легко. И очень опасно. История потом обязательно всё расставит на свои места, но тогда многим из нас станет невыносимо стыдно за свои былые убеждения. При этом жизнь людей, которые погибнут в мясорубке войны, будет уже не вернуть. И если часть этих жизней окажется на нашей совести, на совести священнослужителей, которые, подобно мирским людям, не задумывались над своими словами, подливали масла в огонь, то с нас очень строго взыщет Господь.

– Ваше Высокопреосвященство, как Вы думаете, какой должна быть духовная жизнь православного христианина, учитывая то, как сегодняшние военные действия, происходящие в нашей стране, изменили жизнь каждого человека, в том числе и верующих людей?

– Постараюсь ответить на этот вопрос словами преподобного Амвросия Оптинского: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Эти, простые на первый взгляд, слова сказаны из глубокого духовного опыта. Они выражают суть духовной жизни верующего человека и применимы в любое время жизни, в том числе и в нынешнее военное время. «Не тужить» – значит жить так, чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями, страхами и тяжестями войны и её скорбями. Они всё равно будут какое-то время, никуда они не денутся, но сердце не должно им беззаветно предаваться, ими увлекаться, до паники и отчаяния отдаваться этим страхам и скорбям. Оно должно смириться перед военными обстоятельствами жизни, Божиего попущения, и, смирившись, устремиться к Богу – Единому могущему дать покой и утешение мятущейся душе, даже в условиях войны. «Не осуждать, не досаждать» – исполнив этот завет преподобного Амвросия мы исполним всё Евангелие по отношению к ближнему. А «всем моё почтение» – исполним высшую добродетель, любовь к врагам.

– Рана раскола, существующая в Украинском Православии не один десяток лет, до сих пор не уврачевана. Появление в 2018 году так называемой ПЦУ лишь ухудшило существующее положение вещей. Несмотря на то, что на Соборе УПЦ, состоявшемся 27 мая текущего года, были очерчены перспективные пути к потенциальной возможности налаживания диалога с ПЦУ, на деле ничего не изменилось: наши храмы как захватывались, так и захватываются. Возможно ли, на Ваш взгляд, пусть даже в далеком будущем, примирение УПЦ и ПЦУ?

– Мне кажется, основной вопрос здесь лежит не в плоскости «примирения». Примирение не проблема. До примирения – один шаг. Достаточно, чтобы ПЦУ перестала захватывать наши храмы и избивать наших верующих, и примирение вскоре произойдёт. То есть у Украинской Православной Церкви с ПЦУ тогда смогут установиться обычные равноправно-уважительные взаимоотношения, как со всеми другими конфессиями Украины, которые соблюдают закон. Проблема «примирения» решаемая, причем в одностороннем порядке – ПЦУ в любой момент может прекратить войну с нашей Церковью. Но не прекращает.

А если вопрос ставить не о простом «примирении», а об уврачевании раскола, иными словами, о гипотетическом «объединении» УПЦ и ПЦУ, то он намного сложнее. Сразу хочу обратить внимание, что этот вопрос не лежит в социально-правовой плоскости. Это важно для понимания горячих голов из силовых структур, которые сегодня в любом критическом суждении о привилегированной конфессии – ПЦУ пытаются найти состав преступления. Когда мы, верующие Украинской Православной Церкви критикуем ПЦУ с её «томосом», мы не нарушаем никаких законов, мы действуем в совсем другой системе координат: не в правовой, а в богословской. Верующие УПЦ, в отличие от наших оппонентов, уважают и соблюдают гражданские законы. Действительно, в правовом поле, в правовой системе координат Украины, существуют законы, регламентирующие взаимоотношения граждан и общественных (религиозных) организаций в нашей стране. Все мы уважаем Конституцию и законы (и хотим видеть то же от других), согласно которым все конфессии и деноминации имеют в нашей стране равные права перед обществом, и не имеют никаких преференций. Каждый гражданин должен иметь свободу вероисповедания, выбора конфессии, а каждое религиозное объединение должно иметь право на существование и самоопределение. И нарушающие такой порядок вещей должны отвечать перед законом, будь то политики, чиновники или религиозные деятели. К сожалению, многие сейчас об этом забыли.

А вот когда речь заходит о богословских вопросах, или о вопросах канонического права, то тут мы находимся уже в совсем другой системе координат – не в социально-правовой, а в богословско-экклезиологической. И сюда не нужно пытаться «втиснуть» полномочия Уголовного кодекса или «решения» депутатов из горсоветов. Для правового государства было бы странным приводить к единому знаменателю разнообразие богословских взглядов в стране. Тем более полицейскими методами. А ведь мы декларируем Украину как правовое государство?

Так вот, при всём правовом уважении ко всем конфессиям в нашей стране (в том числе и к ПЦУ), у наших конфессий принципиально разные взгляды на богословский вопрос апостольского преемства в ПЦУ, и как следствие – на присутствие благодати в Таинствах, совершаемых в этом религиозном объединении. Это чисто богословский вопрос. И мы имеем полное право его обсуждать вслух, не нарушая при этом никаких государственных законов, как это многие нам сейчас пытаются инкриминировать. Мы имеем полное и законное право делать на эту тему богословские доклады, проводить конференции, писать и распространять книги. Это богословская дискуссия. Эту дискуссию сейчас хотят закрыть посредством запугивания, обысков и открытия криминальных производств.

Миллионы наших верующих в своей стране сегодня загоняют в некое «идеологическое гетто» с чувством вины и без права голоса. Я считаю это абсолютно ненормальным и неприемлемым. И всё это делается под улюлюканье приверженцев ПЦУ, которые привыкли решать канонические вопросы не с помощью слов, а с помощью кулаков и арматуры. А ведь именно вопрос апостольского преемства и наличия благодати Таинств в ПЦУ является ключевым в возможности гипотетического уврачевания раскола. Для всего мирового Православия это ключевой вопрос. И без его решения даже дальнейшее размышление на эту тему становится бессмысленным. Вот такая ситуация. Так что лично у меня оптимизма в этом вопросе на ближайшую перспективу нет.

– Владыка, в продолжение темы, разрешите, пожалуйста, поинтересоваться Вашим мнением о путях преодоления существующего кризиса межправославных отношений, который возник в результате антиканонических действий Константинопольского Патриарха Варфоломея в Украине.

– К сожалению, ситуация зашла слишком далеко. Как в вопросе украинского церковного раскола – личные амбиции одного человека, Филарета (Денисенко), попрание им канонических правил и политическая составляющая запустили деструктивный процесс, который, набрав обороты, привел к тому, что мы сегодня имеем. И сейчас вообще не видно перспектив его разрешения. Так теперь и в мировом Православии – личные амбиции одного человека, патриарха Варфоломея, попрание им канонических правил с вовлечением геополитического контекста, поставили мировое Православие на грань полного раскола.

Скажу больше, в последнее время мы наблюдаем, как многие церковные процессы в той или иной степени повторяют политические деструктивные процессы. Целый ряд иерархов, даже главы Поместных Церквей, ведут себя точь-в-точь, как современные политики, используют чуждую церковной традиции риторику и стиль, по сути, внося смуту и раздор в межправославное пространство. Этим они наносят глубокие, а иногда неисцелимые раны единству Православия. Поэтому отказ от политической матрицы, возвращение к сугубо церковной традиции решения всех вопросов, даже самых сложных, могли бы, с Божией помощью, привести, по крайней мере, к началу восстановительного процесса.

Это с одной стороны. С другой стороны, которая мне кажется не менее важной, нужно вернуться на дарованный с апостольских времен путь Соборности. Отказаться раз и навсегда от идеи «Первый без равных», которую с большим или меньшим успехом пытаются насадить православному миру иерархи и богословы Фанара. Эта идея чужда Церкви и один раз она уже привела к катастрофе вселенского раскола. И сейчас, не смотря на уже произошедшие разрушительные для Церкви события последних лет, эта идея опять продавливается Фанаром вопреки всему. Страшно себе представить, что может случиться, если греческие иерархи так и не смогут выйти из этого тупика, и если позиция «Первого без равных», основанная на геополитической поддержке, восторжествует.

– Как Вы считаете Владыка, что нужно делать нам, украинцам, пусть даже и далеким от Церкви, чтобы на нашей многострадальной земле наконец-то воцарился мир?

– В свое время преподобный Серафим Саровский сформулировал такой духовный закон: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это не просто слова, это непреложный закон духовной жизни, который работает. У него есть и обратная сторона, которая также работает: «Стяжи дух неприязни, и вокруг тебя тысячи погибнут». А теперь каждый из нас может заглянуть внутрь себя и, не кривя совестью, дать себе ответ: а у меня какой дух, «мирен» или «неприязни»? А вокруг меня люди спасаются или гибнут? Пусть не тысячи, а только десятки, или даже единицы людей, но спасаются они вокруг меня или гибнут? К сожалению, у подавляющего большинства из нас внутри живет дух неприязни, осуждения, а иногда и просто ненависти. И какими бы высокими и благородными смыслами этот дух не оправдывался, он не спасает, а губит людей вокруг нас, делая их такими же злыми – десятки, сотни, тысячи людей. Чем выше такой человек поднялся по общественной лестнице, чем больше людей его знают и слышат, тем больше народа вокруг него духовно гибнет. А те, в свою очередь, губят потом уже других вокруг самих себя. Как в цепной реакции: сеющий ветер, пожинает бурю. Поэтому, к сожалению, каждый из нас, возможно, виновен в разрушении мира вокруг нас…

Отсюда вывод: для того, чтобы поскорее к нам пришел мир, нужно успокоиться и перестать искать виновных в наших бедах. Каждому из нас следует стать на путь стяжания мирного духа в своём сердце – искать волю Божию в своей жизни и исполнять Его святые заповеди. Кажется странным, как наша личная духовная жизнь может повлиять на процессы в обществе и мире? Может. Ведь законы духовной жизни непреложны, и они работают, даже если мы этого не понимаем. Преподобный Серафим Саровский нам тому свидетель и учитель. Мир обязательно наступит. Но ускорить его приближение мы с вами можем именно стяжанием духа мира внутри себя.

– Ваше Высокопреосвященство, в нашем городе Вы не впервые. Чтобы Вы хотели пожелать православным запорожцам?

– Жителям Запорожья, верующим Запорожской епархии прежде всего хочется пожелать мира в городе и в сердце. Также желаю всегда быть благодарными Богу, Его промыслу о вашей епархии и о каждом из вас. Запорожцам есть за что благодарить Бога: за прекрасный город, за свободу и разнообразие жизни, за открытые храмы и внимательное и духовно опытное духовенство. Ко времени испытаний Господь послал Вам ревностного, бесстрашного и мудрого архипастыря – митрополита Луку. В его лице запорожцам не только есть на кого равняться, но есть и под чьим омофором чувствовать себя защищенным от духовных волков – расхитителей стада Христова. Поверьте, это очень многого стоит. Всё это, дорогие жители Запорожья и области, – великие милости к вам нашего Бога и Спасителя! Пусть Господь всегда пребудет к вам щедрым, великодаровитым и милостивым!

 

Фото Информационно-новостного отдела Черкасской епархии УПЦ и Кирилла Кулиша

Олег Валик

Комментариев нет

Читайте также

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»

20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста) Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Никольском храме села Беленькое и обратился с проповедью о значении этого праздника.

«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»

18 апреля 2024 года, в седмицу 5-ю Великого канона, Четверток Великого канона, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил общеепархиальное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе Запорожья.

Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі

20 квітня педагоги продовжили добру традицію збиратися і обговорювати будь-які питання, що ставить нам сучасне життя.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95