Мир, который Господь даровал человечеству, удивительно прекрасен. Но он погружен во грех. И люди в нем повреждены грехом, а их природа искажена. Из-за всего этого у падших духов есть возможность искушать, мучить, вести человека по пути погибели. К счастью, человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить – нужно искать помощи у Христа. Именно поэтому и совершается крестное знамение, этим человек в первую очередь призывает Господа себе на помощь.
«Но нередки случаи как во время богослужения, так и в повседневной жизни, – говорит Его Высокопреосвященство, – когда крестное знамение накладывается машинально, без мысли и чувств. А ведь крестное знамение, по словам Фомы Аквинского, есть знак Страстей Христовых, который совершается не просто для освящения или благословения, а для исповедания веры в силу Страстей Господа. Непонимание роли и значения креста происходит от того, что человек не осознает для чего он приходит в храм Божий. Часто приходится слышать слова о том, что мол, лишился работы – нужно пойти в церковь, заболел кто-то из родственников, – самое время пойти помолиться или поставить свечку. А ведь церковь – это место, где мы можем встретиться с Господом. Не просто получить от Него что-нибудь для своей земной жизни, а задуматься о жизни вечной, о том, какими мы предстанем пред Господом.
Вот почему не стоит накладывать крестное знамение машинально, забывая о том, что это – высочайшее средство изменения духовной жизни.
Крестное знамение – это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять».
Крестное знамение не должно быть для нас неким магическим жестом, обеспечивающим результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Христа, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас – главное в нашей жизни. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. В связи с этим вспомнинаются слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». Поэтому крестное знамение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Даже пальцы мы складываем не просто так, а символично. Этим мы по сути показываем, что нами исповедуется Святая Троица. Крестное знамение есть ответственное деяние, когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за одного из нас, а за всех».
Поздравив всех с праздником, а причастников с принятием Тела и Крови Христовых, владыка пожелал ничего не бояться и помнить о том, что носящий нательный крест и осеняющий себя крестным знамением, должен быть готов к жертве.
«Этой жертвой должна стать наша любовь к Христу через нашу любовь к ближнему. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Это значит, что в нашем следовании за Господом каждый из нас по мере сил и возможностей должен стараться приносить Ему свои смиренные чувства и мысли. Только так мы сможем быть твердыми в несении своего жизненного креста, ибо «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».