В дни тяжких испытаний для нашей Родины ни один человек доброй воли не может оставаться равнодушным. Продолжают возноситься молитвы о примирении враждующих сторон не только в Украине, но и в одной из старейших православных обителей.
В молитве преподобного Ефрема Сирина о возвращении мирных времен мы умоляем благость Божью отпустить нам грехи и открыть нам двери щедрот Божьих. «Умоляем благость Твою, Господи, отпусти нам вины наши, презри беззакония наши, отверзи нам дверь щедрот Твоих, Господи! Да приидут к нам времена мирные, и по щедротам Твоим милостиво прими молитву нашу, потому что кающимся, Господи, Ты отверзаешь дверь».
«Война – это результат человеческого выбора, – выбора между Богом и дьяволом, – напомнил Его Высокопреосвященство.– И зависит он от того, какую цель поставит перед собой человек. Вся наша жизнь – это постоянный выбор, –выбор меду срочным и важным, между общественным и личным, между долгом и выгодой, между совестью и удовольствием. И сегодняшнее евангельское чтение о двух сестрах, как раз об этом. Марфа решила встретить Спасителя как любая хозяйка хлебом-солью, дорогими угощениями. И она все сделала для того, чтобы Дорогому Гостю понравилось у неё в доме. Она сделала свой выбор. И Мария сделала свой выбор – она не принимала участия в приготовлениях, во всяком случае, в то время, когда Христос был уже у них дома, она просто села и слушала. И Марфа поступила так, как поступает большинство, она пожаловалась на свою сестру, решив, что приготовление угощений для стола намного важнее, а все остальное может подождать. Пример двух сестер наглядно показывает, как происходит встреча Христа в нашей жизни: одни начинают суетиться, отвлекаясь на второстепенное и неспасительное, другие бросают все и внемлют Христу, вслушиваются в Его голос в повседневной жизни, смотрят на все сквозь призму Его слов, ищут Его повсюду. Спаситель с любовью отвечает на укор Марфы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Он не упрекает Марфу и не осуждает ее деятельность, а лишь говорит, что она чрезмерно суетится, в то время как Мария избирает для себя более важное: предпочитает земному духовное насыщение. При этом Христос, конечно же, прекрасно понимает, что только вот из таких заботливых и хлебосольных Марф могут получиться хорошие Марии, а не наоборот. Нельзя пренебрегать своими земными обязанностями. Так и мы должны поступать, решая свои земные дела и проблемы, не забывать при этом, чтобы наша душа всегда была с Богом. У каждого из нас есть свои способности, свой талант, который нужно развивать, а не зарывать. Правильно оценивать ситуацию и расставлять акценты – вот чему еще учит нас история о двух сестрах. Видеть в жизни важное и второстепенное и не прилепляться ко второму. Именно к этому призывает Христос Своими словами, обращенными к Марфе и Марии. Мы должны найти равновесие Марфы и Марии, чтобы в ущерб духовному не думать лишь о материальном, с одной стороны, а с другой – не забыть своих обязанностей перед своими близкими, быть ответственным на работе и в любом порученном деле».
Поздравив причастников с принятием Тела и Крови Христовых, Владыка пожелал, чтобы каждый смог найти в своей жизни утерянный смысл и нужный баланс, сосредоточившись на спасительном, не теряясь в суете мирской.
Причастившись и приложившись к святыням, паломники совершили непродолжительную экскурсию по храмовому комплексу святой обители.
Краткая история монастыря
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.
В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.
К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.
В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви.
Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.
В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошел в новоучрежденную Выборгскую и Финляндскую епархию.
На XIX век пришёлся наибольший подъём обители. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов.
Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионафан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.
Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.
После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей. Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец. В деле дерусификации Православной Церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии, где дерусификация Православной Церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде. Из Эстонии был выписан священник Герман Аав, назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы». Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Параллельно финские власти основательно укрепили сами острова в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР.
Финляндская Православная Церковь — новостильная, приняла западную Пасхалию под давлением финских властей, вынудив и Валаамский монастырь перейти с юлианского на григорианский календарь. Переход в 1920-х годах на новый стиль был причиной разрушения единства Валаама. Точку в противостоянии, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на острове финский спецназ. Значительная часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману. Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.
В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наёмных работников. Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всём экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно».
Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери, другие святыни и колокола (межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми и основали Ново-Валаамский монастырь.
По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году митрополит Григорий (Чуков) посетил Новый Валаам и совершил присоединение монастыря к Московскому патриархату. Многие старые иноки заявили о своём желании вернуться на родину, на старый остров. Через 12 лет, в 1957 году монастырь перешёл в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви. В том же году в СССР уехали только семеро монахов; младшему из уехавших тогда было 59 лет, а старшему — 84. В 1977 году прекратились службы на церковнославянском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов. Это уединённый благоустроенный монастырь среди озёр и лесов — с музеем, культурным центром и библиотекой.
Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав котор
ой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. В 1944 году финские войска покинули остров и позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.
В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда (до 1984 года), куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград.
Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.
18 сентября 1989 года, Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского.
13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шесть монахов:
иеромонахи Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), Фотий (Бегаль), иеродиакон Серафим (Гордеев), послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. С самого начала на Валааме были заведены строго уставные службы, возрождался валаамский распев.
С 18 января 1993 года Указом Патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев), со 2 июня 2005 — епископ Троицкий.
27 февраля 1994 года архимандрит Панкратий заново освятил часовню Валаамского монастыря на Синопской набережной в Санкт-Петербурге, что завершило процесс возврата этой часовни монастырю.
13 декабря 2005 года впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.
По состоянию на 2011 год, согласно данным настоятеля — епископа Панкратия, общее количество насельников в монастыре составляет 217 человек, включая скиты и подворья. Из них 37 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 89 монахов, 19 рясофорных послушников, 60 послушников. Постоянно в монастыре работает от 30 до 40 трудников.
Валаамский монастырь — ставропигиальный. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный Собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом.
Богослужебный суточный круг в Валаамском монастыре начинается в 17:00 вечерней с малым повечерием. Затем читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Матери, и чин прощения.
После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21:00 удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.
Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5:00. После этого братия переходит в храм Валаамской иконы Божией Матери, где служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого. После утреннего чая (келейно) и краткого отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на послушания, распределённые благочинным. В 13:00 — обед в братской трапезной. За трапезой очередной монах читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно. После чтения настоятель в знак благословения передаёт чтецу часть своей трапезы, которую тот принимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13:30 каждый день у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду — молебен у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21:00 — расход из храма.
Каждый монах вместе со своим духовником или с настоятелем индивидуально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило длится обычно полчаса, затем, по мере приобретения навыка и духовного опыта, продолжительность чтения правила постепенно возрастает.
В 22:00 отход ко сну. Сон у братии длится обычно 4-5 часов ночью и пару часов днём, после обеда. Всего на сон в сутки выделяется 6-7 часов, как об этом предписывается в святоотеческих книгах. В «Добротолюбии» указано, что новоначальный монах должен спать 6 часов.
В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.
Свято-Владимирский скит 11 июля 2002 года патриархом Московским Алексием II на месте основания скита был освящён закладной камень.10 июля 2006 года был совершён чин освящения закладного камня храмового комплекса и началось строительство, а 10 июля 2007 года для возведённого храма были освящены и установлены купольные кресты. В том же году были завершены общие строительные работы, проложены внешние и внутренние инженерные сети, построена станция по очистке сточных вод, дизельная электростанция и котельная.Комплекс, стилизованный под псково-новгородское зодчество.
21 сентября 2008 года патриарх Алексий II освятил в скиту храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, имеющего крестильню и придел в честь мученицы Людмилы Чешской, а также придел в честь Всех Святых.
10 июля 2009 года в скиту был открыт музей, расположенный в цокольном этаже храмового комплекса и посвящённый истории монастыря от древности до настоящего времени.
В скиту действует иконописная мастерская, имеется обширная библиотека.
Преподобный Сергий Валаамский
Время жизни Сергия обычно относят к X веку и называют его греком. Древние новгородские летописи говорят: мощи преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. «В лето 1163 поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне».
По другим данным он жил в XIV веке: в Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: «В лето 6837 (1329) начажити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство преподобный Герман в 1393 году.
Православная церковь отмечает память 28 июня (11 июля), празднование, первоначально сугубо местное, установлено в середине XVIII века и было приурочено к проходившей под стенами монастыря ярмарке.
11 (24) сентября также празднуется последнее перенесение их мощей из Великого Новгорода обратно на Валаамскую обитель, когда опасность нападения шведов миновала и мощи были положены глубоко под спуд, где и ныне почивают. По другой версии, восходящей к рукописи XVI века, опубликованной Н. А. Охотиной-Линд, празднование 11 сентября установлено в середине XVI века в память перенесения мощей Сергия Валаамского из Новгорода, где тот скончался, и погребения их рядом с мощами Германа (праздник «святого соединения»).
Преподобный Герман Валаамский
Первоначальная история Валаама и биография его основателей очень темны и сбивчивы, и главный источник для биографии преподобного Германа представляет написанная в честь Сергия и Германа церковная «служба».
Предание утверждает, что Сергий и Герман пришли на Валаам «с Востока», а сложенный в честь их акафист прямо называет их «греческого кедра отраслями избранными». Издавна держалось мнение, что Сергий и Герман поселились на Валааме «ещё во время владычествовавшего в России идолопоклонства», между 973—980 годами, отличались высокими духовными совершенствами, «прорицаху настоящая и будущая» и проповедовали Евангелие местным жителям: «Светом веры и Подвиг ваших страну Карельскую просветили есте», — говорится в акафисте, «учащеприходящыя к вам люди суеверия и бесовския обычаи отложити и единаготочию Бога боятися».
По преданию, Герман был священником и после Сергия управлял Валаамскою обителью.
Позднейшая критика отодвинула время жизни Сергия и Германа к XII и даже к XIV веку, и официальное синодальное издание «Минеи Четьи на русском языке» говорит о Сергии и Германе как о «скончавшихся около 1353 г.».
Валаамский монастырь был не один раз опустошаем шведами, и мощи Сергия и Германа были переносимы в Новгород, а в период с 1610 до 1721 года (год возвращения их на Валаам) находились в Староладожском монастыре.