— А, что? — спросил я, и сердце на секунду замерло. «Что же опять случилось?» — тревожным сигналом проблеснула в голове мысль. Дело в том, что сейчас Время Великого поста, и я, по совету своего духовника, стараюсь не смотреть телевизор, не «сёрфить» по сайтам «всемирной паутины», ограничить и без того огромный информационный поток. И часто «выпадаю» из информационного пространства
— У Вас опять священника выгнали, в новостях показали, и интернет пестрит заголовками статей типа в «Запоріжжі знов…» — сказал голос в трубке. – я выслал тебе на электронную почту ссылки.
— Хорошо я все узнаю – ответил я, со вздохом сожаления откладывая в сторону томик с трудами святителя.
Сел за рабочий стол, привычным движением руки нажимаю кнопку на системном блоке. Система загружается. Загружается медленно, компьютер далек от «современного поколения. И мысли, о том, что же на Запорожскую епархию напасть то, такая. То один инцидент на пустом месте, тиражируемый свидомыми СМИ, то провокация, раздутая мыльным пузырем, а на самом деле яйца выеденного не стоящая – прямо дьявол ополчился… А ведь и правда, не нравиться отцу лжи и обмана деятельность Запорожской епархии Украинской Православной Церкви. Уж слишком активную позицию заняли священники во главе с правящим архиереем, уж слишком много на казацкой земле творят добра, один благотворительный проект «Любовь Милосердствует..» чего стоит. А твердая позиция касательно неканоничности религиозно-политических объединений, под черно-красным соусом? Нет, что б отмолчаться, «моя хата с краю», «мы толерантные» , как в другой епархии, режет запорожское духовенство «правду–матку», и задумываются теперь не очень воцерковленные запорожцы: в каком храме покрестись ребенка, какого священника пригласить на отпевание.
Но вот, система загружена, смотрю материалы по ссылкам. Что имеем? Так, протоиерей Игорь Савва, знаем такого…, запретили служить в храме? За что? За то, что не поминал патриарха? Нет, за это не запрещают… В некоторых поместных Церквях существует каноническая практика поминать только правящего архиерея. Служба на украинском? И это разрешено, по согласию общины. Регулярный молебен за воинов – защитников Украины? В каждом храме епархии, за каждой Литургией звучит молитва о Украине, о ее воинстве. Что-то тут не так надо разобраться. Благо есть ссылки на видеоматериалы, происходящих событий. Итак, берем в руки увеличительное стекло, «Это элементарно Ватсон..» — православный Шерлок Холмс. Дело … «о «изгнанном» священнике.
Увы, увы, дорогой читатель, детектива не будет. Вся правда оказалась здесь, на поверхности. Достаточно расставить видеоматериал в хронологическом порядке. Сначала проповедь протоиерея Игоря Саввы в которой он не двусмысленно дает понять о своем осознанном решении уйти из Церкви. «Решение это созревало очень давно… Но окончательно оно созрело после последнего собрания… Я хочу объяснить почему я ухожу из этой церкви…» — эти слова произнес еще до приезда и разговора с Правящим архиереем отец Игорь. Хочу заметить произнес перед своими прихожанами, добровольно, без давления, находясь, как говориться в трезвом уме и здравой памяти. Что же здесь скандального? Ну не хочет человек служить в этой Церкви, ну кажется ему что обижают его, не понимают его. В конце концов это его личная субъективная оценка. «Вольному – воля, Спасенному – Рай», — гласит народная мудрость. От чего такой жгучий интерес СМИ к внутреннему делу Церкви. Не хочет врач работать в отделении – уходит. Не хочет журналист, не согласный с редакционной политикой, плясать под дудку спонсора, — дверь вот. И ни каких репортажей, статей. Процедура ухода настоятеля храма, по разным причинам, пенсия, переезд перевод и т.д довольно рутинна и скучна, но необходима, ведь приход – это юридическое лицо, а настоятель фактически руководитель, распорядитель финансов и кредитов, и должен передать документы, финансы и имущество храма. Создается епархиальная комиссия, в ее состав входит благочинный, прихожане, в том числе и из других храмов, для объективности. В данном случае комиссию возглавил правящий архиерей. Ничего особенного.
Но очевидно, кому-то, необходим скандал. Необходимо вбить еще один гвоздь в часть тела Христова, коим является Запорожская епархия УПЦ. Просмотрев видеоматериалы о приезде Владыки Луки, Правящего Архиерея, отца Олега, благочинного и членов приемной комиссии – пришел к выводу – постановка и провокация.
«Смиренная» проповедь – прощание священника. Плач. «Я безнадежно отстал…» — говорит отец Игорь. Все плачут. Рассказанная протоиереем притча о том, что только архиереи люди, священники животные, а прихожане насекомые. Плач. Приезд Правящего архиерея. Задушевный монолог отца Игоря за чашкой чая. Все плачут, умиляются (почитайте некоторые комментарии). Владыка готов к конструктивной беседе, и по-человечески просит прекратить съемку. Ниже я остановлюсь на обоснованности данной просьбы. И тут диссонанс, голос оператора с истерическими нотками: «Нельзя остановить съемку», оказывается это ни много ни мало «историческое событие, которое войдет в историю Украины». «Это судьба батюшки, который спас меня и многих здесь..» Вот так, а я грешным делом думал, что спасает Христос. Но продолжим, следует неоднократная просьба об отключении камеры, градус дискуссии нарастает. В ход идут аргументы «Вы боитесь правды… кто скрывает, тот скрывает что-то плохое…». Подключается скандально известная журналистка и с фанатичными нотками кричит: « Я фиксирую все…. Я журналистка, я имею право держать микрофон». Уж что–что, а право досточтимая вы имеете. В конце концов, убедившись в непродуктивности разговора, и не желании услышать его позицию, архиерей удаляется. А что же герой нашего повествования, «уходящий» настоятель. Он «смиренненько» так молчит. Ни одной попытки угомонить своих духовных чад. Мол, слушай, владыка «глас народа», а я такой «весь в белом». Теперь касательно просьбы не снимать. Дело в том, что у Запорожской епархии и лично у владыки Луки имеется печальный опыт, когда из видеозаписи нарезаются фрагменты и «фиксирующие» журналистки выворачивают все «шиворот-нА–выворот». Далее все как третьесортной постановке. Звонок «перепуганного до мокрых штанов» Дениса Головко : «Ми злякались. Я викликав поліцію, бо охорона була більш схожа на бандитів. Ми просто злякались за себе – там були жінки, діти, літні люди. Людей, що вломились у храм, ми їх злякались. Сама дискусія йшла у такому тоні, що нам було страшно». Давно, очевидно, Денис Головко в зеркало не смотрелся, внешний вид у него то же далеко не миротворческий. Но, не будем переходить на личности.
Не дождались провокаторы ни проклятий, как рассчитывали, ни силовых акций, на что провоцировали, забыли, очевидно, что не в силе Бог, а в правде. Все заявления протоиерея Игоря Саввы похожи в одном: в них нет поиска Христа. Человек пришел в Церковь в поисках чего-то другого – стоит ли удивляться, что он в конце концов ушел? Если кто-нибудь придет в аптеку за хлебом, а в булочную за лекарством, он тоже может начать возмущаться, что не нашел искомого – но будет ли он прав? Точно так же поступают люди, обвиняющие Церковь в духовно-нравственных недостатках ее членов. Они не поняли простой вещи: благодать Божия, спасительные Таинства и правильное понимание богооткровенного учения есть не везде, а в Церкви, и только в ней. И именно это и необходимо искать в Теле Христовом. Другого смысла церковного бытия не существует.
Христианское вероучение — не абстрактная доктрина, а действие Духа Святаго — Духа Истины Церкви, где вероучение неразрывно с литургикой и иерархической преемственностью. Церковь хранит чистоту веры в единстве любви, в единстве между поместными Церквами, в единстве небесной и земной Церквей, в единстве народа и иерархии. Это единство является непременным условием для действия в Церкви Духа Святаго, Который есть Хранитель Истины, Учитель Истины и Сам — абсолютная, совершенная и живая Истина. Отпадение от Церкви во имя правдоподобия, основанного на личных мнениях, влечет за собой потерю Духа Истины. Поэтому всякий уход — это область духовного мрака, пустоты и лжи, где не может существовать и сохраняться ни единство любви, ни вероисповедальная чистота.
Пока писал, возникла мысль: а может, «уходы из Церкви», которые стали популярны в последнее время, и являются своеобразным самоочищением Тела Христова? Благодаря таким демаршам можно прекрасно видеть, кто уходит из Церкви и почему. Уходят те, кто не искал Духа; те, кто «вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2:19). Бог способен обратить всякое зло к лучшему – так происходит и теперь. Подобные случаи помогают понять, что такое Церковь, каковы цели Ее бытия и насколько важны правильные мотивы воцерковления. Чужие уходят для того, чтобы свои сплотились. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32), – говорит нам Христос. Вхождение в это Царство невозможно без сохранения библейской веры в Церковь как «тело Христово» (1 Кор. 12:27) и «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Дай Бог нам эту веру сохранить и ее правду являть в своей жизни.