×
Вторник, 30 Апреля 2024
сщмчч. Симео́на Ктезифонтского,
Авдела́я,
Ана́нии,
мчч. Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха,
Фуси́ка,
Аза́та,
мц. Аскитре́и и иных многих;

прп. Ака́кия;
прп. Зоси́мы;
прп. Алекса́ндра Свирского;
прп. Паи́сия Киевского, Христа ради юродивого;
мч. Адриа́на Коринфского;
свт. Агапи́та I;
исп. Михаи́ла Новицкого;
сщмч. Фео́дора Недосекина;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/zaporozhskie-bogomolcy-poklonilis
голосов: 1
5 1
15 Июня 2019 г

23 мая 2019 года, в день памяти апостола Симона Зилота, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский и наместник Святогорской Свято-Успенской Лавры митрополит Арсениий возглавили Божественную литургию, по окончании которой владыки обратились к молящимся с приветственными словами

Ранее на тему:
Служение Высокопреосвященнейшего Митрополита Луки
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/06/ILS_4477.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2019/06/ILS_4477-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Сердечно поблагодарив владыку Арсения и насельников монастыря за возможность вновь встретиться с близкими и родными с юных лет людьми, за радость возносить с ними общую молитву, Его Высокопреосвященство пожелал процветания святой обители, помощи Божьей и дальнейшего укрепления в жизни духовной.

В своем слове владыка отметил, что, пожалуй, никто лучше монахов не знает, насколько трудны первые шаги на пути к духовной жизни.

«И уже тем более, никто лучше их не знает, что каждый следующий шаг будет труднее предыдущего и не всегда будет радостным. Каждый, кто собирается стать на этот путь, должен готовить себя к долговременной и повседневной борьбе. И не всегда на этом пути человека ждут победы, а чаще всего новые испытания. Не почивание на лаврах, а иметь мужество и силы переносить горечь поражений. Но настоящее мужество христианина в том-то и состоит, что упав, нужно подняться и идти дальше, сохраняя в душе решимость всегда жить с Богом и для Бога. Но что значит жить с Богом? «Если будет любовь между вами, все узнают, что вы – Мои ученики», – говорит нам Господь. Христос хочет, чтобы между нами была любовь. Жить в любви – это и есть жить с Богом и для Бога. Чем больше будет между нами любви, чем ближе мы будем друг к другу, тем ближе мы будем ко Христу. И тот, кто хочет быть ближе ко Христу, сначала должен приблизиться к своему ближнему. Должен постараться исправить свою душу и постараться не грешить. И тогда он станет истинным свидетелем о Христе в этом мире».

В знак любви и сердечной признательности митрополит Лука преподнес наместнику монастыря иконы святых, в земле Запорожской просиявших.

Владыка Арсений в свою очередь поблагодарил запорожских паломников за молитву и за их вклад в дело сохранения и укрепления единства Церкви Христовой.

«Сегодня мало говорить о единстве нашей Церкви, нужно слова подтверждать делами. Вместе с нами сегодня молятся люди не только из Запорожской епархии, из самых различных епархий, из многих городов Украины и зарубежья. Здесь молятся не только украинцы, но и русские, белорусы, молдаване… Нас всех объединяет стремление быть со Христом. Дай Бог, дорогой владыка, чтобы Царица Небесная покрывала Вас и вашу паству и давала новые силы в деле спасении рода христианского».

История монастыря

По легенде, первые монахи пришли сюда ещё в VIII-IX вв., во время иконоборческого гонения. Часть монахов, переправившись через Чёрное море, нашла приют в Крыму, где было много греческих колоний, а какая-то часть могла подняться по Дону и Донцу и осесть в степных краях. Устойчивое предание этих мест даёт основание думать, что так оно и было.

Как бы то ни было, древнее происхождение Святогорского монастыря несомненно. Историки утверждают, что в IX в. в здешних краях побывали свв. Кирилл и Мефодий. Около 860 г. солунские братья были отправлены на миссию в Хазарский каганат, в состав которого входили донецкие земли.

В исторических описаниях XIX в. бытует версия происхождения Святогорского монастыря от Киево-Печерской лавры. Высказывались также предположения, что монастырь основали непосредственные выходцы с Афона.

Впервые название Святые горы встречается в письменных источниках в 1526 г. В московских летописях XVI в. упоминания о Святогорском монастыре довольно часты, и обитель именуется древней. В одной летописи рассказывается об образе свт. Николая Чудотворца, чудесно обретённом в 1540 г. иноками на меловом столбе в пещерах. Монастырь упоминается также в качестве сторожевого форпоста Российского государства.

С XVII в. упоминания о Святогорском монастыре встречаются всё чаще. На тот момент в обители было 30 человек братии вместе с послушниками.

Московские государи благотворили монастырю. В том же XVII в. царским указом ему были пожалованы земельные угодья, предоставлялось денежное и хлебное жалованье. Сюда присылались иконы, церковная утварь, облачения, книги. Святогорский монастырь становится духовным центром большого края, ему придаётся важное миссионерское значение.

Самой первой наземной постройкой, по-видимому, была деревянная церковь свв. Петра и Павла, возведённая на берегу Донца, у самой подошвы горы, в XVII в. Храм не сохранился: на него обрушилась скала.

В 1698 г. был заложен Успенский храм. Освятили храм в мае 1708 г. Храм свт. Николая, живописно возвышающийся ныне над скалой, тоже возведён в самом конце XVII в. Первоначально это был пещерный храм, в нём сохранился алтарь, высеченный прямо в меловой породе.

В первой половине XVIII в. вспышка моровой язвы унесла жизни многих монахов. Некоторые авторы объясняют это начавшейся в монастыре смутой, духовно ослабившей братию.

На XVIII столетие приходится и расцвет Святогорской обители. Многие из настоятелей были связаны с Харьковским коллегиумом.

После покорения Россией Крымского ханства для монастыря настал благоприятный период. Обитель отстраивалась; можно было заниматься всецело духовной жизнью. Но беда пришла откуда не ждали — из Петербурга: в 1787 г. указом императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель упразднялись многие обители, в том числе и Святогорский Успенский монастырь. Имущество его было описано и передано в казну. А вскоре императрица сделала царский подарок своему фавориту князю Григорию Потёмкину-Таврическому — богатое святогорское имение.

Монахам в очередной раз пришлось покинуть Святогорье — более чем на полвека. В монастыре всё пришло в запустение. Один Успенский храм служил как приходская церковь. Но о восстановлении обители стали хлопотать потомки князя Таврического — супруги Александр Михайлович и Татьяна Борисовна Потёмкины, люди набожные и благочестивые. И указом Святейшего Синода от 1844 г. Святогорский монастырь был возобновлён как Успенская пустынь. Монахи вернулись на берега Северского Донца, в пещерах снова затеплилась молитва.

Первым настоятелем обители после её открытия был иеромонах Арсений (Митрофанов), пришедший сюда из Глинской Богородичной пустыни вместе с 12 монахами. Среди них был и Стефан, впоследствии архимандрит Герман, преемник Арсения, и эконом Иоанникий, впоследствии преп. Иоанн Затворник. За короткое время Святогорская обитель снова расцвела (восстановили надземные Успенский и Никольский храмы, а на вершине горы заложили новый Преображенский храм, и скитской храм во имя св. Арсения Великого; расчищены и обновлены пещерные церкви свв. Антония и Феодосия, а также храм, который, возможно, в древние времена служил трапезной и в котором некогда и был обретён чудотворный образ свт. Николая). Храм был первоначально освящён во имя этого святого, но после расчистки его переосвятили в честь св. Иоанна Предтечи. Почивший в 1859 г. архимандрит Арсений погребён в пещерной усыпальнице.

Глинский устав, который принесли с собой в Святогорье Арсений с братией, имел в основе своей Афонский устав и отличался тем, что монахи должны были не только много молиться, но и много трудиться. Придя на Донец, глинские, а теперь святогорские насельники устроили столярную, слесарную, бондарную, кузнечную, сапожную, швейную и живописную мастерские, а также пасеку и свечной завод. Так что монастырь вполне мог сам себя обеспечивать практически всем.

После Арсения, при настоятеле архимандрите Германе (Клице), в Святогорской обители достроили заложенные ранее храмы и возвели больничный хутор в честь иконы Ахтырской Божьей Матери, трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Спасов скит.

В 1867 г. по благословению Харьковского архиепископа Макария Успенский храм, построенный на рубеже XVII-XVIII вв., был разобран. и южнее от него стали строить новый, по проекту петербургского архитектора А. М. Горностаева. Новый храм был выдержан в формах древнерусской архитектуры с шатровыми барабанами под главками и имитацией позакормарного перекрытия. Неподалёку от монастыря был устроен скит св. Арсения, в котором жило до 30 монахов. К сожалению, ни церковь, ни кельи не сохранились. Остались только пещерные кельи и проходы между ними, напоминающие об иноческих подвигах.

Именно здесь подвизался преп. Иоанн Затворник. В сохранившейся доселе келье с окошечком на Донец он провёл 17 лет. В 1995 г. преп. Иоанн Затворник Святогорский был причислен к лику святых.

В 1879 г., при архимандрите Германе, в монастыре появилась своя фотостудия. Именно благодаря монахам-фотографам, качество работ которых поражает современных мастеров, мы можем знать, как выглядела обитель в конце XIX — начале XX вв.

К рубежу веков монастырь, все ещё именовавшийся в документах Святогорской Успенской пустынью, имел уже до 700 насельников. Обитель не только украсилась храмами, но и расцвела духовно, обрела известность по всей России. Сюда стекались многочисленные паломники.

1917 год круто изменил судьбу всей страны. Множество бед и несчастий обрушилось и на Святогорскую обитель. В 1922-м монастырь закрыли, а монахов выселили. Святые горы переименовали в Красные. На месте монастыря открыли санаторий для рабочих Донбасса. В Успенском соборе устроили кинотеатр, в Покровском — библиотеку, в трапезном храме Рождества Богородицы — столовую. Больничный храм Ахтырской Божьей Матери, а также Спасов и Арсеньевский скиты за ненадобностью разрушили…

Сегодня над монастырём и над всей округой возвышается на скале огромный каменный памятник Артёму (Сергееву) — коммунистическому деятелю, который устанавливал в крае советскую власть. Он не только способствовал закрытию Святогорского монастыря, но и собственноручно расстреливал монахов.

В годы Второй мировой войны в Донецкой области шли ожесточённые бои. После войны разрушение монастыря продолжилось. В 1947 г. был взорван Всехсвятский храм. В 1960-х гг. — уничтожены монастырские кладбища.

В 1970-х в одном из корпусов бывшего монастыря разместился краеведческий музей. А в 1992 г. монастырь был отдан Русской Православной Церкви, сюда снова пришли монахи. Принимал и освящал обитель епископ Алипий (Погребняк). Сегодня священноархимандритом монастыря является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), а наместником монастыря — митрополит Святогорский Арсений (Яковенко).

Ныне Святогорская Успенская обитель преображается на глазах. Практически полностью восстановлены Успенский храм, Никольская церковь, завершается воссоздание Покровской церкви. Расчищены и приведены в порядок многие пещеры, пещерные храмы и кельи. На месте взорванной Всехсвятской церкви ныне устроен Всехсвятский скит. Новый скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храм Всех святых, в земле Русской просиявших, выстроен из дерева, в стиле древнерусского северного зодчества. Скит обнесён деревянным частоколом с тесовыми воротами, напоминающими о былинных временах.

Возвращаются в монастырь и его святыни. К сожалению, неизвестно местонахождение главной из них — Святогорской иконы Божьей Матери, написанной в XVII в. и прославившейся чудесами. Она была утрачена после закрытия монастыря большевиками. Но среди икон, сохранённых местными жителями и возвращённых в обитель, оказался один из списков чудотворной Святогорской иконы. Он написан в XIX в. неким афонским старцем, посетившим обитель в 1844 г. Икона заняла место в Успенском соборе, где когда-то стоял древний подлинник. Многочисленные подвески у иконы свидетельствуют, что чудеса и исцеления продолжаются, что на список перешла сила древнего чудотворного образа.

Сегодня в Успенском монастыре более сотни монахов и послушников, большинство из них — молодые люди. И сам дух обители молод, несмотря на то, что всюду ощущается её древность. Особенно это чувствуешь, зайдя за Успенский собор: здесь расположился монастырский зоопарк.

Числившийся когда-то заштатным, Святогорский монастырь стал сегодня одним из крупнейших духовных центров в Украине.

О Святогорских святых

Один из главных великих праздников Свято-Успенской Святогорской Лавры – Собор Святогорских святых. В Собор включены имена 18 отцов, подвизавшихся во Святых Горах.

День памяти Собора преподобных и богоносных отцов, иже во Святых Горах на Донце подвизавшихся, совершается 24 сентября.

Установлено было это празднование 8 мая 2008 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины.

11-12 июля 2008 года в Свято-Успенской Святогорской Лавре состоялось торжественное прославление 16-ти отцов Святогорской обители, подвизавшихся во Святых Горах в XVII, XVIII, XIX и XX веках.

Помимо 16-ти подвижников благочестия в Собор Святогорских святых включены преподобный Иоанн, Затворник и чудотворец Святогорский, прославленный Украинской Православной Церковью 24 августа 1995 года, и преподобноисповедник Паисий (Москот), определением Священного Синода Украинской Православной Церкви канонизированный 22 июня 1993 г. как местночтимый святой Слобожанского края Харьковской епархии.

В Успенском соборе Святогорской Лавры для всеобщего поклонения находятся мощи 11-ти из 18-ти Святогорских святых: преподобных Иоанна ЗатворникаАрсенияГерманаЛонгинаФеодосия,  Киприана,  Иоанникия,  Исаакия, преподобноисповедников  Трифона,  Михаила  и  Иоанна.

День соборного празднования преподобных отцов Святогорских — 24 сентября — приурочен ко дню памяти преподобного Иоанна (Стрельцова), одного из самых известных подвижников Святогорской обители. Исповедник, игумен Святогорский, это он когда-то сказал пророческие слова о возрождении Святогорского монастыря мальчику Василию (будущему владыке Алипию (Погребняку)), предрекая ему решающую роль в открытии Святогорской обители. «Деточка, да ещё придёт время — Святогорские колокола зазвонят, а ты Святые Горы будешь открывать!» — вспоминал владыка Алипий слова прозорливого старца, с душевным трепетом подписывая в 1992-ом году документы об открытии возобновлённого Святогорского монастыря.

Помимо этого, день памяти Собора Святогорских святых приходится на первый день празднеств, посвящённых присвоению Свято-Успенской Святогорской обители статуса Лавры. Проходили эти торжества с 24 по 27 сентября 2004 года, возглавил их Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

В 2017 году ко дню памяти преподобных отцов Святогорских были приурочены торжества по случаю 25-летнего юбилея возобновления монашеской жизни в Святогорской обители. Празднества возглавил Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, нынешний Предстоятель Украинской Православной Церкви.

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Святогорских, и память о многих из них премудростью Божией осталась от нас сокрыта, быть может, временно. Потому в день памяти Собора прославляются также все отцы, просиявшие подвигами в Святых Горах во всё время существования Свято-Успенской обители.

24 сентября в Соборе Святогорских святых прославляются:

в лике святителей:

1) Епископ Крутицкий Иларион (Григорович, †1760) — память 16 декабря;

в лике преподобных:

2) Архимандрит Фаддей (Кокуйлович, †1758) — память 7 июня;

3) Архимандрит Рафаил (Мокренский, †1765) — память 23 февраля;

4) Архимандрит Арсений (Митрофанов, †1859) — память 25 октября;

5) Архимандрит Герман (Клица, †1890) — память 26 апреля;

6) Архимандрит Софроний (Смирнов, †1921) — память 1 августа;

7) Иеросхимонах Иоанн (Крюков, †1867) — память 24 августа;

8) Иеросхимонах Лонгин (Грифцов, †1882) — память 27 июля;

9) Иеромонах Феодосий (†1850) — память 2 ноября;

10) Иеромонах Киприан (Манько, †1874) — память 8 июля;

11) Иеромонах Иоанникий (Аверкиев, †1882) — память 23 февраля;

12) Иеромонах Исаакий (Головин, †1903) — память 8 августа;

в лике преподобноисповедников:

13) Архимандрит Иоиль (Озерянский, †XVII в.) — память 24 сентября;

14) Архимандрит Трифон (Скрипченко, †1939) — память 14 мая;

15) Схиархимандрит Михаил (Галушко, †1961) — память 24 марта;

16) Игумен Иоанн (Стрельцов, †1970) — память 24 сентября;

17) Иеромонах Паисий (Москот, †1937) — память 15 декабря;

в лике Христа ради юродивых:

18) Монах Феофил (Шаронин, †1868) — память 12 февраля.

В том же 2008 году, когда были прославлены преподобные отцы Святогорские, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшиеся, Свято-Успенской Святогорской Лаврой было издано три тома Святогорского патерика, содержащие жизнеописание святогорских подвижников благочестия XVII–XX веков. Некоторые жизнеописания были опубликованы ранее, ещё в XIX веке, некоторые из житий вышли в свет впервые.

Житие преподобного Иоанна Затворника

Уже 150 лет прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле Донецкой угодник Божий преподобный Иоанн, затворник и чудотворец Святогорский, которого теперь чтит и прославляет весь православный мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и многочисленные чудеса, до сих пор являемые всем, прибегающим с верою в его помощь и в милосердие Божие.

Своей богоугодной жизнью преподобный Иоанн обновил древние подвиги пещерных затворников Киево-Печерской Лавры. Подобно им, он много лет провел в тесной келье меловой Святогорской скалы, мужественно боролся со всеми искушениями и помощью Божией совершил сей подвиг во спасение и в назидание своих ближних, видевших в лице его живой пример подвижничества древнего.

Иоанн родился в Курске в 1795-м году, в семье небогатых мещан Крюковых. С детских лет узнал он об отцах-пустынниках, и мысль о спасении своей души в монашестве составляла заветную мечту мальчика. В 9-летнем возрасте он просил родителей отдать его в обучение грамоте, но получил суровый отказ. Родители отправили отрока учиться ремеслу – делать печные изразцы. На 7 лет Иван поступил в полное распоряжение хозяина-мастера, который имел грубый и раздражительный нрав. Время обучения провел Иван в слезах, терпел и крепился духом, утешаясь надеждой на Бога и лучшие времена. Потом еще два года работал приказчиком у другого хозяина. Обедневшие родители видели в нем поддержку, ведь теперь он зарабатывал 200 рублей в год. Они предложили ему вступить в брак, что глубоко опечалило целомудренного юношу, но, как добрый и послушный сын, он покорился.

Иван Крюков стал искусным мастером, выполнял самые сложные заказы по производству печей, а затем открыл собственную фабрику. Он отличался трезвой и благочестивой жизнью, любил посещать храм Божий и всегда помнил свое желание посвятить себя монашеству. Супруга его умерла, он остался бездетен, вскоре похоронил и престарелого отца, и тогда, наконец, решил, оставив старую мать на попечение одной из замужних сестер, уйти от мирской суеты.

Мать благословила его медным литым крестом, который он неизменно носил на груди на толстой железной цепи. Закончив дела и получив увольнительную бумагу, Иван навсегда оставил свой дом. «Светлым Христовым Воскресеньем казался мне этот день», – вспоминал он впоследствии.

В 38 лет с посохом странника пришел он в Глинскую пустынь. Богомольцы отговаривали Иоанна поступать в этот небогатый монастырь, но его больше пугало то, что придется покинуть обитель помимо своей воли. Игумен Филарет, увидев простосердечие послушника, поставил его в монастырскую гостиницу, а затем, согласно его ремеслу, отрядил ремонтировать печи. Кроме молитвы на длительных монастырских богослужениях, Иоанн усердно и неутомимо молился келейно; его искренность и глубокая детская вера были чужды сомнений и колебаний.

Вскоре он был возведен в первую степень монашества – рясофор, после четырех лет пребывания в обители назначен в братскую трапезную. Будучи неграмотным, он по благословению начал учиться, быстро освоил Псалтирь, с помощью одного послушника научился писать. Как-то, исцелив больного дворянина, Иоанн даже не сказал ему своего имени, посоветовав благодарить Бога.

При постриге в мантию Иоанн получил имя Иоанникий. Пользуясь любовью и доверием игумена, он получил должность эконома. Так провел он в Глинской пустыни 11 лет, приобрел навык к трудам и подвигам, преуспел духовно. Но смиренная душа его жаждала большего.

Глинский казначей отец Арсений получил назначение в Святогорский монастырь Харьковской епархии, упраздненный в XVIII в. Игумен Филарет к тому времени скончался; несколько человек братии во главе с о. Арсением в апреле 1844 года переселились туда и принесли с собой строгий устав Глинской пустыни. Среди них был и о. Иоанникий.

Свято-Успенская Святогорская обитель, расположенная в одной из красивейших местностей Украины, на берегу Северского Донца, у подножия меловой скалы. «Святые Горы» – называли в народе этот край.

Монах Иоанникий в должности эконома много потрудился для благоустройства монастыря, занимался строительством и отделкой храмов и корпусов, расчисткой пещер и подземных ходов.

Меловая скала, на вершине которой располагался храм святителя Николая с чудотворной его иконой, вся была изрыта внутри пещерными коридорами. «Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!» – говорил преосвященный Филарет Харьковский, гостивший в обители.

Иоанникию давно полюбилась одна меловая келия, сердце его радостно билось при мысли, что ему суждено будет в ней подвизаться. Больше всего желая уединения и безмолвия, он испросил позволения настоятеля обложить ее стены досками и начал проситься в затвор.

Отец Арсений мудро и рассудительно стал испытывать Иоанникия: опасаясь, что в нем возрастет высокоумие, велел своими руками очистить все отхожие места в монастыре. Иеромонаху естественно было возгнушаться подобным послушанием, но о. Иоанникий беспрекословно все исполнил.

Затем игумен осыпал его выговорами, наказаниями, приказал отобрать у него лучшую одежду и снабдить старой в заплатах, ставил на поклоны перед всей братией. Испытуемый остался тверд и непоколебим, не произнося ни слова ропота, все терпел и продолжал просьбы о затворе.

Настоятель благословил вначале затвориться в жилой келии, но там по ночам его охватывал ужас, мешавший молиться. Всей душой Иоанникий стремился в меловую скалу, где не чувствовал ни страха, ни уныния и никакого смущения. После нескольких суток полного затвора его нашли со светлым лицом, нисколько не ослабевшим духом и телом.

Келия была совершенно тесная и низкая, своды не выше человеческого роста, свет проникал через узкую скважину, пробуравленную в скале. Холодная и сырая, она напоминала собою ледник: возбуждала в теле лихорадочный озноб. Все убранство составлял деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику после бдения молитвенного.

Еще имелся небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок вместо стула. Кувшин для воды, гарнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада удовлетворяли все жизненные потребности затворника. Он носил тяжелые железные вериги и жесткую власяницу, угнетавшие тело тяжестью и остротой.

Сырость была такая, что одежда служила недолго, истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах затворника, уязвляли до крови тело и нарушали покой. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души.

Молитвенное правило о. Иоанникия включало 700 поклонов земных, 100 поясных, молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник.

Через полтора года иеромонах Иоанникий был пострижен в великую схиму и наименован Иоанном в честь Пророка и Предтечи Иоанна. Теперь он причащался каждую неделю, а раз в году, в среду Страстной седмицы, сходил со скалы и пребывал до середины Пасхальной седмицы в церкви и трапезе вместе с братией, после чего вновь возвращался в свою пещеру на целый год.

После пяти лет затвора от постоянного холода у него начались судороги в ногах, тогда настоятель велел устроить в келии печь.

Каким страданиям и физическим, и духовным подвергался там подвижник, знает только Господь.

Так иеросхимонах Иоанн прожил 17 лет. Постепенно возросло к нему уважение братии, многие избрали его своим духовником. Случалось, после службы затворник благословлял толпящийся в церкви народ, кратко беседовал с посетителями.

Отец Иоанн приобрел много почитателей среди мирян, из его уст текли благодатные наставления.

Под конец жизни в его поведении наблюдалось некоторое юродство. За самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще жизни наделил его дарами непрестанной молитвы, рассуждения, прозорливости, чудотворений.

От постоянного пребывания в темноте иеросхимонах Иоанн ослеп. Он уже не мог стоять на литургии и слушал службу, лежа в своем гробу. «Пещерною теснотою пространства Небесного достигнувый», он заранее был извещен о скором переходе в Вечные селения.

Жизнеописатели преподобного отмечают, что подвиг послушания настоятелю свидетельствует об особом благородном духовном его устроении и составляет венец всех подвигов. За неделю до кончины, подчиняясь воле настоятеля, тяжелобольной старец покинул свой мирный и благодушный затвор и был перевезен на больничный монастырский хутор Ахтырской Божией Матери. Там иеросхимонах Иоанн мирно скончался вскоре после праздника Преображения Господня 11/24 августа 1867 г. и был похоронен у алтаря больничной церкви.

В 1995-м году, в в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление Иоанна, затворника Святогорского, для местного почитания в лике преподобных Украинской Православной Церковью, также преп. Иоанн включен в Собор Курских святых в 2003-м г. Обретена его глава, которая хранится в Успенском соборе Святогорской лавры.

Рака с мощами прп. Иоанна Затворника

Каждый год память святого совершается во время попразднства Преображения Господа нашего Иисуса Христа. В подтверждение того, что человек, одержавший духовную победу над своей немощной плотью, достигает совершенства и лишь тогда может сподобиться созерцать Отчее сияние.

Святогорская икона Божией Матери

Вот уже более двух тысячелетий Пресвятая Владычица Богородица являет Свою милость и помощь грешному роду человеческому. На Святой Руси, в избранном уделе Пресвятой Девы, прославлено множество чудотворных икон Богоматери, от которых по сей день подается благодатная помощь всем, с верою притекающим. Одна из таких чудотворных икон называется Святогорской и находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре.

До закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви. Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром.

Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.

История написания чудотворного списка Святогорской иконы Божией Матери, находящегося в Успенском соборе Святогорской Лавры, связана с одним афонским старцем-иконописцем, который посетил Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г. Афонскому иноку очень понравилась Святогорская обитель. Будучи бедным, он решил украсить обитель тем искусством, которое хорошо знал, и в дар монастырю написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской церкви, в которой в то время молился несший подвиг затвора в меловой скале преподобный Иоанн. Здесь икона была чудесно сохранена не только от сырости, но и от пожара, случившегося в пещерном храме.

Впоследствии икона прославилась чудотворениями и по велению Богородицы была изнесена из пещер. С молебным пением ее носила братия Святогорского монастыря по окрестным селам до самых кровавых революционных годов.

5 октября 1918 г. крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Богородицы расположился в одном из домов села Байрачек Купянского уезда. Большевики ночью напали на дом, взломали двери и расстреляли иеромонахов, иеродиакона, псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. То, что не мотив грабежа руководил бандитами, видно по словам одного из убийц: «Вы мóлитесь, чтобы Бог наказал большевиков».

В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей большевики прежде всего ограбили древнюю Святогорскую чудотворную икону Божией Матери: находившаяся на ней риза была одной из самых драгоценных в обители. После закрытия монастыря местонахождение этой иконы остается неизвестным.

Чудотворный список, сделанный афонским иконописцем, братия монастыря сохраняла во Всехсвятском кладбищенском храме до его закрытия в 1931 году. По свидетельству рабы Божией Евдокии, жительницы города Красный Лиман, некоторое время икона отсутствовала в храме: как впоследствии выяснилось, она находилась на реставрации. До сих пор, если внимательно всмотреться, на Ликах Спасителя и Богоматери видны следы кощунствовавших большевиков — глубокие царапины, закрашенные умелой рукой реставратора. В советское время этот чудотворный список был сохранен благочестивыми людьми. Последним его местопребыванием была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.

4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы).

Пресвятая Владычица Богородица и доныне посылает Свою всесильную помощь всем, с верою притекающим к Ее Пречистому образу. Особую помощь от чудотворного образа получают страдающие онкологическими заболеваниями и бесплодием. Множество золотых и серебряных подвесок, монет, крестиков, цепочек, дукачей у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

В 2002 году икону украсили сребропозлащенной ризой, изготовленной из драгоценных приношений, которые были принесены в дар Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.

Чудотворная икона Богородицы Святогорская

Празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери совершается 30 июля. В этот торжественный день в обители из Успенского собора крестный ход следует к памятнику Богородицы на Лаврской площади.

В воскресные дни после окончания вечернего богослужения перед чудотворной иконой служится молебен с акафистом Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Кровоточивая икона в селе Богородичное

Январь 2015 года для насельниц лаврского скита «Всех скорбящих Радость», что в селе Богородичное, ознаменовался чудесным явлением: небольшая деревянная икона, подаренная бабушкой своей внучке как благословение идти в монастырь, вдруг стала мироточить, а через немногое время — кровоточить…

Кровоточивая икона Богородицы в скиту

Пресвятая Богородица — Небесная Покровительница Святогорья и всех его окрестностей, наипаче же — скита, посвящённого Её чудотворному образу «Всех скорбящих Радость». Непрестанны молитвы Божией Матери за страждущих чад Своих. И в тяжкое время междоусобной брани на Востоке страны Божия Матерь явила Своё присутствие особым образом, показав, насколько велико Её усердное молитвенное предстательство за нас пред престолом Божественного Сына Своего.

История Богородичанской Одигитрии

Одну из послушниц скита при вступлении в обитель бабушка благословила образом Пресвятой Богородицы. Это небольшая деревянная икона Божией Матери «Одигитрия» Слобожанского письма. Образ сохранялся в келье послушницы в святом углу. В январе 2015 года сестры заметили, что на иконе выступили капельки мира. Мироточение продолжалось около двух недель, матушки благоговейно собирали это миро ватой. И вот, вечером 27 января, когда они собрались к этой иконе для чтения акафиста, на глазах изумлённых сестёр по лику Пречистой потекла кровь. С благоговейным трепетом сестры коленопреклонённо пропели акафист «Радуйся, Невесто Неневестная!» Для подтверждения этого чуда кровь была исследована на принадлежность к человеческой крови в институте криминалистики. Все специалисты пришли в удивление, так как экспертиза показала все микроэлементы, которые входят в состав человеческой крови.

По словам Святогорского наместника, этим чудесным проявлением Своего присутствия Пресвятая Богородица показала верным чадам Своим, что молится за них до кровавого пота.

Теперь эта икона хранится в алтаре Всехскорбященского храма на святом престоле, а Святогорским митрополитом Арсением установлена добрая традиция соборного служения в Богородичанском скиту «Всех скорбящих Радость» 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.

Монастырский скит в с.Богородичное

 

 

 

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского

27 апреля 2024 года, в седмицу 6-ю Великого поста, Лазареву субботу, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении духовенства епархии совершил чин освящения часовни в честь святителя Луки Крымского.

«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Иоанно-Богословском храме.

Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл

Вісімдесят п’ять авторських великодніх листівок від вихованців недільних шкіл Запоріжжя відправилися до наших захисників і захисниць.

«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»

27 апреля 2024 года, накануне Вербного Воскресения, празднования Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском архиерейском соборе, по окончании которого обратился со словом архипастырского наставления.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95