В день отдания праздника Пасхи Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском храме женского монастыря.
Словно пролетели сорок дней празднования Светлого Христова Воскресения, сорок дней, на протяжении которых мы приветствовали друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!». В этот день, по традиции, завершается в текущем году пасхальное приветствие жизнеутверждающими словами, прославляющие Светлое Христово Воскресения, и Святая Церковь готовится к встрече праздника Вознесения Господня.
После завершения чтения Евангелия, Владыка Лука обратился к насельницам и прихожанам монастыря с проповедью.
«В сегодняшнем чтении мы с вами слышим о том, что Господь является светом для нашего мира, и пришел Он в этот мир не для того, чтобы судить, но для того, чтобы спасти его (Ин. 12:47).
Некоторые знатоки Слова Божьего могут сказать, что в Евангелии приведены следующие слова Христа: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей» (Ин. 9:39). Вроде бы дилемма: в одном – не судить, в другом – судить… Если вдуматься глубже, то мы поймем, что Господь говорит не о приговоре, а о процессе, о том, происходящем по личному выбору человека. Это и есть процесс суда. Кто бы из нас хотел стать подсудимым? Разумеется, что никто. Человек, находящийся под судом, пытается всячески оправдаться, пытается опираться на то, что он не знал всех законов, в нарушении которых его обвиняют. Однако, все мы знаем, что незнание закона, не освобождает от ответственности. А вот теперь давайте задумаемся. Что есть закон для верующего человека? «Я заповеди Божие соблюдаю: не убиваю, не ворую, не пью и т.п.» Но мы, почему-то, забываем о заповеди, данной нам Спасителем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).
Это и есть наш Закон. Но в нем не распределены меры наказания по степени преступления. В нем все сказано гораздо проще и доступнее: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Поэтому мы не можем рассуждать, что если совершим малый грех, то это не так страшно. Страшен любой грех, поскольку любой нераскаянный грех, даже самый маленький, не позволит войти в Царство Небесное.
Мы пытаемся оправдать себя тем, что Бог нас создал поврежденными грехом и склонными к нему, но это лишь отговорка, чтобы внушить самому себе: «я в этом не виноват, таким создан, поэтому должен брать от жизни все». Самое страшное то, что даже те, кому дана «власть вязать и решить» (Мф.18:18) (священники), которые данную точку зрения оправдывают и поддерживают.
Мы должны понимать, что Бог пришёл спасти мир не от смерти тела, но от смерти души. Он дает нам возможность вновь и вновь очиститься от греха в Таинстве Покаяния. Господь даёт нам силы в Таинстве Евхаристии, чтобы вновь и вновь соблюдать свою чистоту, её блюсти.
И вот здесь мы видим самое страшное. Суд человек творит над собой сам: совершая грехи он делает себя преступником, а решая, что его грехи незначительны он отвергает Бога. Мы сами становимся адвокатами своего греха, защищая то, что нам приятно, приемлемо. Примеряем на себя роль судьи, осуждая то, что нам не нравится. Но, на самом деле, защищая и оправдывая свои грехи мы обрекаем себя на лишение общения с Господом.
И вот теперь давайте задумаемся. Если я считаю себя судьей, который имеет право осудить другого человека, то разве не считает себя таким же и мой «подсудимый», в глазах которого я «преступник»? До тех пор, пока не прекратится цепочка взаимных осуждений будет приумножаться грех, а значит, мы будем отвергать, то спасение, которое дает нам Господь!»