×
Понедельник, 29 Апреля 2024
мцц. Ага́пии,
Ири́ны,
Хиони́и,
мч. Леони́да;

мцц. Харие́ссы,
Ни́ки,
Гали́ны,
Кали́сы,
Нуне́хии,
Васили́ссы,
Феодо́ры,
Ири́ны и других;

сщмч. Константина Жданова;
Икон Божией Матери: Ильинская (Черниговская), Тамбовская (Уткинская).


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/medvedi-na-velosipede-ili-o-dare-ucheni
голосов: 0
0 0
7 Июня 2017 г

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/06/266485.p.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/06/266485.p-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Учительствовать нужно только если Господь Сам нас учителями поставил

У апостола Иакова есть увещание о том, чтобы немногие делались учителями (ср. Иак. 3, 1). Большинство из нас действительно знает, как печальны бывают примеры, когда человек оказывается готовым учить всех и каждого тому, чего сам толком не умеет. И даже если человек что-то умеет, становясь на учительскую кафедру, он зачастую многое теряет, потому что, уча других, волей-неволей отвлекается от самого себя. И это не замедляет сказаться: очень легко забыть о том, что вообще-то знаешь далеко не всё. Словом, учащий всегда отдает больше, чем получает, поэтому учительствовать нужно только по обязанности, по долгу, если Господь Сам нас учителями поставил, а не потому, что мы считаем это своим даром и своей прерогативой.

Но есть, напротив, то, чего сознательно желать и к чему стремиться мы можем и должны — это дар ученичества. Чтобы встать на путь его стяжания, нужно для начала осознать, что он нам совершенно необходим. Кому-то для этого достаточно просто вспомнить свои исповеди и беседы со священником: то не получается, другое не получается, вот это, кажется, вообще никогда не получится… А потом вспомнить, как практически все мы в детстве ходили в цирк и видели там, как медведи катаются на велосипеде, как обезьянки пользуются вилкой и пьют сок из трубочки, как другие животные тоже делают что-то, чего от них, казалось бы, невозможно было ожидать. Так, при желании и усердии, оказывается, можно развить способности к обучению, которые заложены Богом даже в животных. А человек — не обезьянка и не медведь, его способность к освоению чего-то нового, сложного и прежде ему недоступного неизмеримо выше. И если он довольствуется только тем, что есть у него в наличии — тем багажом опыта, знаний, смыслов, который он уже имеет, — не мотивируя себя никуда двигаться, он просто закапывает этот огромный потенциал в землю.

Но если так не должен поступать человек в принципе, человек неверующий, тем более не должен так поступать христианин. Ведь если мы откроем Евангелие, то увидим, что апостолы и первые христиане называются там не последователями, не сторонниками, а именно учениками Христовыми. И поскольку та святость и то познание Бога, к которым христианин призван, не имеют пределов, то, соответственно, не может быть момента, когда для верующего человека ученичество прекращается.

Апостолы и первые христиане называются учениками Христовыми

Преподобный авва Дорофей говорит, что человек, когда приступает к стяжанию какой-то добродетели, сначала делает и портит, потом, с учетом этого, опять делает — и опять портит, и только претерпев всё это, со временем приобретает навык делать что-то и не сводить тут же на нет результаты своего труда — тогда у него начинает что-то получаться. Об этом нужно помнить, чтобы не впасть в заблуждение, в которое некоторые всё же впадают, считая, что Господь по просьбе к Нему дает любую добродетель даром — ни за что, просто так. Даром, но не просто так — добродетель требует труда. И не просто однообразного, монотонного, механического труда: святые отцы часто говорят о том, что добродетель — это искусство, а это предполагает не просто обучение, а обучение творческое: умение анализировать, разумное использование сил ума и души. Иначе человек, может быть, и будет прилагать усилия, чтобы в христианской жизни возрасти, но труд его будет малоплодным.

Куда делись старцы?

Порой человек, беседуя со священником, говорит о том, что хотел бы, но не видит возможности учиться жизни аскетической. Ведь в патериках, святоотеческих книгах мы видим, как происходила передача такого опыта: начинающие подвижники всему учились у старцев — опытных людей святой жизни, близ которых зачастую и жили, имея возможность советоваться с наставником по нескольку раз на дню. Конечно, в современных условиях это, как правило, невозможно, причем даже в жизни монашеской. Но это не говорит о том, что поприще ученичества является для нас закрытым.

Прежде всего стоит рассмотреть вопрос: а куда же все-таки делись старцы? Когда об этом спрашивали подвижников ХХ века, которых старцами можно было бы назвать, они говорили, что старцев ныне нет потому, что нет уже и послушников. И в самом деле, если посмотреть на то, с чем приходили люди в дореволюционные русские монастыри, мы увидим, что кто-то из них искал ответа на житейские вопросы, кто-то нуждался в утешении и облегчении скорби, кто-то предпринимал паломничество в надежде на исцеление от болезни. И лишь единицы приходили для того, чтобы учиться непосредственно духовной жизни. Если же мы обратим свой взор на христиан древних, то увидим, что там послушник чаще всего приходил к старцу с одной-единственной просьбой: «Научи меня, как жить, чтобы спастись». И из этих послушников, искавших паче всего драгоценного духовного опыта своих учителей, вырастали новые старцы. Такая вот неразрывная взаимосвязь.

Важно при этом помнить, что обучали начинающих подвижников главным образом не слова наставников — их обучала сама жизнь рядом с ними. Человек в принципе не может обучаться чему-то чисто теоретически — он обучается только путем деятельным. И эти возможности деятельного обучения, несмотря на то, что современная жизнь существенно отличается от древней, никуда не исчезли — они сокрыты в самой нашей жизни, какой бы она ни была.

Учиться у Бога и у людей

Н.П. Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе, 1895 г.

Учителем молитвы, по большому счету, является Сам Господь

Когда человек пребывает в Церкви и находится в общении с Богом, его и врачует, и учит всему Божественная благодать. Этот процесс явственен для человека, который молится и, будучи внимательным и совестливым, ощущает связь своей молитвы с жизнью. Когда христианин не просто повторяет слова молитвы, а приходит в сознание того, что он предстоит перед Богом, его сердце наполняется и покаянным чувством, и сокрушением сердечным, и, вслед за этим, — радостью, которая немыслимым образом соединена с покаянием и сердечным сокрушением. И в этом ощущении его душа какое-то время живет. Но вот происходит что-то — и молитва вдруг становится совершенно бесплодной: безжизненной, сухой. Человек страдает. Страдает и понимает, что сделал что-то не так: осудил, пожадничал, возгордился. И он раскаивается, он вновь избирает то, что угодно Богу, он трудится ради того, чтобы благодать возвратилась, чтобы вернуть свою душу в то состояние, когда она опять сможет ощущать присутствие Бога. Поэтому говорили святые отцы, что если и нет никого рядом с тобой, кто мог бы тебя научить молиться, не унывай, потому что учителем молитвы, по большому счету, является Сам Господь. Является для того человека, который воспринимает отношения с Богом не как некую абстракцию, а как отношения личные.

Но помимо того, что нас учит благодать, учит Сам Господь, нас учат, безусловно, люди. Очень часто, видя людей, у которых получается что-то гораздо лучше, нежели у нас, мы не можем удержаться от горького и бесплодного сетования: «У него выходит, а у меня нет!» И это вместо того, чтобы к этому человеку присмотреться и понять: а как он это стяжал? И, поняв, хотя бы что-то у него перенять. У кого-то можно научиться многому, у кого-то — чему-то совсем малому, но ценному, так что этот вопрос — «А чему я могу научиться?» — стоит задавать себе не только тогда, когда нас готова охватить зависть или ревность, но и при встрече с любым человеком, которого нам посылает Господь.

К слову сказать, люди нередко стремятся избрать учителем того, кто имеет какой-то дар от рождения, по природе своей. Но самыми лучшими учителями во всех сферах жизни являются те, кому тоже пришлось упорно учиться и, не имея какой-то способности или добродетели, ее приобретать. Человек практически всегда то, что для него естественно, будет пытаться как естественное же преподать и другим. А для других это будет неестественным — там расстояние во множество ступеней, которые надо пройти, а учитель предлагает их, получается, просто перепрыгнуть. Подобное бывает и в духовной жизни, и порою такие наставники могут своим ученикам не только не принести пользы, но и навредить. Оптинские старцы говорили о таких подвижниках: «свят, но не искусен», то есть человек не злонамеренный, но он не искушен сам и потому не может предостеречь от искушений других.

Учиться на чужих ошибках тоже нужно… научиться

Нужно обязательно сказать о том, что учиться можно не только на положительных примерах — учиться можно и непременно нужно и в самых различных неблагоприятных ситуациях. Когда кто-то нас обижает, предает, проявляет жестокость, лучший способ избавиться от жалости к себе — это спросить себя: «Тебе всё это не нравится? А сам ты не способен к подобного рода поступкам?» В какой-то степени способен — может быть, в гораздо меньшей степени, а может быть, даже в большей, чем этот человек. И тогда нужно сказать себе: «То, что тебе это не нравится,— это хороший урок. Не делай такого сам». И здесь начинает действовать удивительный механизм: когда ты себе это говоришь, ты перестаешь себя жалеть, тебе становится уже не так обидно. Во-первых, потому, что ты тут же получил некую «компенсацию» за то, что казалось тебе потерей, а во-вторых, смещение акцента на приобретенный опыт переключает сознание человека в рабочий режим. Когда человек работает, когда он чем-то занят, он не застревает в своих огорчениях, потому что все время идет вперед. И так нам гораздо легче оказывается воспринять произошедшее с нами не как что-то обидное и вызывающее в нас ответную неприязнь, а как обычное человеческое несовершенство, последствиями которого наполнена до краев и наша жизнь, и жизнь других людей, без сомнения.

Согласно расхожей поговорке, умный учится на чужих ошибках, не очень умный — на своих, а совсем не умный — даже на своих ничему не может научиться, постоянно наступая на одни и те же грабли. Но учиться на чужих ошибках тоже нужно… научиться. Необходимо развивать в себе способность сопоставлять: «Это другой человек и это другая ситуация, но вот это и это в ней, скорее всего, проявление общей закономерности — и для меня, в моей ситуации, означает возможность вот этого и этого». Когда человек осваивает такой подход, он открывает для себя огромное пространство анализа и научения.

Ветка сакуры, или Как перестать скучать

Учиться можно не только у Бога и у людей, но и у живой и даже у неживой природы, в которой тоже, безусловно, проявляется премудрость Божия и есть определенные закономерности, которые могут дать нам пищу для размышлений. Основатель дзюдо Дзигоро Кано смотрел однажды на ветку сакуры, на которую падал снег. Снега было очень много, и ветка под его тяжестью уже должна была переломиться, но она, по естественной гибкости, склонилась так сильно, что снег упал с нее на землю, и выпрямилась как ни в чем не бывало. Размышление над этим наблюдением позволило создать новый вид борьбы, основанной примерно на таком же принципе. Кстати, а что бы из этого примера мог почерпнуть для себя человек с христианским мировоззрением? Мне кажется, эта картинка с веткой хорошо помогает понять, чем на самом деле является смирение. Это некая гибкая сила, которая спасает человека от всего, что на него наваливается, и в самых тяжелых ситуациях дает возможность не только выстоять, но и внезапно победить. А люди очень часто понимают смирение неправильно, определяя его для себя как какую-то безвольность, слабость — как нечто такое, что делает человека пассивным существом, в котором уже и человеческого мало остается.

Когда человек приобретает навык учиться посредством всего, что Господь ему посылает, его жизнь становится очень интересной. Он никогда не пребывает в праздном состоянии и потому не страдает от скуки, не впадает в уныние. Вообще, есть много вещей, которые делают жизнь интересной, но людям они подчас просто не приходят в голову, хотя находятся на виду. Человек говорит священнику: «Мне бы хотелось наполнить свою жизнь красками, впечатлениями…» — и сетует на отсутствие каких-то земных возможностей. А между тем одно из верных средств обрести эти «краски и впечатления», причем не затрачивая дополнительных материальных ресурсов, — это, безусловно, учеба, это процесс освоения новых умений, к которому человек подходит сознательно и творчески.

В завершение хотелось бы порекомендовать всем провести такой полезный опыт: сесть и записать, какие уроки предлагает нам сейчас окружающая нас действительность, какие учителя у нас были и какие учителя есть сейчас. И конечно, очень важно быть благодарным своим учителям, не забывать о них. Тогда страшное заблуждение — будто бы мы всего достигли и всему научились, — даст Бог, никогда не войдет в наше сердце.

Игумен Нектарий (Морозов)

Комментариев нет

Читайте также

Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя

Цього року в Запорізькій єпархії УПЦ вперше відбувся творчий фестиваль «Читацький простір під час війни», який висвітлив деякі моменти взаємин сучасних дітей з книжковим світом.

«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву Субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском женском монастыре.

Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним

22 апреля духовенство и прихожане храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова помогли своему брату во Христе одеждой и обувью.

Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении духовенства епархии совершил чин освящения часовни в честь святителя Луки Крымского.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95