×
Суббота, 04 Мая 2024
сщмч. Ианнуа́рия;

мчч. Про́кула,
Со́ссия,
Фа́вста,
Дисиде́рия,
Евти́хия,
Акутио́на,
Фео́дора, иже в Пергии,
мц. Филиппи́и;

мчч. Диоско́ра,
Сокра́та,
Диони́сия;

прп. Фео́дора Санаксарского;
прав. Алекси́я Бортсурманского;
мчч. Иса́кия,
Аполло́са,
Кодра́та;

свт. Максимиа́на (Макси́ма);
сщмч. Иоа́нна Пригоровского;
исп. Никола́я Писаревского;
сщмч. Алекси́я Протопопова;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/istoriya-o-neschastlivoy-lyubvi-predate
голосов: 0
0 0
4 Апреля 2017 г

Забытая духовная классика, которую стоит перечитать.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/04/00627_20130430_094243.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/04/00627_20130430_094243-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

В течение семидесятилетнего господства атеистической идеологии в бывшем СССР определенный пласт русской художественной литературы попал под запрет и  был предан забвению. Речь идет о ряде произведений, которые по своему содержанию относились к духовной поэзии и прозе. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что в стране, в которой Бога по распоряжению вышестоящих инстанций отменили, подлинная духовность оказалась тоже под запретом. Да и само понятие о ней было деформировано материалистическим мировоззрением. А потому многие наши современники и  сегодня все еще мало знакомы с творчеством достаточно известных в прошлом духовных писателей, трудившихся на литературной ниве. В числе позабытых творений оказалась и удивительно трогательная поэма «Инок», принадлежащая перу замечательного автора – церковного историка, писателя и поэта архимандрита Пимена (Благово). Это произведение называют «энциклопедией духовной жизни» аналогично тому, как некогда В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской  жизни». Интересна и ценна поэма прежде всего тем, что содержит духовный опыт самого автора, пережившего глубокую личную драму, которая в конечном итоге способствовала его прозрению,  открыла  истинный смысл  любви  в ее евангельском понимании и привела на путь монашества и служения Богу:                                        

                                            Как пред слепцом теперь прозревшим
                                            Дотоль в неведенье косневшем,
                                            Пред ним раскрылся мир иной
                                            Со  всей своею глубиной, –
                                            Мир непонятный, недоступный
                                            И чуждый мудрости земной.

Так напишет он годы спустя в своей поэме.

Архимандрит Пимен (Дмитрий Дмитриевич Благово) принадлежал к довольно известной дворянской семье, состоявшей в родстве с фамилиями Волконских,  Щербатовых, Милославских, Татищевых, Толстых. Он очень рано лишился отца. Его воспитанием занимались мать и бабушка Е. П. Янькова, правнучка известного историка В. Н. Татищева. Будущий духовный писатель получил прекрасное всестороннее домашнее образование. В 1845 году поступил в  Московский университет на юридический факультет и успешно его окончил. Два года он прослужил в канцелярии  московского гражданского губернатора. Затем какое-то время состоял директором Дмитровских богоугодных заведений. Как и многие из его окружения, молодой князь вел жизнь светского человека. Однако, в отличие от большинства гламурных богатых повес, скромный Благово был человеком чести и христианского долга. Такую крепкую нравственную закваску он унаследовал от своей матери и бабушки, к которым был очень привязан.

Дмитрий Дмитриевич Благово в 1850 году

Он, по словам его друга С. М. Загоскина, обладал чистой душой и гнушался всего безнравственного и порочного. Невзирая на то что Дмитрий Дмитриевич любил общество и комфорт, светская жизнь не могла всецело занять его, удовлетворить потребности души. Разочарованно он отмечал:

                               Свет мнимый, свет лишь по названью –
                               На самом деле тьма и мрак:
                               Бездарных пестун, дарованью,
                               Уму и сердцу – бич и враг!

Уже тогда его целомудренное сердце тяготело ко всему возвышенному, жаждало подлинного познания Бога. Живя подолгу в своем подмосковном имении Горки, он занимался литературной деятельностью, писал стихи религиозно-философской направленности. Здесь же, по соседству с Горками,  состоялась и та самая роковая встреча, которая сильно повлияла на всю дальнейшую его судьбу. Молодой князь встретил и полюбил соседку по имению – юную красавицу баронессу Нину Петровну Услар.  О том, насколько глубоко и всецело это сильное чувство охватило и поглотило его благородную душу, свидетельствуют следующие строки из стихотворения, написанного в этот период:
                                           Отныне, чуждый для Вселенной,
                                           Я для нее лишь буду жить.
                                           Любовью теплой, неуемной
                                           Одну ее всегда любить…

Через два года после женитьбы писатель выходит в отставку и отдается семейному счастью, которое продлилось недолго. У  молодой семьи сначала родилась дочь Варвара, потом – сын Петр, который вскоре умер. Дмитрий Дмитриевич тяжело воспринял смерть младенца, но через год судьба наносит ему еще один удар: супруга Нина Петровна влюбляется в гусара и бежит с ним, навсегда покинув мужа и маленькую дочь. Не выдержав переживаний за сына, в это же время умирает мать писателя. Свалившееся горе еще больше приоткрыло князю всю суетность и пустоту светской жизни, тщетность и хрупкость человеческого счастья, и он начинает искать уединения для обретения душевного покоя, все больше размышляет о Боге и вечности. Невзирая на предательство и большую сердечную травму, причиненную ему  женой, Дмитрий Благово поступает с ней весьма великодушно, по-евангельски. Желая оправдать ее в глазах общества, он не только составляет документ, который позволил бы скомпрометировавшей себя женщине оформить развод  и вступить в новый брак, но и оставляет ей все имение. Фактически князь берет всю вину на себя. Однако Синод этому документу не внял, и развод растянулся на целые 20 лет. Понимая, что мирская жизнь вряд ли сможет принести ему  облегчение и успокоение от той скорби, которую он все время испытывал,  писатель в 1867 году принимает окончательное решение об удалении в монастырь. Сначала он становится послушником древней подмосковной обители – Николо-Угрешского монастыря. После кончины настоятеля  переходит  послушником в Толгский монастырь под Ярославлем. К 1882 году дело о бракоразводном процессе наконец-то завершается, и Д. Д. Благово принимает монашеский постриг с именем Пимен в честь своего духовника – преподобного Пимена Угрешского (Мясникова). В этом же году его рукополагают в иеромонахи, а спустя два года производят в сан архимандрита. С 1885 года и до самой смерти архимандрит Пимен являлся настоятелем русской посольской церкви в Риме.

Весь период послушничества писателя Дмитрия Благово сопровождался очень плодотворной творческой работой. За это время он издал ряд исторических  исследований и очерков, в том числе о Николо-Угрешском монастыре, сочинений по истории Русской Православной Церкви, сборник «Духовные стихотворения», написал «Рассказы бабушки», несколько поэм,  среди которых и поэма «Инок», содержащая некоторые автобиографические эпизоды жизни писателя.

Архимандрит Пимен в годы монашества

Главный герой поэмы, князь Василий Слуцкий, переживший большую семейную трагедию:  измену  и предательство ветреной жены,  ее побег, смерть детей и матери, понимает, что уврачевать его сердечные раны и воскресить к жизни по силам только Богу. Душевный покой и свое призвание  он находит в одной отдаленной бедной обители, став сначала послушником, а затем – иноком с именем Варлаам. Под опытным руководством игумена и наставника схимонаха Гавриила  Варлаам духовно укрепляется, освобождается от тех обид, что тяготили его душу,  приобретает подлинное смирение, кротость и любовь. В отличие от жены автора поэмы, баронессы Услар, которая все же вступила в повторный брак и родила еще двоих детей, судьба главной героини произведения –  Анны Слуцкой – складывается совсем неудачно. Любовник, с которым она бежала,  воспользовавшись ее имуществом, вскоре бросает княгиню  на произвол судьбы.  Тогда она, не испытывая никакого раскаяния, вспоминает о своем преданном, замечательном муже, который когда-то безумно ее любил, и предпринимает попытку вернуть его, посылая в монастырь жалобное письмо. Когда же княгине ничего не удается, она отправляется сама в обитель с лукавым помыслом искусить бывшего супруга или хотя бы нарушить его покой. В монастыре княгиня попадает прямо на службу, во время которой читается акафист Пресвятой Богородице. Проникновенные слова акафиста производят на нее такое сильное впечатление, что она, подобно Марии Египетской, начинает видеть и осознавать всю греховность своей прежней жизни, нечистоту желаний и помышлений. Она,  понимая, что искупить вину можно только покаянием, решается уйти в женскую обитель. Там постригается с именем Феодора. Спустя какое-то время Провидение Господне сводит  Феодору и Варлаама с человеком, который явился когда-то причиной их несчастий. В случайном умирающем страннике они узнают своего давнего обидчика Андрея Петровича.  Старец Варлаам, беседуя с ним, побуждает того к искреннему раскаянию и примирению с Богом.

«Инок» – это не просто интересное произведение, которое в красивой поэтической форме рассказывает проникновенную историю несчастливой любви, измены, предательства, покаяния, прощения и примирения с Богом. Поэма изображает нам ступени духовного возрастания христианина, прошедшего через сильнейшие душевные муки и горечь разочарования, преподносит пример жизни верующего человека, буквально воплотившего одну из самых трудновыполнимых заповедей Христа, повелевающих любить, благословлять и молиться о своих врагах и обидчиках (Мф. 5:44). В ней показана  великая преображающая сила покаяния, смирения и веры. В «Иноке» писатель также весьма правдоподобно увековечил образ своего духовного наставника под именем персонажа поэмы, игумена монастыря. Данные биографии игумена обители, где подвизался его герой, инок Варлаам, во многом совпадают с житием преподобного Пимена (Мясникова), возглавлявшего Угрешский монастырь с 1853 по 1880 годы. Поэма написана очень живым, хорошим и  легким слогом. Ее прочтение обязательно взволнует читателя и принесет духовную пользу.

Источники:

Архимандрит Пимен (Благово). Инок. К., 2012.
Елена Егорова, Инесса Антонова. Угреша. Страницы истории. Дзержинский, 2005.
Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989.

 

Валентина Новикова

Комментариев нет

Читайте также

«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву Субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском женском монастыре.

Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении духовенства епархии совершил чин освящения часовни в честь святителя Луки Крымского.

Владыка возглавил праздничное богослужение в четверг Страстной седмицы

02 мая 2024 года, в Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято- Андреевском кафедральном соборе.

«Поклоняемся страстям Твоим, Христе»

02 мая 2024 года, в Свято-Покровском архиерейском соборе,  Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении духовенства собора совершил утреню Великого Пятка с чтением 12-ти Страстных Евангелий, обратившись затем с проповедью.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95