«Русской землей» в православной традиции называли государственные образования славян на всей территории Киевской Руси. В широком значении этого слова сюда входят все народы имеющие общие славянские корни. И пока наши политики ссорят нас друг с другом, Церковь празднует торжество этой Святой Руси.
В этот Русский собор входят святые Украины и России, Белоруссии и Румынии, Молдавии и Сербии, Болгарии и Польши, и других славянских стран. Русский Собор, показывает истинное, непоколебимое единство всех славянских народов, и поверьте, что это единство не сможет разрушить ни одна власть, на что бы она не претендовала. Потому что это единство построено не вокруг национальной идеи или идеологии, а вокруг Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня некоторые националистические идеологи много говорят о проповеди среди УПЦ идеи Русского мира. Я хочу объяснить что такое Русский мир лично для меня, и, я думаю, для каждого члена нашей Церкви. Русский мир для меня начинается с истоков Святой Руси, с князя Владимира, княгини Ольги, с первых русских страстотерпцев Бориса и Глеба, это преемство берут Ярослав Мудрый, благоверные князья и княгини, преподобные святые Киево-Печерские, и далее этот цвет рассыпается изумрудами святости по всех необъятных просторах Украины – Руси. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Иов Почаевский, и старцы Оптинские, Иоанн Кронштадтский и блаженная Ксения. Их имена можно перечислять сотнями. Это та красота и чистота Святой Руси которая дает неповторимый вкус и аромат славянской святости. Можно сюда добавлять святых Сербии, Молдавии и многих других.
Отождествить Святую Русь с русской государственностью было бы крайне невежественно. Если и брать узко национально, исключительно российских святых, то они росли на своем государственном поле, не благодаря, а вопреки, политике государства. Они смогли взрастить Благодать святости, не смотря на секулярные реформы Петра Первого, не смотря на диктат государства в Синодальный период, не смотря на потрясения большевицких гонений.
Все это было не благодаря, а вопреки государственности. Я знаю историю, и могу сказать что не питаю ни малейшей иллюзии в отношении агрессивной политики к малым народам русского самодержавия в дореволюционное время, и их же геноцида в период власти большевиков.
Это касается не только Украины, нов равной степени и Грузии, Польши, Латвии, Литвы, и других народов. Но то, что я понимаю под Русским миром в церковном значении этого слова, касается исключительно аромата благодати русских святых. Нужно уметь четко разводить эти два понятия. Русский мир святости и Русский имперский мир, которые по своему содержанию не просто не совпадают, а являются антагонистами.
Это не сложно понять, было бы желание это делать. Когда речь идет об общечеловеческом наследии Германии, то у меня возникает ассоциативный ряд не с концлагерями и нацистскими парадами, не с газовыми камерами и речами Гитлера, а с музыкой Баха и Бетховена, с философией Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Хайдеггера, с книгами Гёте, Шиллера и Гейне.
Есть такое понятие, как общепланетарное чтение. Это то, что читают и изучают во всем мире, то что входит в обязательную образовательную программу всех мировых университетов. В этот общепланетарный круг чтения входят такие русские писатели и поэты как Достоевский, Толстой, Чехов, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Цветаева, Булгаков, Платонов, русские религиозные мыслители и другие.
То что наша система образования лишает наших детей возможности глубоко изучать эти литературные сокровища мирового масштаба говорит только об одном – об узости и мелкости мышления некоторых наших чиновников. Только этим можно объяснить их отождествление русской политики с русской духовностью и культурой.
Что делать нам? Да в общем то ничего, достаточно быть теми, кто мы есть. У меня на книжной полке стихи Тимура Кибирова стоят вместе со стихами Лины Костенко, а русский преподобный Серафим Саровский был, есть, и будет моим любимым другом, и почитаемым святым. Прогибаться под изменчивый мир на самом деле не стоит. Человеческое достоинство дороже любой сиюминутной выгоды.
Собор Русских святых, как я уже сказал, стал таковым не благодаря, а вопреки государственной политике. В прошлое воскресение мы праздновали память святителя Луки Крымского. Его первый шаг на личную голгофу был сделан тогда, когда рукополагаться мог только безумец. Духовенство расстреливали, гноили в лагерях, ссылали без суда и следствия. Дома у будущего святого малые дети, супруга умерла, с кем они останутся?
Но он принимает предложение патриарха Тихона рукополагаться и сразу же после хиротонии отправляется в свою первую ссылку и тюрьму. Так и прошла вся его жизнь, между лагерями и служением людям. Но вот что важно, святитель пошел служить Богу, а Бог не оставил его детей. Все они получили хорошее образование, прожили достойную жизнь, некоторые стали известными учеными. Это пример того, что от нас нужна только вера, и любовь к Богу и людям, а остальное не важно.
И не важно, какая там власть, какая политика, какая за окном идеологическая погода. Все они подвержены сезонным изменениям. Сейчас одни, завтра другие, послезавтра третьи. А Бог всегда один и то же. И к нему должно быть прилеплено наше сердце, а все остальное не важно.
Даже в период жесточайших гонений святитель Лука всегда ходил на лекции к студентам и на операции в рясе и с панагией на груди. Что ему только по этому поводу не говорили, как только не угрожали. Но он ответил кратко: «рясу с меня вы снимете только вместе с кожей». Я думаю что если перефразировать эти слова то можно и нам сказать, что веру нашу можно вынуть у нас только вместе с нашей душой. Иначе не получится, как бы не старались.
Как — то недавно при чтении символа веры мой ум остановился на словах «Его же Царствию не будет конца…» Я задумался… Мне как бы впервые открылся смысл этих слов, которые я читал уже сотни раз. Единственное Царство которому не будет конца — это Царство Бога. Как же важно нам всем это понять. Еще немного и не будет никакой формы государственности. Исчезнут и Россия и Украина, и Америка и Европа, даже Мальдив не станет. Будет только Царство Бога. А мир людей разделится на две части. На тех кто будет жить в этом Царстве, и тех кто окажется за его пределами. Как же мы не понимаем, что дресс-код для входа в это Царство Бога будет не форма национальной одежды, а чистая душа.
Кстати, что касается Мальдив, будет что-то получше, и наследуют его, по обещанию Спасителя, не звезды Голливуда, не бизнесмены, и даже не богатые политики, а те у кого будет кроткое сердце – «ибо они наследят Землю». Вот теперь и подумайте соответствует ли ваше сердце этому критерию?