В 1888 году произошло крушение поезда, в котором ехал император Александр III с семьей (в том числе и будущий император Николай II, страстотерпец) возле станции Борки в районе Харькова, Южной железной дороги. Чудом самодержец и вся его семья спаслись. Так как чтимым святым царя являлся святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, то на узловых станциях Южной железной дороги (в том числе на станции Александровск (Запорожье-I) царским указом было дано повеление о строительстве храмов в его честь. На станции Александровск была установлена икона святителя Николая и начался сбор пожертвований.
В 1891 году две семьи меннонитов пожертвовали свои участки земли под сооружение церкви. В этом же году началось строительство. 22 мая 1893 года храм был освящён. На входных вратах храма была надпись: «В память 17 октября 1888 года» (день спасения царской семьи). Церковь стояла на месте будущего трамвайного кольца возле железнодорожного вокзала «Запорожье-I». В 1930 году по генеральному плану реконструкции города для прокладки трамвайной линии к вокзалу Запорожье-I церковь разрушили, а в 1932 году все сравняли с землей.
В 1991 году, благодаря усилиям и настойчивости прихожан Свято-Никольского храма городские власти выделили участок земли (в районе Южного рынка) под строительство нового храма.
Первым настоятелем был о. Сергий Марущак. Он отслужил первую Божественную литургию в честь праздника Рождества Христова в 1992 году в помещении бывшего продовольственного склада. Помещения для служб на подворье не было, а единственным более-менее подходящим помещением был склад, в котором хранился сахар-песок в мешках. Владелец этого груза все затягивал передачу строений Церкви. Прихожане как-то собрались и постановили, что они сами помогут освободить помещение. Как они работали, наши отцы и мамы во главе со своим настоятелем отцом Сергием!
Батюшка, как истинный пастырь, показывая во всем пример, подставлял свою спину под тяжелые 50-ти килограммовые мешки, зажигая тем самым трудовой энтузиазм у прихожан. С грузом справились скоро, ведь перед работой прочли молитвы и сильно просили о помощи святителя Николая.
Всего 44 года земной жизни было отпущено этому человеку, но все они были наполнены добротой, милосердием и любовью к людям, верным служением Господу. Его заслуги перед Православной Церковью были отмечены многими наградами. А заслуги перед мирянами – любовью и уважением прихожан. В течение 20 лет отец Сергий проповедовал с амвона Свято-Никольского храма на Правом берегу слова Святого Евангелия, рассказывал о жизни святых, призывал соблюдать библейские заповеди.
Родился будущий протоиерей Сергий Марущак 4 июля 1966 года в городе Запорожье в семье священника. С 1973 по 1983 год обучался в средней школе. Одновременно окончил музыкальную школу по классу скрипки. Нес послушание регента в Крестовоздвиженском храме. 3 сентября 1989 года митрополитом Симферопольским и Крымским Леонтием был рукоположен в сан диакона и служил в Свято-Троицком кафедральном соборе города Днепропетровска.
19 августа 1990 года архиепископом Днепропетровским и Запорожским Варлаамом рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма в честь преподобномученика Андрея Критского храма села Марьевка. А с 27 января 1992 года стал настоятелем Свято-Никольского храма (на ул. Песчаной) города Запорожья, коим и пребывал до дня своей смерти. Со 2 февраля 1994 года отец Сергий нес послушание благочинного города Запорожья.
С февраля 1992 года указом преосвященного Глеба епископа Днепропетровского и Запорожского, настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иерей Владимир Беспалый (впоследствии духовник монастыря архимандрит Василий). При настоятельстве о. Владимира территория храма значительно расширилась.
Владимир Александрович Беспалый родился 6 марта 1949 года в станице Нестеровской Суженского р-на Грозненской области. После переезда семьи в Днепропетровскую область, в г. Никополь, окончил там в 1966 г. среднюю школу. После окончания школы работал электромонтажником. С 1968 по 1970 г. проходил срочную службу в рядах СА в авиации. После армии работал на Никопольском заводе ферросплавов. С 1986 года был прихожанином Крестовоздвиженского храма г. Никополя, там же пел на клиросе, позже занимал должность старосты. 15 декабря 1991 г. епископом Днепропетровским и Запорожским Глебом был рукоположен в диакона, а через несколько дней – во иереи. 27 декабря 1991 г. был направлен в г. Запорожье в Свято-Покровский собор. В конце января 1992 г. назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви г. Запорожье на пос. Южный. В 1994 г. стал вторым духовником епархии. В 1997 г. окончил Одесскую духовную семинарию. В том же году отмечен Почетной Грамотой Блаженнейшим митрополитом Владимиром, а в 2004 награжден орденом Рождества Христова.
На территории будущей обители находился старый бывший магазинчик. В этом здании оборудовали помещение с бассейном для крещения взрослых и детей, а к 1997 году пристроили храм в честь Рождества Иоанна Крестителя и достроили второй этаж для сестринских келий. Параллельно шли работы по пристройке к Никольскому храму Богородичного придела в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с колокольней. Этот придел начали строить потому, что в храме появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших». Её реставрировали (ныне покойный) Владимир Осьмуха и Светлана Беспалая (ныне монахиня Тамара). Во время работ обнаружили надпись, свидетельствующую, что сия святая икона писана и освящена во обители Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем иеросхимонахом Иоанникием на Св. горе Афонской, 1904 года.
Среди прихожан были люди, желающие монашеского жития. И в 2000 году, по благословению Высокопреосвященнейшаго Василия, архиепископа Запорожского и Мелитопольского, при Свято-Никольском храме образовалось подворье Свято-Елисаветинского женского монастыря, что в пгт Камышеваха, где игуменьей была ныне покойная матушка Ирина (Скотар). В этом же году состоялся первый монашеский постриг.
В 2010 году к Никольскому храму пристроили придел в честь пророка Илии (его икону реставрировали вместе с иконой «Взыскание погибших»)
20 декабря 2012 года по представлении рапорта Высокопреосвященнейшим Лукой, Архиепископом Запорожским и Мелитопольским, Священный Синод благословил открытие Свято-Николаевского женского монастыря на основе Свято-Никольской церкви.
На входе в святую обитель сегодня установлен Поклонный Крест, на котором выполнена надпись: «Христос умер за грехи наши…» Всяк входящий на подворье святой обители должен помнить это всегда.
Богослужение, совершенное правящим Запорожским архиереем, стало первым после учреждения на территории Запорожья женского Никольского монастыря, согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 декабря 2012 года.
«Но не только этим событием знаменателен сегодняшний день, – сказал в своем слове Его Высокопреосвященство. – Уникальность этого события для всех верующих Запорожья в том, что впервые на территории этого града появилась святая обитель, где будут подвизаться монахини. А кто такие монахи или монахини? Ведь не зря монашеский чин называют еще и Ангельским чином. Святой Дионисий Ареопагит называл монашество восьмым Таинством. В Церкви – лишь семь Таинств, а монашество он называл – восьмым. Задумаемся, мы стали свидетелями прочтения молитв, на открытие новосозданного монастыря. Эти молитвы звучали о призвании на это место благодати Божьей. Чтобы Господь давал всем, кто будет здесь жить, силы достойно нести слово Истины, свой Ангельский образ. В истории нашей Церкви немало святых жен, которые подвизались в Ангельском чине и угодили Господу. Необходимо всегда брать с них пример, стараться научаться у них спокойному богомыслию и доброму делу. Потому что добрые мысли порождают доброе дело, а пустые мысли – пустое. Не забывайте обращаться за добрым советом к священнику, к своему духовнику, читайте наставления святых отцов. Лишь тогда вы сможете сеять добрые семена ваших монашеских подвигов. И безусловно, главные монашеские обеты – пост, послушание и молитва. Неукоснительно следуя этому триединству монашеского служения, в стенах этой святой обители, вы сможете найти путь ко спасению своей бессмертной души, путь к Господу. А Господь всегда даст и силы, и крепости на этом пути».
Обратившись к сестрам-монахиням послушницам и трудницам, владыка митрополит пожелал, чтобы они сохраняли и взгревали в сердцах ревность служения Богу, и не позволяли ей угасать. «Жизнь в монастыре – это борьба. Я желаю, чтобы в ваших душах не угасал огонь любви к Господу, огонь, который вас привел на эту стезю».
29 августа 2020 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский во время Божественной литургии на малом входе совершил чин возведения в сан игуменьи монахини Еввулы. Обитель обрела новую настоятельницу по ходатайству Его Высокопреосвященства, согласно Определению Священного Синода Украинской Православной Церкви, во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
При совершении соответствующего чина владыка прочел установленные молитвы и передал новой игуменье символы церковной власти – наперсный крест и игуменский жезл.
Затем Его Высокопреосвященство поздравил её с великим доверием, явленным Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и членами Священного Синода, произнес добрые наставления матушке Еввуле перед большой и ответственной работой, благословил и пожелал помощи Божьей и сил в делах по налаживанию монашеской жизни по древним монастырским уставам.
Вручая матушке икону Божьей Матери, Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «С возложением на Вас наперсного креста, на Вас возлагается и большая ответственность. Пусть же Царица Небесная укрывает Вас своим лучезарным омофором и укрепляет Ваши христианские добродетели, которые будут служить на благо обители и нашей Церкви».
Поздравляя новую игуменью и сестер обители с этим знаменательным событием, митрополит Лука также пожелал всегда и во всём руководствоваться словом Божьим.
«Только тогда обитель станет средоточием духовной жизни. Как известно, можно молиться, и в то же время быть полным желчи по отношению к другому человеку. И стать подобным фарисею, который исполнял все написанное в законе, но был отвергнут Богом. Всё зависит от того, каким человек предстоит перед Господом, насколько он искренен и чист душой. Необходима живая связь с Богом. Только в этом случае за внешним благочестием не будет скрываться внутренняя пустота. Люди с жаждущей душой обращаются к вам за помощью. Им уже не к кому обратиться, только вы можете указать им истинную цель жизни. Я желаю вам никогда не унывать, не падать духом и ничего не бояться, – ни осуждений общества, ни трудностей. Ибо только через преодоление трудностей, через совершаемый вами монашеский подвиг, созидается святость жизни».
На территории монастыря находятся несколько храмов. Свято-Никольский храм. Большая часть служб проходит в нем. Он разделен на 3 придела. Центральный придел – в честь святителя Николая (зимнего, потому что день празднования 19 декабря). Слева от него – придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (день празднования – 18 февраля). Справа – придел в честь пророка Божьего Илии (день празднования – 2 августа).
Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя (день празднования – 7 июля). Подземный храм в честь Агапита Печерского (день празднования –14 июня).
Храм в честь Святой Троицы (переходящее празднование). Величественный храм из красного кирпича, который первый от центральных ворот встречает прихожан. Первая служба в нем была совершена на праздник Троицы в 2019 году.
В святой обители есть список с иконы «Взыскание погибших», написанный в 1904 году на горе Афон, о чем гласит надпись на обратной стороне иконы. К иконе «Взыскание погибших» обращаются невесты, выходя замуж, чтобы их брак был спасительным; приходят люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращаются матери о погибающих детях. «Взыскание погибших» – это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих». И всем Царица Небесная подает помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (Тропарь, гл. 4).
Также в храме имеются две иконы святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Одна находится в алтаре и выносится на поклонение в дни памяти святого. А другая икона святителя Николая доступна круглый год, она размещена слева от алтаря в центральном приделе. Перед ней теплится лампадка и стоит подсвечник.
Еще доступны для поклонения мощи преподобных Оптинских старцев, святителя Луки Крымского, Параскевы Пятницы. В праздники выносятся из алтаря икона вмч. Варвары с частицей ее мощей и мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых.