×
Четверг, 02 Мая 2024
прп. Иоа́нна Ветхопещерника;
блж. Матро́ны Московской;
мчч. Фео́ны,
Христофо́ра,
Антони́на;

сщмч. Пафну́тия;
свт. Гео́ргия исп.;
свт. Три́фона;
прп. Ники́фора Катавадского;
свт. Ви́ктора (Островидова), исп.;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/pubitem/filaret-kak-glavnyy-vrag-ukrainskoy-a
голосов: 0
0 0
20 Июня 2017 г

«Кто бы ни создавал какие-то препятствия признанию автокефалии Украинской Православной Церкви, он своей цели не достигнет», – сказал недавно глава УПЦ КП Филарет журналу «Фокус». Но парадокс заключается в том, что именно Филарет и создал все препятствия для канонической автокефалии Украинской Православной Церкви.

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/06/5dfed6e4e0c135ed163c0f79055ac32e.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2017/06/5dfed6e4e0c135ed163c0f79055ac32e-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Как только в 1991 году распался Советский Союз и появилось независимое государство Украина, сразу же возникла идея создания на ее территории независимой Церкви. Идея не нова. Греция, Болгария, Сербия и другие государства, освобождаясь от гнета Османской империи, реализовывали эту идею на практике. Да, их действия были неканоническими, да, они несколько десятилетий находились в состоянии отлучения от церковного единства, да, они прошли период непризнания, но в конечном итоге мы имеем сейчас каноничные, признанные поместные церкви: Элладскую, Болгарскую, Сербскую и т.д.

И если бы не гражданин Денисенко, то с определенной долей вероятности можно было бы предположить, что сегодня в Украине существовала бы каноническая автокефальная УПЦ во главе с патриархом, признанным Вселенским Православием. И, вероятнее всего, это обретение автокефального статуса произошло бы каноническим путем, с согласия Русской Православной Церкви.

Оснований для такого предположения два. Во-первых, это прецедент относительно безболезненного предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America) со стороны РПЦ в 1970 году. А во-вторых, это общая политическая идеология начала 1990-х годов на постсоветском пространстве: демократия, либерализация, провозглашение всяческих свобод и независимостей. То, что емко выразил Борис Ельцин в знаменитых словах: «Берите столько суверенитета, сколько сможете унести». Этот общий политический настрой проецировался, пусть и в меньшей мере, и на церковные дела. К тому же, показательным фактом является то, что в конце 1980-х годов из Украины происходили 25 из 77 епископов РПЦ (в том числе 14 – с Западной Украины), которые возглавляли не только украинские епархии.

Сегодняшний автономный статус Украинская Православная Церковь получила с поразительной легкостью. Обращение об автономии было принято Синодом Украинского Экзархата 10 июля 1990 года. Всего через десять дней, 20 июля 1990 года, Священный Синод РПЦ постановил рассмотреть его на внеочередном (!) Архиерейском Соборе, который и принял положительное решение об образовании автономной УПЦ 25-27 октября того же года. В чем состояла эта автономия и состоит до сих пор, говорит официальное Определение об Украинской Православной Церкви, принятое на том Соборе:

1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.

2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» – упраздняется.

3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».

6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.

7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.

8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Если посмотреть на объем самостоятельных полномочий, которые получила УПЦ еще в 1990 году, можно сделать однозначный вывод: в Украине появилась самая настоящая Поместная Церковь. Пуповина, которая связывает ее с РПЦ, – это всего лишь три момента:

• поминовение Московского Патриарха за богослужением;

• благословение Патриархом избранного украинским епископатом Предстоятеля УПЦ;

• членство этого Предстоятеля в Синоде РПЦ.

И все!

Примерно то же самое мы видим в Томосе Константинопольского Патриархата об автокефалии (!) Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) 1850 года:

• поминовение Константинопольского Патриарха;

• посылка ему грамот при вступлении новоизбранного Предстоятеля ЭПЦ;

• сотрудничество Священных Синодов двух Церквей.

(по книге К.Е. Скурат «История Поместных Православных Церквей»)

УПЦ полностью владеет всем церковным имуществом в Украине, самостоятельно распоряжается финансами, избирает архиереев, поставляет священников и решает все свои внутренние дела. Ни один орган управления РПЦ с 1990 года не рассматривал и не решал ни одного вопроса, связанного с Украиной, за исключением «филаретовской смуты». Три вышеуказанных момента, которые связывают УПЦ с Московским Патриархатом, совершенно незначительны со светской точки зрения. Но с точки зрения духовной они имеют огромное значение. Именно через них Украинская Православная Церковь находится в благодатном единении со Вселенским Православием. Именно это делает украинских христиан причастными Тела Христова, Его Церкви, которую не одолеют адовы врата. Эта пуповина могла бы быть перерезана самым законным каноническим путем, если бы не… Филарет.

Идея украинской каноничной автокефалии была вовсе не чужда епископату УПЦ в начале 90-х. 1-3 ноября 1991 года в Киево-Печерской лавре прошел Собор Украинской Православной Церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий, представители 32 монастырей, а также духовных школ. Собор вынес Обращение о полной самостоятельности УПЦ, просившее Патриарха Алексия II и епископат РПЦ даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию.

Во многом это Обращение стало результатом давления Филарета, не оставившего своих стремлений все же стать патриархом (в июне 1990 года он был в шаге от Московского патриаршества). Но нельзя не согласиться с тем, что эту идею разделяло или допускало какое-то количество членов того Собора. Многие из тех, кто колебался в этом вопросе, были успокоены обещанием Филарета спокойно себе остаться в статусе автономной Церкви, если Архиерейский Собор РПЦ не удовлетворит этого обращения. Но в искренность Филарета поверили не все. Вскоре три архиерея – епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) – отозвали свои подписи под обращением, за что были смещены со своих кафедр на следующий же день.

Идея украинской автокефалии разделялась далеко не всеми в среде верующих и духовенства. Требовалось время разобраться в этом вопросе и понять, что же больше отвечает критерию церковного блага – автономия или автокефалия. И за тот, и за другой вариант были свои аргументы. Церковь должна была спокойно прожить какое-то время уже в новых геополитических условиях и сформировать по этому вопросу единое соборное мнение. Возможно, это мнение было бы за автокефалию, возможно, нет. Но действия Филарета не оставили Церкви никакого выбора.

Тогдашние СМИ, избавившись от плотного государственного контроля, стали публиковать информацию о неприглядной стороне жизни Блаженнейшего, на то время Киевского митрополита. Он обвинялся в связях с КГБ, авторитарных методах управления паствой и епископатом и фактической семейной жизни, которую вел чуть ли не открыто. Все это длилось много лет, а именно с 1966 года, когда Филарет занял Киевскую кафедру. И духовенство, и епископат об этом прекрасно знали, но поделать ничего не могли. Ведь за Филаретом стоял всесильный КГБ, в архивах которого он значится как сотрудник под именем «товарищ Антонов».

Но в начале 90-х КГБ уже перестал быть всесильным. Появились статьи, открылись архивы, люди перестали молчать. Одна из киевских газет опубликовала письмо Веры Медведь: «Я Вера, дочь Филарета», в котором во всех подробностях изобличались его неблаговидные поступки. Всем было понятно, что такой человек никак не может быть первым украинским патриархом. Такой человек не может противостоять натиску униатов, уже вовсю громивших тогда западноукраинские епархии. Да и украинские архиереи, уже по горло сытые авторитарными методами управления «товарища Антонова», приходили в ужас от мысли оказаться под его единоличной властью уже в статусе патриарха, не ограниченного никакими вышестоящими инстанциями. И это в немалой степени стало причиной того, что на Московском Архиерейском Соборе 1992 года за автокефалию УПЦ высказались всего 6 из 21 украинских архиереев.

Увидев свое поражение на Соборе, Филарет дал архиерейскую клятву перед крестом и Евангелием (!) уйти с поста Предстоятеля УПЦ, которую тут же нарушил по приезде в Киев. Он открыто заявил о своем разрыве с РПЦ и создании «Киевского патриархата». 27 мая 1992 года состоялся Харьковский Собор украинских епископов, которые отправили-таки в отставку Филарета и запретили его в священнослужении. Раскольнические действия не поддержали ни архиереи, ни духовенство, ни монастыри, ни церковный народ. Но в руках у Филарета оказались свои козыри: поддержка властей и националистических организаций, финансы УПЦ, которые он незаконно присвоил, а также общественное мнение, которое на волне сепаратизма (да-да, сепаратизма – идеи отделения от Советского Союза) ратовало за независимую Церковь.

И тут Филарет сделал то, что поставило крест на идее канонической украинской автокефалии, – начал «рукополагать» параллельную «иерархию». Уже через несколько дней после Харьковского Собора и запрета в священнослужении он, вместе с еще одним запрещенным архиереем, бывшим епископом Почаевским Иаковом (Панчуком), «рукоположил» двух епископов. Позже к ним примкнул бывший епископ Львовский Андрей (Горак), также запрещенный в священнослужении. За очень короткое время они втроем и «нарукополагали» все «духовенство» УПЦ КП. На сегодняшний день в этой организации состоит 1 анафематствованный «патриарх», 39 неканоничных «архиереев» и несколько тысяч таких же неканоничных «священников», «рукоположение» которых является кощунственным театрализованным представлением. Иаков (Панчук) и Андрей (Горак) уже отошли в мир иной.

А теперь зададимся вопросом: откуда Филарет в столь короткий срок набрал стольких кандидатов на «архиерейские» и «иерейские» места и что собой представляют эти люди? Если мы зайдем в раздел «Епископат» официального сайта УПЦ КП и почитаем биографии, то увидим, что их можно условно разделить на две категории. К первой относятся очень молодые люди, взлетевшие к вершинам «иерархии» просто из ниоткуда. Вторая категория – бывшие священники канонической Церкви, причем не только украинской, но и русской, изгнанные своим священноначалием за различные провинности. Любой раскол в любой стране и в любое время подбирает таких личностей и переманивает к себе обещаниями теплого местечка и карьерного роста. Именно за это Филарет, еще будучи законным Предстоятелем УПЦ, обличал Украинскую Автокефальную Православную Церковь (еще одно раскольническое образование) такими словами: «Это канализация, куда текут все нечистоты».

И вот сейчас Филарет предлагает всем православным конфессиям Украины сесть за стол переговоров и объединиться. Однако всеми своими антиканоническими действиями, а также практикой насильственного захвата храмов, избиения священников и мирян УПЦ, постоянной ложью и ненавистью, которую он извергает в адрес Церкви, и постоянным участием в экуменических мероприятиях (в том числе богослужениях) с различными религиозными организациями и прежде всего Украинской Греко-Католической Церковью, Филарет воздвиг непреодолимую преграду для такого объединения и появления в Украине канонической православной автокефалии. Выражается это вот в чем.

1) В сознании абсолютного большинства архиереев, духовенства и мирян УПЦ сформировалась устойчивая ассоциация самой идеи украинской автокефалии с расколом, а сохранение единства с РПЦ – с верностью Православию.

2) Любые попытки получить автокефалию для УПЦ однозначно приведут к расколу в самой УПЦ, потому что значительная часть и приходов, и монастырей, и епархий пожелают остаться в лоне РПЦ. Следовательно, противостояния по поводу храмов и церковного имущества возрастут в сотни раз.

3) Духовная связь с РПЦ является фактором идентификации, то есть различения благодатной Церкви от безблагодатных религиозных организаций. Если представить сейчас дарование УПЦ канонической автокефалии, мы получим в Украине целых три или четыре одинаково независимых организации, именующих себя Церквями. Нельзя будет разобрать, чем же они друг от друга отличаются.

4) Епископат УПЦ справедливо опасается подпасть под безраздельное влияние светских властей государства, как это произошло в случае с Филаретом и его УПЦ КП.

5) Гипотетическое объединение украинских конфессий по принципу: «давайте сядем за стол переговоров, договоримся и подпишем какое-то там заявление» создаст ситуацию, когда у большинства епархий и других церковных структур появится по два или три начальника.

6) В эту гипотетическую единую Церковь войдет огромное число «священников», которые священниками не являются просто по факту своего неканонического рукоположения. Церковь разделяет известный юридический принцип: «Никто не может дать другому то, что не имеет сам». На момент раскола ни Филарет, ни два поддержавших его епископа не имели благодати священства.

7) Решив проблему объединения православных конфессий, украинское политическое руководство на этом не остановится, а непременно станет навязывать православным унию с греко-католиками.

8) Такое гипотетическое объединение создавало бы очень опасный прецедент для других Поместных Церквей. В большинстве из них также есть раскольнические группировки, которые получили бы очень мощный стимул для продолжения своих неканонических действий. Следствием этого стало бы непризнание такой единой украинской Церкви со стороны Вселенского Православия. Даже уже упоминавшуюся Православную Церковь в Америке, получившую автокефалию совершенно законно, не признают 10 из 15 Поместных Православных Церквей.

Список препятствий для канонической автокефалии Украинской Православной Церкви можно продолжать, но главный факт состоит в том, что все эти препятствия создал именно Михаил Денисенко, бывший митрополит Филарет. После всего того, что он совершил на украинской земле, идея автокефалии еще очень долго будет отторгаться верующими.

Единственный путь для единения православных конфессий в Украине и, может быть, автокефалии в будущем, – это путь покаяния и возвращения в лоно Украинской Православной Церкви всех отпадших от нее. Об этом постоянно говорил Блаженнейший Митрополит Владимир, об этом говорит Блаженнейший Митрополит Онуфрий, об этом говорят Предстоятели всех Поместных Православных Церквей.

Церковь есть тело Христово, а если от тела отсечь, например, руку, тело будет болеть, кровоточить, но все-таки жить. Отсеченная же рука начнет гнить и разлагаться. И если эту разлагающуюся руку просто прикрепить обратно к телу (к примеру, за столом переговоров), ничего, кроме заражения гниением всего тела, не произойдет. Единственная возможность для руки ожить – это Божественное действие Святаго Духа, которое в таинстве покаяния воскрешает духовно мертвых и соединяет их со святой Церковью.

Андрей Власов

Комментариев нет

Читайте также

«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву Субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском женском монастыре.

В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС

26 апреля 2024 года, в 38-ю годовщину со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил литию у памятника о погибших ликвидаторах самой крупной техногенной катастрофы в XX-м веке в Вольнянске.

Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении духовенства епархии совершил чин освящения часовни в честь святителя Луки Крымского.

«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Иоанно-Богословском храме.

Светлана Головина
12.03.2024
Храм – «апостол»
Светлана Головина
18.02.2024
Храм – «апостол»
Иерей Максим Райков
13.02.2024
Антивалентин
Светлана Головина
18.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.01.2024
Храм – «апостол»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
Храм на честь Святого Миколая Чудотворця
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
04.11.2023
История храма Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
14.10.2023
История храмов Каменско-Днепровского благочиния
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.10.2023
История храма в честь апостола первомученика и архидиакона Стефана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
12.09.2023
История соборной Покровской церкви г. Орехова
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
11.09.2023
Храм в честь Архистратига Михаила
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
08.09.2023
Храм в честь бессребреников Космы и Дамиана
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
03.08.2023
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
02.08.2023
Історія храму на честь ікони Божої Матері «Зимненська»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
10.07.2023
Храм в честь равноапостольного князя Владимира
Олег Валик, иерей Сергий Щербина
10.07.2023
Храм двух Матрон
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
История храма в честь Святого Духа
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.07.2023
Чудо святителя Николая
Світлана Борхович
16.06.2023
Одна вправа із зірочками на всіх (есей до проєкту «Омріяне майбутнє»)
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя иконы Божией Матери «Целительница»
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм благоверного князя Святослава
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
Храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
09.06.2023
История храма во имя пророка Елисея
иерей Александр Микитенко
05.05.2023
Храм святой блаженной Ксении Петербургской
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Свято-Николаевский женский монастырь: прошлое и настоящее
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
05.05.2023
Три юбилея для Свято-Троицкого храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
История Свято-Георгиевского храма
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
15.04.2023
Храм преподобного Серафима Саровского
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.04.2023
История храма в честь святых мучеников Фалалея и Трифона
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
07.03.2023
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
06.03.2023
История храма во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого
Валентина Григорьева
04.02.2023
Дивный «бриллиант» на Павло-Кичкасе (история и нынешний день Свято-Троицкого храма в Заводском районе)
Протоиерей Алексий Литвин, Татьяна Иванюха
03.02.2023
История храма святителя Луки Крымского при гериатрическом пансионате и Доме ребенка «Солнышко»
Митрополит Лука (Коваленко), протоиерей Дмитрий Лопатко
03.02.2023
Какие последствия запрета священнослужителя
ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95