Свято-Анатольевский храм был в старой постройке, крыша часто протекала, приходилось ставить тазы. Через два года после открытия его обокрали, ночью пробрались внутрь через небольшое окошко, ведущее в алтарь. Милиции удалось найти все, что было похищено в ту ночь, кроме деревянного креста с мощами. Воры, вероятнее всего, успели его продать, потому что крест имел большую ценность.
Мой брат Денис был одним из первых пономарей в храме. Он всегда приходил в храм раньше батюшки, неважно какая была погода и часто отвечал: «Я не могу по-другому, в храме я должен быть до прихода батюшки». Спасибо нашей маме, которая рано нас будила, не жалела и вела за собой в церковь. Помнится, как Поля, моя младшая сестричка, засыпала в храме – на скамеечке, свернувшись клубочком, и случалось, крепко уснув, падала на пол.
Батюшка Виктор редко служил в храме, больше служил батюшка Игорь. Батюшка Игорь Захарченко был очень скромный, работал на заводе и этим зарабатывал себе на пропитание, а служил в храме во славу Божью, оговаривал, что «это я сам должен давать Господу, а не Господь мне». С ним было замечательно служить: всегда с шутками, ни единого обидного слова или косого взгляда. Когда приходилось кого-то наказывать, то батюшка Игорь наказывал только тремя поклонами: «Я сам больше не могу, как я другим буду наказывать больше». О грехе Батюшка говорил, приводя пример из своей жизни: «В детстве баловались с лифтом, чтобы посмотреть, кто в нем едет… И уже, будучи батюшкой, как-то застрял в лифте на три часа. Но только вспомнил о том детском баловстве с чувством раскаяния, лифт и поехал дальше». При батюшке Игоре Захарченко был еще такой случай на Крещение. Много тогда наставили бутылей, чтобы он освятил воду. Но один из них отец Игорь вдруг приказал убрать: выяснилось, что ранее эту воду уже зарядили у Аллана Чумака и батюшка как-то это почувствовал.
Первым регентом на клиросе была Елена. Служила она около года. Со временем ее постригли в монахини в Свято-Елисаветинском монастыре, когда монастырь находился еще в селе Жовтневом.
Как-то раз в солнечный денек батюшка Виктор с прихожанами решили отдохнуть на полянке. Я прогуливалась возле оврага и запела. Батюшка услышал мое пение и заметил, что очень красиво поют на другой стороне оврага. Но мама в ответ сказала, что это поет Света. Батюшка продолжил настаивать, что нет, пение – с другой стороны. Мама снова стала возражать. Когда я подошла к ним, батюшка спросил меня лично, и я подтвердила, что это пела я. Мне было около семнадцати лет, когда отец Виктор пригласил меня стать певчей в храме.
Спустя время, за неделю до Пасхи, наша регент Елена решила уехать в Киев. Мне и Инге показала книги Пасхальной службы. И, пролистав их, я сказала, что тут нет ничего сложного, что все это можно спеть. Но так как мы не знали ни одного Пасхального песнопения, батюшка взял из храма на Малом рынке Елену Овсянникову – будущего регента нашего храма. За три дня до Пасхи она пришла в храм, и мы круглосуточно учили Пасхальную службу по нотам. Елена была терпелива и снисходительна к нашим немощам.
Елену Овсянникову сменила я. Моя первая служба была на Прощеное воскресенье, весь Великий пост я изучала и зубрила службы, и, прежде всего, пасхальную. Елена научила меня составлять «скелет» службы. На одном листе расписана вся служба: слева то, что изменяется, а справа – то, что нет. Спустя год, после того как стала регентом, получила в подарок от батюшки Евгения Молчанова старинный Типикон. И зачем мне такой подарок, подумала я тогда, а батюшка прочитал, наверное, мои мысли и сказал вслух: «Пригодится». Первую Пасху хотелось прослужить полностью, без сокращения, и завершить во столько, во сколько заканчивается служба в соборном храме. Поэтому пришлось держать быстрый темп пения. Батюшке Игорю Захарченко тоже нравилось, как я пою. Уже спустя время, когда я приезжала из монастыря, он просил: «Спой заморскую песенку». «Заморская песенка» – это православный гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене (Марие, Дево Чистая)» на греческом языке, написанный святителем Нектарием Эгинским. Владыка Василий любил пение на греческом, и мы в монастыре разучивали греческие напевы, – очень хотелось радовать нашего Владыку.
Помню, как-то был сильный мороз, кругом лежал снег. Мы с Денисом добирались на службу. Из-за скромной одежды мы промерзли, а идти было еще далеко, брат остановился и не мог идти дальше. И как мне ни было тяжело, оставила Дениса и пошла одна, молясь Господу о том, чтобы брат смог дойти, когда Денис пришел, в храме его ждал чай и отогревали его как могли.
Однажды в один из больших праздников мы купили в храм большие розовые хризантемы и поставили перед иконой Спасителя, которая находилась на иконостасе, а певчие, никого не спросив, заменили их по своему усмотрению на полевые цветочки, потому что будто бы их не видят другие прихожане. Увидев это, я вспылила и выйдя из храма сказала, что, мол, служите сами: «Пока не поставите хризантемы перед Спасителем, служить не буду. Эти хризантемы Господь видит!». Вот такой был у меня тогда характер. Потом, конечно, стечением жизни я стала другой. Певчие смирились и поставили цветы на прежнее место. После меня регентом в храме была Галина Шошина.
Случались в Свято-Анатольевском храме и чрезвычайные происшествия. Однажды злоумышленники облили его бензином и подожгли. Постройки на церковном дворе сгорели, но храм уцелел. Отец Виктор Головизин сказал тогда: «Мы живы, храм цел и слава Богу».
Каждый батюшка, который служил в Свято-Анотольевском храме оставил неизгладимый след в сердцах своих прихожан. Мы будем всегда о них помнить.
Мой старший брат Алексей стал священником и служил некоторое время в Свято-Успенском монастыре в селе Приморское, там же служил и батюшка Виктор Головизин, он был в монастыре духовником. Я часто приезжала к брату, посещала обитель, матушка игуменья беседовала со мной, и батюшка Виктор попросил взять меня на послушание в монастырь, в помощь матушке игуменье. Вот так я стала регентом в Свято-Успенском монастыре в Приморском. Утром и днем – службы, а по ночам составляла и вручную писала песнопения для певчих крупным шрифтом в 1см. Очень хотелось мне тогда, чтобы после «Отче наш…» и до Причастия читались на клиросе жития святых, не молитвы ко Причастию, не акафисты, а именно жития святых, но такие, чтобы трогали за душу. Позже я была назначена библиотекарем и имела возможность по ночам в монастырской библиотеке искать чудные жития с глубоким смыслом, которые помогали бы нам в жизни. Сейчас служу редко, в основном регентом в Свято-Успенском монастыре – на Пасху.
Брат Кифа (Денис) служит в храме Пресвятой Троицы в Гуляй Поле. Нашелся благодетель, при помощи которого за год построили этот храм. Храм – настоящая сказка: в плане архитектуры, выполнен под старину, редкостные купола, резной престол, здесь отдыхаешь душой.
Мама Марина Юзефовна Кулько время от времени поет на клиросе в Приморском Свято-Успенском монастыре. Сейчас, как и мечтала мама, мы все живем рядышком, переехали поближе к монастырю.
Раба Божья Светлана Кулько, 2015 год
Через год после организации Запорожской епархии открылись курсы катехизаторов, я поговорил с матушкой, и мы вместе пошли на курсы. Это было непростое время, совсем недавно распался Советский Союз. Владыка Василий прикладывал много усилий для открытия храмов и рукоположения будущих батюшек, чтобы восполнить духовную жажду у людей.
При поступлении на курсы во время собеседования мне был задан вопрос: «Почему на курсы пришли?». Я ответил, что хочу служить Богу в любом качестве и всевозможными способами. Вскоре после этого разговора вызвал владыка Василий и сказал, что женщина в Заводском районе передает времянку под храм, мне выдали документы для регистрации общины. Если я не ошибаюсь, на момент открытия Свято-Анатольевского храма, действующих храмов в городе было всего четыре: на Зеленом, на Правом берегу, на Южном рынке и на Малом рынке. Прежде всего необходимо было собрать «десятку» активных прихожан общины, собрал десятку – Кулько, Швецы, и мой братик покойный, были и другие люди, сейчас не помню всех, Сережа – будущий отец Сергий, а тогда служил поваром и помогал в епархии. В будущем Сергей рукоположился и уехал в другую епархию, ему там предложили церковь и дом, в Свято-Анатольевском храме же на первом храмовом празднике он руководил хором.
Далее нужно было получить разрешение в райадминистрации, затем в обладминистрации в отделе по делам религии, и только после этого, согласно полученных документов открывался храм. А снега тогда было по колено, все тает, провалился в снег и побежал дальше, послушание выше поста и молитвы, это Божья благодать. Бывали случаи в истории Церкви, надо строить храм, а рядом гора, и не хватает пару метров, помолились, и отодвинулась гора, и хватает места – Господь помогает всем, кто трудится, и всегда и везде – всем, кто с верой приходит к нему.
Готовые документы были отданы в епархию. Благословили открывать церковь, настоятелем храма назначили отца Анатолия Лысенко, а до храмового праздника осталось меньше недели. Работали тогда по вечерам, после работы, у многих дети, и когда просились домой я шутил тогда: «Какие дети, времени в обрез, у нас скоро храмовый праздник».
По документам настоятелем был отец Анатолий Лысенко, служащим священником – отец Виктор Головизин, а я пономарем. Стоял в алтаре, молился и следил глазами за священником, ловил каждый его взгляд, и если батюшка, посмотрев нахмурился, сразу же бросался и старался исправить то, что вызывало беспокойство настоятеля, чтобы не отвлекался батюшка от службы – не страха ради, а ради любви к Господу.
Днем работал на предприятии, после работы шел в храм, затем поздно вечером отправлялся домой, ужинал и ложился спать, а на следующий день опять работа, храм… Был такой момент во время моего послушания пономарем, батюшка дал благословение по храму задание выполнить, а я уже был знаком с правилами как должно быть в храме, и понимаю, что так нельзя, помолился я тогда: «Накажи лучше меня Господи за то, что я не выполню благословление, чем настоятеля за то, что он неправильно поступает». И после этого вскоре вызвали в епархию и предложили рукоположиться в дьяконы, наверное, за готовность пожертвовать собой ради другого человека… услышал Господь…
На открытие Свято-Анатольевского храма было времени мало, возможностей мало, все, что могли приносили в храм, и что могли делали для открытия. Слава Богу, радует, что люди, которых я привлек тогда, смогли послужить Церкви и в ином качестве. Слава Богу, для меня как для священника это радость, святой Анатолий всех нас благословил А как понять по-другому: я был старостой в то время, сейчас протоиерей. Служу священником 21 год.
Продолжение следует