Наш мир, как сказал, обратившись к своей пастве Его Высокопреосвященство, с приходом в него Христа, независимо от того, воспринимает человечество это событие как исторический факт, или не воспринимает, – духовно преобразился.
«Что это может означать для каждого из нас? Как известно, Рождество Иисуса Христа совершилось в мрачный период истории человечества. Жестокость была нормой жизни, и жизнь человеческая ценилась очень мало. В личной и общественной жизни царил культ жестокости, которая нередко становилось проявлением демонического сладострастия, пронизывающего все социальные слои – от знатнейшего аристократа до последнего плебея. И вот в такое ужасное время среди такого народа является Христос со Своей проповедью любви к ближнему. Причем не той любви, о которой, обычно шепчутся школьницы на переменках, а любви жертвенной. Ради чего это происходит? Неужели ради славы? Господь, воплотившись, показал свою особую любовь к человеку, соединившись именно с ним, а не с каким-нибудь другим творением. С приходом в мир Христа человек получает силу, которой доселе не было на земле. Отныне он может жить в мире зла и не становиться злом, жить в мире нечистоты и оставаться чистым, в мире скверны и не оскверниться, жить серди жестоких и лукавых, но избежать лукавства и жестокосердия. Мы знаем, как мир сопротивлялся, как выступал против Христа, но был повержен. К сожалению, мы пока не можем сказать, что зло повержено окончательно, но это обязательно произойдет. А для этого следует помнить слова Самого Спасителя: «Но Сын человеческий пришед, найдет ли веру на земле?» Это предостережение для нас с вами. Человек по своей слабости, подстрекаемый дьяволом, может впасть в язычество. И мы видим немало примеров этому в нашей современной жизни. Но одно дело жить по языческим законам до воплощения Христа и совсем другое дело обращаться в язычество после того, как воссиял миру «Свет Разума». Без Рождества Христова у человечества нет будущего. Нам нередко приходится слышать выражение, что без прошлого нет будущего. Так говорят обычно, когда хотят предостеречь от того, что, не извлекая уроков их прошлого, человечество рискует повторить свои ошибки в будущем. Без знаний прошлого невозможно строить будущую жизнь. И это уже не просто слова. У Советского Союза не было будущего, потому что он отверг Христа. Некогда могучее советское государство оказалось «колоссом на глиняных ногах». Оно захотело всё прошлое разрушить и на его обломках строить счастливое будущее. Но так не бывает. Горький опыт Римской империи тогдашних идеологов коммунизма ничему не научил. Как впрочем, не учит прошлое, как мы видим, многих нынешних политиков, которые пытаются сделать вид, что прошлого не существует. Не трудно предположить, что их ждет.
И, тем не менее, вот уже более двух тысяч Святая Церковь неустанно напоминает всему миру и нам с вами, что, хотя в нашей душе тьма продолжает бороться со светом, и порой кажется, что побеждает его, но рождается Христос, приходит в мир Свет истинный и тьма не объяла Его. Всей Своей жизнью Господь являет нам пример победы света над тьмой, человека над его пороками и грехами. Если бы Бог только требовал, но не явил Своим примером такой победы, став во всем подобным человеку, кроме греха, то, как бы могли следовать Ему люди? Как бы мог Он сказать: «Я есмь путь и истина и жизнь».
Печальнее всего, как сказал владыка, что современные христиане теряют живую веру в Христа, теряют чувство к Богу.
«Сегодня мы становимся свидетелями того, как враг рода человеческого пытается разрушить нашу Церковь, превращая веру в то ли в национальную традицию, то ли в народный обычай. О чём сегодня говорят средства массовой информации? Они говорят о народных языческих традициях накрывать на стол, готовить блюда и оформлять дом. А где же Христос? Где наша благодарность Богу и где наша радость, что в мир приходит Спаситель? А ведь Он приходит, облекшись в человеческую плоть, чтобы она могла вкусить и насладиться радостью победы над своими страстями, чтобы наше сердце могло познать дары Божественной благодати. Если дотоле самым большим чудом было сотворение мира из ничего, то воплощение Бога в человека, несомненно, превзошло его своей чудесностью. Если при сотворении мира слова Божьи облеклись в вещество, то при воплощении Господа нашего Иисуса Христа Сам Бог облекся в человеческое тело, в его плоть».