Вскоре встреча состоялась. Когда они с братом Петром забрасывали сети на берегу Генисаретского моря, к ним подошел Иисус и обратился со словами: «Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за ним. (МФ 4: 18-20; Мк 1:16).
С тех пор и до последнего дня земного пути Иисуса Христа рядом с ним был Его Первозванный апостол, а после Распятия святой Андрей стал свидетелем Его Воскресения и Вознесения.
В день Пятидесятницы, т.е. через пятьдесят дней после Вознесения и Воскресения, в Иерусалиме произошло сошествие Святого Духа на апостолов и они получили дар исцелять, пророчествовать, и говорить на разных языках, чтобы нести миру весть о Его великих делах.
По утверждению древнего историка Евсевия, который написал «Церковную историю», опираясь на свидетельство Оригена, свою миссионерскую деятельность двенадцать апостолов определили по жребию, в соответствии которому Андрей Первозванный получил для своей миссии Скифию.
По словам историка Епифания, который написал «Житие Андрея», Андрей Первозванный совершил три путешествия, во время которых обошел все побережье Эвксинского Понта (Черного моря), Синоп, Трапезунд, Иверию, Абхазию, Боспор (Керчь), Феодосию и Херсонес Таврический.
Посещение Скифии историки связывают с третьим путешествием Андрея Первозванного. Следует заметить, что древние историки были недостаточно знакомы с географией Северного Причерноморья. Принято было считать, что все земли к северу от Понта Эвксинского принадлежат скифам, а на землях, где не проживали иудеи или просвещенные язычники — живут варвары.
В «Похвальном слове апостолу Андрею Первозванному» (IX в.) историк Никита Пафлагон говорит: «Ты наиболее почитаемый Андрей…! Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и города, которые лежат на севере Понта Эвксинского…». Следует отметить, что Приднепровье, в том числе и в границах Запорожского края было в доисторический период густо заселено. Об этом свидетельствует множество археологических раскопок древних стоянок, городищ, городов, различных поселений и захоронений.
Мы, к сожалению, не знаем как назывались эти племена и народы. Большинство из них различают по культурным признакам и временным периодам. В пределах Приднепровья обитали представители культур: ямной, срубной, катакомбной, среднестоговской, кеми-обинской, салтыково-маячской, сурско-днепровской, трипольской, черняховской и др. После окончания доисторического периода с появлением письменности первыми в письменные источники попали киммерийцы (8-7вв. до н.э.), скифы (7 в. до н.э. – 2 в. н.э), сарматы, далее готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, болгары, татары и, начиная, с 2-4 вв. н.э. – славяне.
Некоторые народы приходили и уходили с нашей территории или из истории вообще, но многие оставались в местах постоянных поселений. Ярким примером преемственности культур, которую обеспечивало местное население, является городище возле села Петрово-Свистуново Вольнянского района Запорожской области. При раскопках этого древнего поселения обнаружены были железноделательные мастерские – это принесли к нам готы, мастерская по выделыванию кож и изготовлению из них различных изделий. Это мастерство принесли к нам скифы. Были найдены зернотерки по растиранию зерен злаковых для изготовления хлеба. Это означает, что это, скорее всего, были славяне или их предки, которые выращивали и обрабатывали хлеб. Данный пример свидетельствует о том, что постоянно проживающее в нашем крае население могло аккумулировать все лучшее, что приносили в Приднепровье в период Великого переселения различные народы.
Непосредственными нашими предками можно считать скифов. Именно они заселяли земли от Дона до Дуная на протяжении десяти веков. На территории Запорожского края в Каменко-Днепровском районе находился административный центр Степных скифов. Северные границы Скифии менялись и доходили до нынешних пределов Киева.
Крупное поселение Царских Скифов находилось на о. Хортица в районе 3-х мачт линии электропередач, которая идет со стороны левого берега Днепра возле моста Преображенского. Согласно наиболее старым греческим картам Птолемея по берегам Днепра довольно густо находились различные поселения в период начала нашей эры.
По свидетельствам римских историков Плиния и Тацита, венеды – предки славян жили между сарматами и скифами. Об этом говорится и в первой киевской летописи «Повесть о том, откуда пошла есть земля Русская…» автором которой считают преподобного Нестора Летописца, из братии Киево-Печерской Лавры. Нестор утверждает, что «земля наша не была безлюдной». В этой же летописи IX в. впервые говорится о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным. В летописи записано: «А Днепр втечет в Понетское море еже море слывет Русским, по нему же учил святой Андрей, брат Петра, якоже из Корсуни близ устья Днепровского и восхоте пойти на Рам, и приде в устье Днепровское и от толь поиде по Днепру горе (вверх) по приключаю, приде и ста под горами на березе».
Андрей Первозванный остановился на месте, где через много лет вырастет могучий центр христианства – г. Киев. Переночевав на берегу, утром апостол Андрей собрал своих учеников и сказал: «Видите ли горы сии? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, и будет град великий, и воздвигнет Бог много церквей».
Пусть летопись была написана через сотни лет после путешествия Андрея Первозванного, и пусть по Днепру жили еще не русские, а всевозможные венеды, славены, словены, аланы, россаланы, россы…, единой нацией они станут еще очень не скоро, но зерна апостольской проповеди упали на благодатную почву, они вызрели и дали всходы, заложили основы объединяющей идеи, которой стало христианство.
После возвращения из Скифии Андрей Первозванный рукоположил в епископы своего ученика Стахия в Византии, от которой через столетия приняла Крещение Русь. Совершили этот выдающийся акт византийские иерархи, которые ведут прямое преемство от апостола Андрея.
Следует заметить, что история формирования украинского этноса неразрывно связана с процессом исследования миссии Андрея Первозванного в Украине и Запорожском регионе в частности. Для этого имелись объективные основания. Во-первых, в северных причерноморских владениях Римской империи существовали более благоприятные условия для христианской проповеди, чем в ее центральных районах, где почитание культа римских богов было обязательным признаком политической лояльности. Именно из-за отказа поклоняться языческим богам императоры-язычники преследовали первохристиан.
В Причерноморье деятельность христианских общин находила меньше препятствий со стороны местных властей, которые в условиях сложной пограничной жизни вынуждены были проявлять веротерпимость.
Во-вторых, Приднепровские степи от Черного моря до Киевских гор на протяжении нескольких веков населяли кочевые народы, такие как скифы, хазары, половцы, татары и др., которые лояльно относились к верованиям местных племен, населявших Приднепровье.
В третьих, Днепр, как путь «из варяг в греки» был не только торговой и военной коммуникацией, это еще был и путь по которому распространялось христианство. Торговые интересы толкали князей северных народов на сближение с Византией, тогда как преследование христиан могло бы только навредить этим отношениям.
К сожалению, прямых источников и исторических документов о пребывании апостола Андрея в наших краях не сохранилось. Но наши исследователи исходили из того, что предания об Андрее Первозванном – это вопрос, прежде всего, не науки, а веры, веры в свой народ, в его богоизбранность.
Сохранилось много народных сказаний о пребывании апостола Андрея Первозванного в Запорожском крае. Путешественник Василий Зуев, Запорожский историк-краевед Яков Новицкий, академик Дмитрий Яворницкий, профессор Анатолий Бойко с разницей в сотни лет записали предания, связанные с Андреем Первозванным, которые живут в народной среде, передаются от поколения к поколению.
Василий Зуев в 1781 году записал услышанную от местных жителей легенду о каменном мысе Монастырка, расположенном ниже Ненаситецкого порога. «Мне сказали…, что святой Андрей Первозванный, идучи в Киев, жил на нем несколько времени; называют на камне разные ямки, где святой сей будто ступал, где готовил себе пищу и прочее тому подобное».
Яков Новицкий в 1902 году в с. Разумовка записал от местных жителей предание: «Давно діло було, — їхав на Київ св. Андрій Первозванний Дніпром…, їхав та й пристав до Лисої гори. Гарно – каже – тут… І став молитися. Захотілось йому пить…, спустився з кучугур в ліс, копнув під деревом – і полилася вода… обіклав він ту криницю камінням і сказав: «Буде колись з неї пити мир хрещений».
Другие народные сказания, записанные позже, также содержат упоминания о посещении апостолом Андреем Запорожского края. В частности, Лысой горы возле современного города Васильевки. Так академик Д. Яворницкий писал: «На самой средине Лысой горы, в небольшом углублении, стоит небольшая криница чистой холодной воды. Она носит название Андреевской криницы, в честь апостола Андрея Первозванного, который, будто бы, по преданию обедал здесь и после обеда отдыхал, когда плыл по Днепру в Киев».
Легенда о кринице-источнике, является, безусловно, символической. Именно Андрей Первозванный открыл источник веры Христовой на нашей земле. Этот источник и сегодня питает нашу православную христианскую веру.
О начальных временах распространения христианства в Запорожском крае свидетельствуют и археологические находки и открытия. Так в пещерах каменной могилы, возле Мелитополя, среди древнейших языческих рисунков и символов древности, неоспоримо доказанных наукой, находится крест и монограмма Иисуса Христа, которые вполне могут соответствовать временам миссии Апостола Андрея.
О расселении христианства в нашем крае задолго до крещения Киевской Руси свидетельствуют, например, данные раскопок в селе Знаменка Каменко-Днепровского района Запорожской области. Так при раскопке древнего кургана Мамай-Сурка в некоторых захоронениях находили нательные бронзовые кресты и ковчежки. Это доказывает, что где-то рядом находилось христианское поселение. О близости христиан в Приднепровских степях говорит и тот факт, что у половцев практиковались христианские имена Василий, Гаврило, Юрий и др.
Ранние христианские артефакты неоднократно встречаются на о. Хортица. В знаменитом трактате византийского императора Константина Парфирогенета остров Хортица фигурирует под именем святого Георгия. Раскопки, проведенные на Хортице в наши дни, подтвердили сведения о том, что в Протолче, на юге острова, находился опорный пункт Киевских князей. Раскопаны большие «дружинные помещения», а также славянские полуземлянки и землянки. Найдено много различной славянской утвари: котлы, ножи, наконечники стрел, пряжки, посуда и др.
Вероятно, первыми христианами были и бродники, предшественники запорожских казаков, которые обосновывались в приазовских степях.
Таким образом, Приднепровье, в том числе и Запорожье, никогда не были ни пустыми, ни безлюдными землями. Здесь всегда проживали в определенном количестве люди, которые сохраняли и передавали из поколения в поколение память об апостоле Андрее Первозванном, Его свидетельство о Христе. Однако окончательное закрепление Православия в нашем регионе связано с появлением запорожского казачества, оказавшего Церкви важнейшую военно-политическую и хозяйственную поддержку.
Кандидат исторических наук, доцент
Г.А.Крапивка
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви