«Сегодня мы слышим рассуждения апостола Павла о смерти, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство. – Страх смерти для человека является одним из базовых страхов. Это комплекс тревожных переживаний о собственной конечности и конечности близких ему людей. Люди боятся умереть, поэтому этот страх необходим нам для выживания. Но не стоит думать, что это всего-навсего является инстинктом самосохранения. В детстве мы не думаем о смерти, поэтому этого страха у нас нет. Сначала ребенок не знает, что умрет. Его главный страх – это страх остаться одному, страх потерять одного из родителей. И чем чаще он остается один, тем сильнее в нём это переживание. С годами это переживание только усиливается по мере того, как у человека появляется свой собственный опыт о том, что человек смертен и что не только родные, но и он может умереть. Страх смерти надолго поселяется в душе человека, но навсегда ли? Христос освободил нас от рабства смерти, но стали ли мы свободнее от этого? Стал ли человек меньше бояться этого слова? Наша Церковь не случайно столько внимания уделяет этому вопросу, потому что понятие смерти и бессмертия в христианстве одно из ключевых. Во многом именно взгляд на смерть, как на начало новой жизни, позволяет нам побеждать собственные страхи. Наша вера утешает нас и помогает примириться с неизбежной мыслью о том, что все мы рано или поздно покинем этот мир. Смерть, пожалуй, единственное, что никак не связано с Богом, Он смерть никогда не создавал. Вот почему так важно к смерти относится так, как мы относимся каждый вечер ко сну, надеясь, что утром проснемся. Господь подарил нам возможность вечной жизни. Конечно, мы не можем не относиться к смерти, как к трагедии, особенно близких и дорогих нам людей, но она в то же самое время и победа. Христос подарил нам эту победу, уничтожив смерть. Он одержал её для нас, но это вовсе не означает, что если победа завоевана две тысячи лет назад, мы можем спокойно почивать на лаврах. Каждый день для нас – это борьба, это возможность отстоять право называться соучастниками этой великой победы, её сотворцами. Вот почему апостол Павел говорит своим ученикам: не скорбите! Не скорбеть – значит не унывать и не отчаиваться, значит, не бояться. Смерть – не конец, а только начало. У почивших не отмечается день рождения, но отмечается день кончины как своего рода день рождения в новую жизнь. Окончание земных дней – это начало нового бытия, в котором нет ни болезней, ни горестей, ни невзгод, но одна только радость, покой и благодать. Поэтому христианские похороны наполнены надеждой, а не скорбью. Священники на похоронах облачаются в белые одежды, а покойника заворачивают в белый саван, ведь белый – цвет радости. Кроме того, на похороны мы приходим с цветами, как на праздник. И отпевание во многом перекликается с пасхальной службой. То есть на похоронах мы радуемся тому, что для человека закончилось все трагическое, с чем связана земная жизнь, и он теперь свободен. Наша вера дарит нам утешение, ведь нас всех после смерти ждет не просто иная жизнь в виде души, но и всеобщее воскресение и возвращение к иной жизни.
Согласно христианскому учению, после смерти душа находится не в раю или в аду, а там, где Бог благоволит ей быть. Поэтому мы и молимся об усопших, обращаясь к Богу, чтобы он дал их душам место пред Его лицом. А вот в Царствие Божие мы попадем уже только после Второго пришествия и Страшного суда, когда все мы вернемся к жизни, но уже к жизни вечной, в бессмертии. Все наши церковные обряды, связанные со смертью, проникнуты надеждой и торжеством, а не унынием и скорбью. И если мы заглянем в Священное Писание, то увидим там мысль о том, что смерть – это благо. Так апостол Павел, обращаясь к своим ученикам, пишет: «Я давно желаю быть с Христом, но остаюсь ради вас».