Его и впрямь можно назвать духовным бриллиантом рабочего посёлка Павло-Кичкас. Ибо духовное сияние этого прихода влечёт к себе множество человеческих душ, жаждущих очищения, утешения, просветления и спасения в вечности. Атмосфера какой-то особенной, почти домашней задушевности и сердечности, а главное, молитвенного настроя, свойственная Троицкому приходу, бережно поддерживается здесь с первых дней его создания в далёком теперь уже 2000 году.
Без малого четверть века на Алмазной, 105 несёт священническое служение протоиерей Вадим Шаповалов, причём последние 12 лет – в качестве настоятеля. Все эти годы рядом с ним его мама Валентина Алексеевна, которая заведует трапезной, а также супруга Ирина Викторовна, руководитель воскресной школы «Незабудки», храмовый флорист, (украшает иконы к праздникам), и вообще присматривает за хозяйством. Миловидную, неизменно приветливую матушку Ирину местный люд называет ангелом-хранителем прихода.
Вместе со своим отцом иеромонахом Герасимом (до принятия ангельского чина – протоиереем Александром), первым настоятелем Свято-Троицкого храма, вместе с приходским активом о. Вадим своими руками, буквально по кирпичику, по гвоздику, по досточке возводил комплекс приходских сооружений, он продолжает заботиться об их благоустройстве и благоукрашении доныне. Кроме чисто хозяйственных объектов, это освящённый в 2011 году придел во имя святых Царственных Страстотерпцев, а также звонница с девятью колоколами, которые в торжественных случаях заливают окрестные просторы нежнейшим перезвоном. И Царский храм (подобных больше нет в нашей епархии), и колокольня – предмет особой (в хорошем смысле слова) гордости благочестивой православной семьи Шаповаловых, всех прихожан Свято-Троицкого храма.
Началась же священническая стезя о. Вадима при не совсем обычных обстоятельствах, когда ему исполнилось всего-навсего 18 лет. Молодой человек воспитывался в воцерковлённой семье. Более того, от юности своей Шаповалов-младший молил Господа о том, чтобы Он по неизреченной милости Своей сподобил раба Божия Вадима послужить Ему в духовном сане. Но тут пришёл срок призыва в армию, и перед парнем встала дилемма: как быть? За советом и благословением обратились к известному своей прозорливостью иноку Иоанну, который обретался в селе Елизарове Днепропетровской области. Духоносный старец ответил в том смысле, что-де «служи Церкви, в войске и без тебя есть кому служить!» Так в октябре 1994 года вчерашний выпускник средней школы Вадим Шаповалов стал сначала диаконом, а затем, по прошествии некоторого срока, иереем. В обоих случаях рукополагал его владыка Василий (Злотолинский), в ту пору – епископ созданной летом 1992 года Запорожско-Мелитопольской епархии. Так что дорогой батюшка – можно сказать, один из первых епархиальных старожилов. Потом была его заочная учёба в духовной семинарии, затем на кафедре теологии Классического приватного университета в Запорожье.
Между прочим, с рукоположением совсем юного на тот момент о. Вадима связана одна забавная коллизия, красноречиво говорящая о том, что Господь Бог отнюдь не чужд доброго, мягкого и вместе с тем поучительного юмора. Надо сказать, к середине 90-х годов прошлого века вокруг семьи Шаповаловых как-то сам по себе сформировался круг людей, ищущих путь к истинной вере, к настоящей Апостольской Церкви. И вот эти боголюбивые искатели, решившие построить у себя на посёлке приходской храм, однажды вдруг заметили, что личный водитель владыки Василия обращается к своему родному сыну не иначе как «отец Вадим». «Так кто из вас кому всё-таки родитель?» – посмеивались единоверцы. А, надо заметить, Александр Михайлович, «правая шофёрская рука» архиерея, и сам уже мысленно примерял на себя священные ризы.
Опять же, без духовного напутствия тут как? Владыка поначалу удивился было, но, помолчав с немножечко, благословил. Духоносный инок Иоанн, которого поставили в известность, тоже дал своё «добро». Таким образом, поздней осенью всё того же 1994 года А.М. Шаповалов стал диаконом. Рукополагал его Блаженнейший Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, тогдашний Предстоятель Украинской Православной Церкви, который как раз в те дни находился с архипастырским визитом в Запорожской епархии.
Уже будучи иереем, о. Александр (он же впоследствии иеромонах о. Герасим) познакомился с неким человеком сложной судьбы. Отбывая наказание в тюрьме, этот наш оступившийся брат всё же искал путь к Нетварному Свету, ко Христу-Спасителю. И вот однажды Господь управил так, что батюшка смог исповедовать и причащать сидельца непосредственно в узилище. Выйдя на волю, сей «благоразумный разбойник» подарил формирующейся Свято-Троицкой православной общине помещение под будущий приходской храм – принадлежавшую лично ему половину жилого частного дома по адресу ул. Алмазная, 105. Именно здесь в 2000 году были отслужены первые Божественные Литургии, произведены Священные Таинства. Со временем на средства прихожан и состоятельных благотворителей (помянём здесь добрым словом ныне покойную рабу Божию Неонилу) удалось приобрести и вторую половину домовладения. Первым делом убрали внутренние перегородки. Объём помещения увеличили за счёт бывшего палисадника, на месте которого сооружён алтарь. Работа закипела в три смены. Многие прихожане считали за честь внести в богоугодное дело и свою посильную лепту – кто деньгами, кто личным трудом во славу Божию, кто и тем, и другим.
Довольно сложный вопрос с настенной и потолочной росписью тоже решили весьма оригинально, найдя оборудование, с помощью которого небольшие иконки можно было копировать в любой размерности на синтетической плёнке, причём без потери качества изображения. Отсюда – целая, если так можно выразиться, коллекция живописных полотен и картин на священно-исторические темы, которые являют собой значительную часть внутреннего убранства Свято-Троицкого храма и придела во имя Царственных Страстотерпцев. В приделе есть ещё и ростовой портрет Государя Николая II на чёрном граните.
Из особо чтимых образов, принадлежащих этому приходу, отметим дореволюционную икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, в которую встроена капсула с частицей его нетленных мощей (сама икона и мощи – подарок монаха Исаии (Надточий Григорий Нестерович) на день рождения нашего сына Феодосия; довольно необычную по стилю старинную икону Пресвятой Богородицы «От бед Избавительница», источающую тонкое благоухание; привезённую с острова Патмос икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икону Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, написанную не позже середины XIX века. Непривычна для нашего славянского взора греческая икона «Апокалипсис». Привлекают внимание и сакральные образы, выполненные в технике ковроткачества. Но всё это – как раз те случаи, о которых говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Впрочем, главное богатство Свято-Троицкого храма – это люди, которые служат и молятся под его сводами. Кроме членов семьи Шаповаловых, это прежде всего заведующая свечным киоском Наталья Витальевна Бондарь, просфорницы Валентина Разумовна Низкая и Зинаида Павловна Иващенко, уставщик-чтец Лидия Петровна Алимова, на которой, по словам о. Вадима, «полслужбы держится». В хоре поют Елена Иващенко, Марина Матвеева, Екатерина Линкевич и Лиза Воржанская. Сугубым авторитетом и уважением пользуется ветеран прихода Виктор Семёнович Низкий, который лишь сравнительно недавно, да и то по нездоровью, оставил пономарское служение. Вместо него теперь пономарствует тёзка Виктор, крепкий мужчина средних лет, и юная смена в лице 10-летнего отрока Никиты.
Наши прихожане дружны между собой. Приход очень сплочённый, с устоявшейся традицией. После службы на большие праздники устраиваем братские трапезы. В их подготовке с удовольствием участвуют и взрослые, и дети. Обсуждаем и злободневные вопросы, которые волнуют верующих. «Главный критерий тут – соответствие наших оценок и суждений духу учения Христова», – говорит о. Вадим. – Ну а вообще о текущих делах информируем всех желающих через нашу Вайбер-группу «Свято-Троицкий храм» и приходской чат «Ecclesia». Так что милости просим, заходите!
Что касается традиций здешнего прихода, то одной из главных среди них, безусловно, является почитание прославленной в лике святых семьи последнего русского самодержца, зверски убиенной богоборцами в ночь на 16–17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. В рамках этой традиции, вплоть до пандемии коронавируса, Высокопреосвященнейший митрополит Лука, правящий архиерей Запорожской епархии, каждый год с полуночи и до утра служил в Троицком храме поминальную Литургию. Он же, будучи на тот момент архиепископом, 15 июля 2011 года освятил придел во имя Царственных Страстотерпцев.
В рамках этой же традиции многие годы совершались многолюдные крестные ходы по улицам спящего ещё Заводского района. Бог даст, в более благоприятные времена эта прекрасная традиция на радость всем нам возобновится.
Как известно, будущее всякой христианской общины – это дети и внуки взрослых прихожан. Звонкие детские голоса постоянно звучат под сводами Запорожского храма, промыслительно освящённого на рубеже II и III тысячелетия Христианской эры во имя Пресвятой Троицы – Единосущной и Нераздельной. Чистые сердцем юные «Незабудки», руководимые заботливой матушкой Ириной, радуют взрослых своим творчеством, своими талантами. Ангелина и Дима Фокины, Мария Васильева, Елизавета, Сергей, София и Никита Бондарь и другие ребятишки охотно участвуют в епархиальных конкурсах и фестивалях, становясь призёрами и победителями в разных номинациях (песни, рисунки, поделки). Бог даст, придёт время, когда нынешние воспитанники воскресной школы «Незабудки» приведут в родной для них Свято-Троицкий храм сначала своих деток, а потом, через пару десятилетий, и собственных внуков, дабы продолжился благоверный православный род на нашей Запорожской земле.
Фото автора