Но все в земной жизни имеет как свое начало и процветание, так и упадок и окончание. Казачество ушло с запорожских земель. На его место должно было прийти что-то новое, и оно пришло. Именно новая движущая сила продолжила не только всестороннее развитие экономики и культуры, но и, как это странно не показалось бы при дальнейшем чтении, утверждение Православия. Этот момент и можно назвать началом истории Свято-Никольского храма – самого старого храма города Запорожье, наполненной трудностями и невзгодами, Божьим Промыслом и чудесами.
Жизненная стезя Свято-Никольского храма
В XVIII веке императрица Екатерина II по политическим и экономическим причинам ликвидировала Запорожскую Сечь. Взамен казаков, она пригласила на запорожские земли меннонитов-протестантов, являющихся чаще всего голландцами или немцами по национальности, претерпевавшими гонения на религиозной почве на своей родине.
Отличительной чертой меннонитов был пацифизм. Он совсем не вязался с уставами жизни тех времен. Само протестантское вероисповедание в соединении с непривычным умиротворенным жизненным укладом и стало причиной постоянных гонений. В результате, они проводили мирный миграционный образ жизни. Екатерина предложила им заселить запорожские земли, понимая, что угрозы восстания с их стороны не будет. К тому же они были умелыми земледельцами, что приходилось очень кстати, учитывая богатые местные черноземы. Именно меннониты внесли в развитие запорожского края наибольший вклад после завершения эпохи казачества.
Они занимали значительную часть местной интеллигенции. Среди родовых семей особенно выделялись семьи Вальман и Лепп. В 1880 году их представители Андреас Вальман и Питер Лепп объединили свои наследственные капиталы и основали машиностроительное предприятие – общество «Лепп и Вальман». В том же году был сооружен завод, постройки которого сохранились до наших дней по адресу ул. Истомина, д. 33А. Вскоре «Лепп и Вальман» стало крупнейшим в Екатеринославской губернии машиностроительным предприятием.
Как же они связаны с Православием? Сами меннониты были очень ревностными в вопросах своей религии людьми. Однако, несмотря на это, они были еще и очень веротерпимыми (сказывалось влияние пацифизма). Большинством рабочих на предприятии «Лепп и Вальман» было местное население, являющееся православным. Именно для них в 1896 году меннонитами-промышленниками и был построен каменный Свято-Никольский храм, освещенный в 1900 году в честь Святителя Николая. Таким образом, православная церковь была построена иноземцами-протестантами. Этим Господь показывает, что нет для Него ничего невозможного, а дела Его непостижимы и странны для простого человека.
В скором времени Свято-Никольский храм постигли тяжелые испытания, коснувшиеся всего православного мира. Во времена их ясно виделась чудесная помощь Николая Чудотворца – покровителя храма.
В 1917 году в Российской империи произошла революция и вскоре к власти пришли большевики, которые, со временем, захватили под свой контроль и запорожские земли. В 1920–1921 годах предприятие «Лепп и Вальман» было национализировано, а сами промышленники вместе с семьями подверглись репрессиям. К тому же новая власть активно проводила антирелигиозную политику. Повсеместная борьба против Православной Церкви, охватившая всю страну, вплотную приблизилась к воротам Свято-Никольского храма.
В 1935 году храм был закрыт и переоборудован в бондарский цех, принадлежащий заводу комбайнов «Коммунар» (к которому и присоединили бывший «Лепп и Вальман»). Здесь начинает проявляться непрестанная и крепкая помощь святителя Николая, ведь в то время абсолютно все храмы города были полностью уничтожены, когда этот только закрыт, его архитектурная целостность сохранилась. В здании также располагался склад ядохимикатов, предназначенных для обработки полей. За все время церковь дважды претерпевала пожары, но чудом сгорал только пол.
В 1943 году храм был вновь открыт, возобновились регулярные богослужения. Души людей вновь потянулись к спасительной вере. А с 1991 года православие начало особенно быстро распространяться и расцветать на запорожских землях. Так как на тот момент Свято-Никольский храм был единственным действующим православным храмом в Запорожье, то он быстро обрел значительный приход.
В 1990-х годах на территории храма была построена еще одна церковь – в честь святого Димитрия Донского. Церковь является летней, поэтому богослужения проводятся в ней только в летнее время.
Свято-Никольская церковь, впрочем, требовала обширного ремонта. Сказывались все ненастья и лишенья, пережитые ею за целый век. В 2009–2010 годах состоялась масштабная реставрация, которая затронула не только само здание, но и прилегающую к нему территорию. Хотя этот процесс и составлял продолжительное время, весь этот период отсюда не переставали возноситься молитвы, просто все богослужения проводились в новой Свято-Димитриевской церкви. В результате реставрации, в Свято-Никольском храме прошел капитальный ремонт, был обновлен внешний вид, установлены новые иконостас, престол и купола, а стены украсились новой росписью. Совсем недавно, в 2021 году, была также построена и освящена новая колокольня, чтобы звон колоколов сеял в душах людей радостный и благодатный трепет.
С 2011 года настоятелем храма является митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. Каждый настоятель храма несет на себе послушание перед Богом, которое заключается в ведении своего маленького стада по пути спасения. Настоятель же Свято-Никольского храма ведет за собой всех овечек Запорожской епархии. Так как ответственность пред Богом очень велика, митрополит Лука ревностно наставляет приходы в благочестии и вере. Проводя богослужения, владыка Лука дерзновенно обращается ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым с просьбой утвердить православную веру на запорожской земле и подать спасение всем вверенным ему Богом пасомым.
При храме действует воскресная школа, недавно названная «Никольским колокольчиком», открытая еще в начале 1990-х годов трудами одного из настоятелей храма отца Григория Гетьмана. Школа учит юных прихожан основам православной веры и прививает им любовь к Богу, Пресвятой Богородице, святым и всему небесному.
Каждые четверг и воскресенье храм устраивает обеды для малоимущих, старательно исполняя заповедь о любви к ближнему.
В храме находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. В 2017 году она была обретена водолазами на глубине 20 метров на дне реки Днепр. Неизвестно, сколько она там пробыла. Притом, что она бумажная и находилась под водой, икона совсем не подверглась тлению. Чудесное обретение иконы Пресвятой Девы Марии – еще одно свидетельство того, что Свято-Никольский храм находится под непрестанной защитой Господа нашего Иисуса Христа и Его Матери Царицы Небесной. Крепким попечителем о церкви и приходе является также и Николай Чудотворец, которому служится молебен с акафистом каждый четверг ровно в полдень.
Молебны в Свято-Никольском храме отличны от молебнов в других храмах тем, что акафисты читают все прихожане по очереди, а не только батюшка. Этим приход берет пример с первых христиан, которые все вместе принимали участие в богослужении, насколько это было допустимо. Свято-Никольская церковь хочет возродить такой формат проведения служб. В воскресные и праздничные дни приходом прочитываются акафисты, посвященные праздникам или святым, чья память совершается. Совместная молитва наиболее дерзновенна и благодатна. Она укрепляет прихожан в вере, что святые непрестанно находятся с ними, что они – верные друзья и помощники.
Особенно тепло прихожане молятся святителю Николаю – своему небесному настоятелю и пастырю. Не просто так его называют «скорым помощником». Не только прихожане, но и все верующие всегда обращаются к нему в житейских проблемах и нуждах. И он всегда непременно приходит на помощь, и весьма скоро – необходимы лишь искренность и вера. Его помощь охватывает как великие чудеса, так и бытовые мелочи, о которых написаны целые книги. Свято-Никольский храм – самый старый храм города Запорожье – еще одно из его неисчислимых чудес. Само его основание удивительно: сердца совершенно чужих местному населению по национальности, вере и ментальности людей склонились к постройке православного храма. За свое длительное существование, храм множество раз подвергался опасности уничтожения. И каждый раз он непостижимым образом оставался невредим. Святитель Николай неведомыми людям путями сохраняет свою церковь от всяческого рода угроз и с любовью заботится о своих подопечных прихожанах, устраивая их жизни согласно Божьему Промыслу и помогая в различных нуждах. А в благодарность ему за это непрестанно слышится в храме глас: Радуйся Николае, великий Чудотворче!
Чудо святителя Николая
Запорожский край известен в первую очередь как земля казачества. Но казаки – это не только свободолюбивые воины. Прежде всего, они хранители православной веры. Не просто так единственным условием для вступления в ряды казаков было исповедание православной веры, даже несмотря на национальную принадлежность. Казаки – ревностные верующие и первое основное население запорожского края, которое, к тому же, широко распространило Православие в этих землях. Кроме них самих, территории постепенно заселялись и людьми других социальных групп, так же исповедующих истинную веру. Казаки же были еще и движущей силой для технического и культурного развития запорожских земель.


Поговорим по душам
03 декабря 2023 года в 13:00 на официальной странице Запорожской епархии УПЦ в Facebook Владыка приглашает всех желающих пообщаться в прямом эфире.

Престольне свято Архистратига Михайла у Вільнянському благочинні
21 листопада в Михайлівській Церкві з нагоди престольного свята на честь Архістратига Божого Михайла й Собору усіх безплотних Небесних Сил, було зіслужено святкове Богослужіння.

Духовенство та віряни Запорізької єпархії вшанували пам’ять жертв голодоморів
Щороку в четверту суботу листопада Україна вшановує пам’ять жертв Голодомору 1932 - 1933 років і масових штучних голодів 1921-1923 і 1946-1947 років.

Запрошуємо до участі у фестивалі «Сузір’я різдвяних іграшок і прикрас»
Ми вже крокуємо постом до Різдва Христового і маємо потурбуватися про святкове прикрашання своїх храмів і домівок.