В современных условиях практическое восхождение на гору Фавор, где произошло таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа на машине занимает 5-7 минут, пешком минут 30-40, в зависимости от того, насколько человек подготовлен в спортивном отношении.
Восхождение же на «духовный Фавор», как заметил Его Высокопреосвященство, занимает гораздо больше времени и требует от человека как необходимой подготовки, так и значительных усилий.
«Сегодня нас в храме больше, чем в обычные дни. С одной стороны в этом нет ничего удивительного. Но только ли из-за нашего желания мысленно оказаться на горе Фавор и своим духовным зрением увидеть вместе с апостолами славу Божию Спасителя мы здесь? А может, нас более привлекает возможность освятить яблоки и виноград? Каждый из нас, кто называет себя христианином, должен помнить, что он избран Богом. Если мы пришли в храм, то, конечно же, не ради яблок и груш, а ради Христа. Мы – призванные в вере, увещеваемые апостолами и утверждаемые делами добродетели в надежде будущих благ. Но каких именно благ мы ждём от Бога? Господь открыл нам тайну о вечной жизни, в которую вошли пророки, апостолы, угодники Божьи, наши усопшие сродники и войдем мы с вами. Так что для нас освящение фруктов и ягод не может быть важнее жизни вечной, на подготовительный путь к которой мы уже встали. Наши души уже никогда не умрут, но только от нас с вами зависит, войдут они в радость Господа или же нет. Проживём мы нашу земную жизнь достойно, стремясь к Господу и в скорби и в радости, ощущая прикосновение Его отеческой руки или нет».
По словам владыки, каждый, кто называет себя христианином, не может не почувствовать спасительной силы, которая исходит от молитв Спасителя на горе Фавор и в Гефсиманском саду.
«Во время молитвы на горе Фавор Христос преобразился во всей Своей человеческой природе. А это значит, что и каждый из нас, будучи носителем такой же человеческой природы, при помощи Божьей имеет возможность и силы измениться.
Для этого у нас есть молитва, есть Церковь с Её таинствами, где на каждого изливается Божественная благодать. У нас есть всё для нашего духовного возрождения. Нет только желания и покорности воле Божьей. Той самой покорности, которая была у Спасителя и которой учат нас святые отцы. Во время молитвы в Гефсиманском саду Господь предстаёт как человек, который страшится смерти. Он испытывает глубокие переживания и страдания, о чём свидетельствуют Его слова: «Отче мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Если молитва на горе Фавор – это момент Божественной славы и откровения, то молитва в Гефсиманском саду – момент покорности, кротости и смирения, а также глубокой духовной борьбы. Человеку свойственно обращаться к Богу в минуты страданий и духовной немощи, и очень редко в минуты духовного триумфа. Бог же ждёт от нас именно такой молитвы. А ещё Он ждёт от нас покорности Его воле, кротости и смирения, без которых не будет ни славы, ни похвалы Божьей, ни духовного преображения».
В заключение Запорожский архипастырь пожелал, чтобы наши души повернулись в сторону Царствия Небесного и по прикосновению к ним Господа нашего Иисуса Христа, начали преображаться.
«Не лишайте себя счастья быть с Богом. Не думайте, что Бог только наказывает. Бог нас любит и всегда готов нам помочь. Свою любовь Он доказал Своей жертвой на Голгофе. Сегодня мы вспоминаем совсем другую гору – гору Преображения. Вся наша жизнь, полная искушений и страданий, есть восхождение на наш духовный Фавор. А восхождение не бывает лёгким. Запаситесь терпением, молитвой, верой, силой воли, будьте твердыми в вашем звании и призвании и пусть Божья помощь, Божье благословение всегда будут с вами».