Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, даже самую маленькую молитву мы сопровождаем совершением крестного знамения.
«Все это означает, что тем самым мы не только признаем существование такого важного для верующего человека символа, но и признаемся Богу в том, что доверяем Ему во всем и полагаемся на Его милость. Для человека неверующего, который хотя бы немного знаком с историей Церкви, крест есть орудие казни, для нас же орудие победы. Мы знаем, что муки на кресте не были ничем вынуждены для Христа, а лишь явились проявлением воли Отца и согласием Сына. Этими страшными муками и самой смертью Он уничижил Себя до такой крайней степени уничижения, настолько проявил снисхождение и милость к роду человеческому, что это стало для нас особым промыслительным и душеспасительным действием.
В своей жизни мы часто сталкиваемся с тем или иным проявлением зла. Но что такое зло? А зло это и есть противление человека воле Божьей. То есть когда человек не желает смириться с волей Божьей, не желает подчиниться, когда творение считает себя выше Творца. А раз нет подчинения, то нет и исполнения заповедей Божьих. Человек не желает учиться у Христа кротости и смирению. Ему начинает казаться, что кротость и смирение это равнодушие ко всему, что происходит в нашей жизни. Но равнодушие никогда не будет добродетелью, потому что есть проявлением греха, отсутствием упования на волю Божью. Христианская кротость же – это согласие с волей Божьей во всем при наличии постоянной духовной работы, духовной борьбы с нашими грехами. Крест же, который мы носим, которым себя осеняем при чтении молитв, не только помогает нам этой духовной борьбе, но и помогает нашему внутреннему устроению, помогает узнать состояние нашей души: готовы ли мы бороться со своим страстями или нет?
У каждого из нас наверняка есть примеры, когда мы сталкивались лично с животворящей силой Креста Господня. Такие случаи убеждают нас в том, насколько важно для нас крестоношение. Это оружие, которое мы носим на своем теле как символ Христа, ограждает нас от всевозможных духовных вторжений в нашу душу. А ведь враг рода человеческого не дремлет, его слуги всегда готовы погубить нашу душу, пускаясь на всевозможные уловки и хитрости. Грех, рожденный темными силами, парализует нашу волю и наше желание следовать за Христом, исполнять Его волю. Отсутствие воли не дает нам возможности постоянно спрашивать себя: а правильно ли мы поступаем, исполняем ли мы заповеди Божьи? Грех лишает нас желания заглянуть в свою душу и работать над собой.
Но Господь промышляет о каждом из нас. И в зависимости от нашего внутреннего устроения, от тех задач, которые Господь ставит перед нами, Он и попускает нам те обстоятельства жизни, которые могут быть для нас душеспасительными. Нести свой крест – это отказаться от того, что держит нас, что привязывает нас к земному и тленному. Взять на себя крест – это поверить Христу, довериться Ему во всех обстоятельствах жизни, какими бы они ни были. Не все в нашей жизни бывает так, как нам хотелось бы, поэтому принятие воли Божьей с кротостью и смирением есть настоящее мужество христианина, наш долг. И высшим проявлением приятия Христа является наша готовность нести свой крест не только с кротостью и смирением, но и с радостью».
Обратившись затем к монашествующим, Владыка предостерег их не увлекаться заботами мира сего.
«Не увлекайтесь новыми увлечениями, которых так много сейчас в современном мире. Их опасность в том, что они не только могут нас отвергнуть от Христа, но лишают человека, который еще не познал Христа, спасительной возможности прийти к Нему. Наше дело – молиться и за них. Наше дело – призывать для них помощь Божью, чтобы они могли задуматься и исправиться. Взирая сегодня на Крест Христов, лобзая Животворящее Древо, мы не должны забывать, что все это произошло ради нас. И если мы называем себя христианами, то мы должны взять язвы Господа нашего на себя и нести их безропотно, но с радостью и благодарностью».
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
Фото: священноинок Илиодор (Кугатов)