«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел».
«Вот уже две тысячи лет любой, кто приходит к Богу может насытиться, – говорит Его Высокопреосвященство.– Более пяти тысяч человек шли за Христом, потому что видели чудеса, которые Он творил. Их мало интересовало слово Жизни, которое вещал Спаситель, они мало верили в то, что Иисус – Сын Божий, но они, тем не менее, шли, – их всех интересовало что-то свое. Они принимали от Христа еду, насыщались, отдыхали и шли дальше. Не так ли происходит и с нами? Мы порой получаем просимое от Бога в виде успеха или материального достатка, совершенно забывая при этом, кому мы должны быть благодарны. Но не о плотском насыщении сегодняшняя притча. Чудесное событие, о котором рассказывают все евангелисты, является поводом для Господа раскрыть перед иудеями Свое учение о хлебе насущном и о таинстве Причащения Тела и Крови. Причем евангелист Иоанн дает важное хронологическое указание – все это произошло, когда «приближалась Пасха, праздник иудейский», третья Пасха служения Христа. Мы спешим в храм Божий, чтобы насытиться Божественной благодатью. Ведь только через таинства Церкви человек имеет возможность прикоснуться к источнику Божественной энергии. Для нас благодать – это дар Божий, который нельзя ни купить, ни продать, это ниспосылаемая Богом милость. В эти дни много говорится о мире. Слова «мир» и «благодать» наиболее часто встречаются в Церкви. И это вовсе не случайно. Благодаря благодати Божьей человек получает долгожданный мир в душе. Без милости Божьей мира никогда не будет, – не будет его в душе, а значит, не будет и среди людей, в человеческих отношениях, в обществе. Именно милость Божья придает смысл как празднуемой сегодня Победе над фашизмом, так и всей жизни в целом. Божественная энергия, которая нас поддерживает, очищает, просвещает, освящает поддерживает наше существование – весь мир продолжает существовать, потому что Бог поддерживает творение Своей энергией, и все сотворенное приобщено этой энергии – и животные, и камни, и материя.
Если нет Божественной энергии, Божией благодати, между Богом и человеком – бездна. Божественная энергия – это сила, помогающая человеку идти ему к Богу. Сегодня мы молимся за тех, кто завоевал для нас победу. Поминовение погибших на фронтах, замученных в лагерях смерти, умерших от голода и холода в годы войны 1941-45 гг., это тоже мост, – мост между поколениями тех, кто принес мир и теми, кто этот мир хочет и должен сберечь. В милостях Божьих мы нуждаемся всегда, а потому после прославления Бога, тотчас просим Его и впредь давать нам Свои милости для нашей души. Поминовение всех, кто погиб в бою, в тылу, умер в госпиталях от ран, и наше обращение к Господу о ниспослании долгих и благих лет ныне здравствующим ветеранам, – всё это является ярким свидетельством неразрывной связи прошлых и нынешних поколений. В таинствах церковных благодать Бога нисходит на каждого из нас, освящая все наше естество, и, символизируя нашу победу над смертью. Господь открыл людям вечную жизнь, которая ждет после смерти каждого, кто обращается к Богу с верой и спешит насытить свою душу Его Божественной благодатью».
Сердечно поблагодарив всех, кто пришел в столь поздний час в храм, Его Высокопреосвященство призвал каждого человека доброй воли, каждого христианина, не только стремиться к миру, но и всеми силами его защищать.
«Мы присоединяемся к акции «Первая минута мира», чтобы молитвой подтвердить не только нашу приверженность делу мира, но и засвидетельствовать о том, что телесная смерть не разъединяет человека с Богом. В 23:00 8 мая мы начинаем Литургию словами «Благословенно Царство…», а Евхаристический канон совершаем в 00:00 9 мая – этим свидетельствуем не о важности частностей, а о великом значении сути – наша память о цене человеческой жизни, что может произойти с ней без Бога. Можно, конечно, как советуют политики, зажечь ровно в 23.00 свечку и поставить её на окно. Но только участием в Божественной литургии, в таинстве Евхаристии, причастившись святых Христовых Тайн, можно по-настоящемузасвидетельствовать о мире. Таинство Причащения – это самое важное и непостижимое уму Таинство мира Православной Церкви. Через Причащение Бог освящает человека, изнутри меняет его, дает ему силы в борьбе со страстями и грехом. Причащаясь, человек теснейшим образом соединяется с Христом. В таинстве Евхаристии Бог становится нашим главным защитником и помощником на нашем жизненном пути в вечность. Мы часто желаем друг другу наравне со здоровьем мира в душе. Но настоящее умиротворение возможно только в храме во время богослужений», – сказал Владыка.
В заключение Запорожский Митрополит пожелал всем мира в душе, который невозможен без победы над своими страстями и грехом.
«Самым трудным для человека является поиск ответа на вопрос: «С кем он? На чьей он стороне? На стороне дьявола или Бога?» Сегодня мы признаемся в том, что мы на стороне Бога. Мы следуем за Ним, исполняем Его заповеди, а соединяясь с Ним, мы становимся причастниками Его победы над грехом и смертью».