В Израиле действует огромное количество запретов. Большинство из них касаются непосредственно самого израильского общества, что само по себе и неудивительно, ведь страна находится на военном положении с первых дней своего существования. Но в ней немало и других запретов. Так, во избежание религиозных конфликтов в сентябре 2014 года постановлением МВД Израиля христианским паломникам было запрещено совершать молитвы, читать Священное Писание и петь в помещении Сионской горницы. В настоящее время речь идет об узаконении такого положения на все времена решением израильского правительства. Паломникам также запрещается покидать территорию Израиля и посещать города Палестины, а значит, увидеть своими глазами Назарет, где Пречистой Деве Марии явился Архангел Гавриил с Благой Вестью, маленькую пещеру в Вифлееме, где родился Младенец-Христос, Иерихон и другие места, они смогут лишь с нарушением законов Израиля.
Украинские пилигримы посещая Иерусалим, продолжили переживать все события, описанные в Евангелие.
По православной традиции путь паломников начался с Претории, где содержался в темнице Иисус, где Понтий Пилат принял решение о Его казни. В дворике Претории римские легионеры издевались над Спасителем, здесь надели на Него терновый венец, дали крест. С этого места начался Крестный путь, по которому вот уже много лет идут и идут паломники, шепча про себя молитвы и прижимая кресты с частичками Святой Земли, а вокруг, как и две тысячи лет, городской шум и повседневная торговая суета.
Крестный путь имеет еще одно название – «Путь скорби», по латыни «Viadolorosa». Так называется улица в Старом городе Иерусалима, на которой находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня. Каждая остановка Христа на пути к Голгофе сегодня – это памятник.
Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата. Территориально она находилась в крепости Антония. Специально построенные крытые переходы-арки вели от этой крепости к Иерусалимскому храму. Одна из таких арок хоть и в перестроенном виде, но сохранилась до наших дней и носит название «EsseHomo».
Лифостротон – каменный помост, где состоялся последний суд над Христом. Огромные каменные плиты от Лифостротона находятся под францисканским монастырем Сестер Сиона, части бывшей крепости. Третья и четвертая остановка – это армянские католические храмы. Первый на месте, где согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста. Другой храм посвящен месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией. Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля. Его заставили помочь Иисусу нести крест. Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на её платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь. Здесь в 1885 году на фундаменте византийского монастыря свв. Косьмы и Дамиана VI века была построена греческая церковь. Рядом с ней – часовня Младших Сестер Иисуса. На месте, где по преданию Иисус упал во второй раз, находится коптская церковь. Следующая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским. Последняя остановка православного паломника перед Голгофой – Судные врата.
Перед ними осужденному в последний раз зачитывался приговор, который после этого уже не подлежал обжалованию. Через них Иисус Христос покинул город, следуя на Гологофу. Находятся Судные врата на участке Русской Духовной Миссии. Найдены они были в 1882 году, когда проводились раскопки при финансовой поддержке великого князя Сергея Александровича, под наблюдением и руководством архимандрита Антонина (Капустина).
Второй день завершился Всенощным бдением в Троицком соборе Русской Духовной Миссии, которое возглавил духовник группы Высокопреосвященнейший Владыка Лука.
После богослужения все благополучно вернулись в Вифлеем.
Вифлеемский храм Рождества Христова
Вифлеем – город, священный для всех христиан мира, и является вторым по значимости после Иерусалима. Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида». Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.
Вифлеем не раз был отмечен в Библейской истории, но прежде всего, известен, дорог всем христианам и почитаем как место рождения Спасителя нашего Иисуса Христа. На древнееврейском языке слово «бет-лэхэм» (Вифлеем) означает «дом хлеба». Святые отцы не раз обращали внимание на то, что название это не случайно: Иисус Христос явил нам Собою Хлеб жизни, сошедший с небес, а вкушающие этот Хлеб, наследуют жизнь вечную.
Одна из величайших святынь христианского мира — Храм Рождества Христова в Вифлееме, построенный на месте рождения Спасителя мира.
В 325 году святой царь Константин издал указ о строительстве храмов на месте рождения и смерти Спасителя. Он поручил это сделать своей матери, святой царице Елене. В 327 году она воздвигла церковь Гроба Господня, а спустя три года, в 330 году, начала строительство храма Рождества Христова в Вифлееме, над пещерой Рождества. В IV в. храм был разрушен, но полностью восстановлен императором Юстинианом (527-567гг.) Так исторически сложилось, что развитие Вифлеема шло вокруг места рождения Христа. И сегодня Храм Рождества находится в самом центре города — на большой, мощенной камнем площади.
Несмотря на многочисленные набеги, которым подвергался Вифлеем за прошедшие столетия, храм Рождества Христова ни разу не был разрушен и считается наиболее хорошо сохранившимся храмом в Палестине.
Под алтарем Кафоликона находится главная святыня базилики – рождественский вертеп, имеющий 12 м в длину и 3 м в ширину. В него ведут две лестницы с северной и южной сторон. Сразу же при спуске, в углублении восточной стены пещеры, серебряной звездой из 14 лучей обозначено место Рождества Христова. Над Вифлеемской Звездой находятся 15 лампад и престол, на котором поочередно служат православные и армяне.
Вифлеемская икона (единственная, на которой Пресвятая Дева улыбается) постоянно находится в церкви Рождества Христова перед входом в пещеру, где Богомладенец появился на свет. Перед иконой молятся о даровании детей, их благополучии и семейном счастье.
Дом святых праведных Иоакима и Анны – место Рождества Пресвятой Богородицы.
Именно здесь начинается земной путь Пресвятой Богородицы.
Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском. Достигнув глубокой старости, не имели детей, и терпели за это горькое поношение от людей, т.к. дети считались Божиим благословением, а бездетных супругов люди почитали грешниками. Однажды во время праздника первосвященник Иерусалимского Храма отказался принять дары от Иоакима, считая его лишенным Божиего благословения. Глубоко опечаленный, Иоаким ушел в пустыню, где постился и молился 40 дней. Святая Анна считала себя виновницей несчастья, и, слезно моля Господа о даровании младенца, обещала посвятить Богу дарованное дитя.
После этого обета Иоаким и Анна поселились в Иерусалиме, и вскоре у них родилась дочь, которой они дали имя Мария. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Дом, где жили праведные Иоаким и Анна, и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании, и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).
Игумен Даниил пишет в своих записках: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны. Недалеко отсюда притвор Соломона, где находится купальня, названная Овчей купелью, и где Христос исцелил расслабленного. Место это к западу от дома Иоакима и Анны, на расстоянии брошенного камня. Если оттуда идти на восток, то близко городские ворота, которые ведут к Гефсимании».
Сейчас на этом месте очень близко расположены два храма: католический собор святой Анны, славящийся прекрасной акустикой, и греческая церковь Иоакима и Анны, которая находится на территории Мусульманского квартала Старого города. Под храмами находятся пещеры, но местом Рождества Пресвятой Богородицы считается пещера под греческой церковью.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Однако точное место православные и католики указывают по разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м.
На православном месте в 1907 г. был построен небольшой монастырь, на первом этаже — церковь святых Иоакима и Анны, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома святых Иоакима и Анны.
Церковь Рождества Богородицы
В Иерусалиме в самом начале улицы ВиаДолороса у Львиных ворот в подъезде жилого дома находится скромная православная церковь Рождества Богородицы, принадлежащая Иерусалимскому патриархату.
Внутри здания располагается крохотная церковь. Здесь редко проходят богослужения. В церкви очень много старинных икон русского письма, свидетелей любви наших соотечественников к этим святым местам.
Предполагают, что здесь прошли первые детские годы Пресвятой Девы Марии. На протяжении столетий люди приносят свежие цветы на полку в виде углубления в скале, где, по Преданию, стояла колыбелька маленькой Девы Марии. Здесь же сделала Мария свои первые шаги.
Крестный путь Спасителя «ВиаДолороса»
На улицах старого города кипит будничная жизнь, повсюду снуют торговцы, толпятся люди, приехавшие с разных концов света. Шум, столпотворение, впрочем, всё так же, как и почти две тысячи лет тому назад. По этим узким улицам шел Иисус, под яростные крики толпы и всхлипы немногих он нес Свой Крест, восходя на Голгофу. Теперь же по этому пути среди торговой суеты неторопливо идут паломники, шепча про себя молитву, прижимая кресты с частичками Святой Земли к сердцу. Этот день навсегда останется в их памяти.
По православной традиции путь паломников начинается от Претории, где содержался в темнице Иисус, здесь же Понтий Пилат принял решение о казни Христа. В дворике Претории римские солдаты издевались над Спасителем, здесь они надели на Него терновый венец, дали крест. С этого места и начался Крестный Путь.
При бывшей темнице теперь греческая православная церковь. В сохранившейся пещере, где содержался Иисус, можно увидеть каменную скамью с отверстиями для ног узника.
Каждая остановка Иисуса на пути к Голгофе – сегодня это памятник.
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху. (Иоан.18:28)
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек! (Иоан.19:5)
Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата. Территориально она находилась в крепости Антония. Специально построенные крытые переходы-арки вели от этой крепости к Иерусалимскому храму. Одна из таких арок хоть и в перестроенном виде, но сохранилась, и носит название «EsseHomo» — «Се Человек».
Лифостротон – каменный помост, где состоялся последний суд над Христом. Огромные каменные плиты от Лифостротона находятся под францисканским монастырем Сестер Сиона, части бывшей крепости.
Третья и четвертая остановка – это армянские католические храмы. Первый на месте, где согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста. Другой храм посвящен месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией.
Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля. Его заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)
Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь. Здесь в 1885 г. на фундаменте византийского монастыря свв. Косьмы и Дамиана VI в. была построена греческая церковь. Рядом с ней — часовня Младших Сестёр Иисуса, алтарь с семисвечником, которая находится на месте, где был дом св. Вероники.
На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь.
Следующая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)
Последняя остановка православного паломника перед Голгофой – Судные врата. Перед ними осужденному в последний раз зачитывался приговор, который после этого уже не подлежал обжалованию. Через них Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе. Находятся Судные врата на участке Русской Миссии. Найдены они были в 1882 году, когда проводились раскопки при финансовой поддержке великого князя Сергея Александровича и под наблюдением и руководством архимандрита Антонина (Капустина). Отец Антонин возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы.
Интересно, что калитка, (называемая также «игольное ухо») найденная вблизи порога Судных Врат, упоминается Иисусом в притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лук.18:25)
Это участок в стене с узким небольшим отверстием рассчитанный так, чтобы человек мог пройти только согнувшись.
Само понятие Крестный путь возникло из евангельских текстов апостолов Марка, Матфея, Луки, Иоанна, и обозначало восхождение Христа Спасителя на Голгофу.
Давайте вспомним их.
«И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит «Лобное место» дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф., 27, 31-34);
«И повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место» (Мк. 15, 20-22);
«И, когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом… И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» (Лк. 23, 26,32-33);
«И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 16-17).
Крестный путь имеет еще одно название – «Путь скорби». Его латинское название «Viadolorosa» немного режет слух православного паломника. Это улица в Старом городе Иерусалима, на ней находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.
Александро-Невское подворье
Александровское подворье было построено на приобретенном Российской Империей участке, который находился в непосредственной близости от Храма Гроба Господня. Изначально планировалось на этом месте строительство консульства, но при расчистке местности были обнаружены остатки древних сооружений.
Непосредственно системные раскопки были начаты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году. Меценатом выступил его председатель — великий князь Сергей Александрович. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Непосредственно раскопки проводил немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик (1822-1901).
Во время раскопок были найдены остатки городской внешней и внутренней стены, арка с двумя колоннами, остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой в IV в. Конрад Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.
Стало понятно, что на таком месте, ценном для всего христианского мира, а также единственном месте Крестного пути, принадлежащем Русской Православной Церкви, строительство российского консульства неуместно. Было принято решение возвести здесь храм. Но возник ряд проблем, поскольку строительство церкви на подворье требовало согласий Иерусалимского Патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Глава османской империи запрещал любое строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а Иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства – Храмом Воскресения Христова. Одним из условий Иерусалимского Патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому Обществу, в доме которого она будет находиться.
Благодаря дипломатическим способностям архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке согласование было подписано, а церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
Храм во имя блгв. кн. Александра Невского – это самое большое помещение подворья. Украшает его деревянный резной двухъярусный иконостас, ведущий свою историю ещё с византийских времён. Высота литургического зала 10 метров, длина 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который учёные и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведённого им в IV веке. В торце западной стены висят 14 живописных икон в чёрных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой.
Вдоль северной и южной стен храма находятся 16 образов аскетов, праведников и исповедников. Образы святых исполнены в строгой живописной манере в рост, в строгих чёрных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Это святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, Иоанн Дамаскин и Порфирий, архиепископ Газский, великий Варсонофий и архиепископ Кирилл Алевский, преподобные Иоанн Хозевит и Феоктист Постник, Герасим Иорданский и Илларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Евфимий Великий и Великий равноапостольный император Константин и его мать святая равноапостольная Елена.
На восточной стороне храма расположено тройное окно-витраж с изображением Распятия с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Богословом. Среднему окну высотой в 5 метров сопутствуют два меньших боковых.
Помещения большого двухэтажного Александровского подворья предназначались для храма, комнат паломников, приемных залов, библиотеки и музея с богатой и интересной экспозицией.
На первом этаже Подворья сразу же при входе расположена Приёмная комната или как называют её «Царская». Следует уточнить, что ни император Александр III, ни Николай II никогда здесь не бывали. Возможно, название произошло от интерьера этого зала и царских портретов.
На второй этаж Александровского Подворья ведёт старинная деревянная лестница, выходящая в коридор и объединяющая комнаты для священнослужителей, библиотеку и архив.
В подвальном помещении Подворья два коридора объединяют три небольшие комнаты, предназначавшиеся ранее для проживания служащих и цистерну, вмешавшую 15 760 вёдер воды.
На террасе, примыкающей к храму, находятся общие палаты, для размещения паломников.
С одной стороны – над музеем и ризницей, а также над жилыми помещениями Подворья с противоположной стороны, существует плоское покрытие в виде террасы, откуда открываются незабываемые виды на Старый город.
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова – главная святыня христиан на земле. Под его сводом находится Голгофа – место Смерти Спасителя и Кувуклия – место Его Воскресения. Поэтому Храм называют двояко – Храм Гроба и Храм Воскресения Господня. Под сводами этого здания находятся шесть христианских храмов: православный, католический, армянский, коптский, эфиопский и сирийско-маронитский.
Главной святыней для паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде Храма Воскресения.
Высоким куполом ротонды устроена часовня, или малая церковь (по-гречески кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, в которой и заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Господень.
Храм Гроба Господнего разделен на приделы, принадлежащие различным христианским конфессиям. На самом нижнем уровне находится церковь Святой Елены, матери императора Константина. В армянском приделе можно видеть остатки каменоломни времен Первого Храма.
- Камень Помазания находится прямо при входе в Храм Гроба Господня. Это место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сенью из множества лампад и подсвечников. Сразу перед взором входящего в Храм, предстает великолепная мозаичная икона «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб».
Направо от святых врат Храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по ступеням на Голгофу.
- Голгофа — место Распятия и смерти Господа. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным изображением страстей Христовых.
С правой стороны от Голгофского Креста видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух. В это же время завеса в Храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображают череп. Эта трещина и теперь просматривается до самого основания скалы.
- Место женщин, с которого Святые женщины и Иоанн наблюдали казнь Господа.
- Гробница Иисуса находится в центре ротонды. Она включает две отдельные комнаты: придел Ангела и, собственно, погребальную камеру.
- Могила Иосифа Аримафейского находится к югу от Гробницы Господа и вытесана прямо в скале.
- Место «Не прикасайся ко Мне» – это место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне » (Ин.20:17).
- Столб Бичевания – это колонна, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос. Сохранившаяся большая часть этой колонны находится в центре католической часовни.
- Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.
- Часовня центуриона (сотника) Лонгина, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. Центурион Лонгин, римский офицер, видевший Распятие, уверовал во Христа и за веру в Него претерпел мученическую смерть.
- Часовня Жребия. В этом месте солдаты после Распятия, «… об одежде Моей бросали жребий «(Ин. 19 : 24).
- Часовня Св. Елены и пещера обретения Животворящего Креста расположены в натуральной скале — крипте, в которую ведут 42 ступени. Здесь Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей, распятых рядом со Христом.
- Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно преданию, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Мф.27:27-29).
- Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По преданию, Христос был распят над могилой Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Лобное место, или Голгофа на иврите.
- Часовня 40 Мучеников и Брата Господня Иакова. Этот храм не связан со Страстями Иисуса, но относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Часовня находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (ХІ в.).
Сион: Горница Тайной Вечери, место схождения Святого Духа
Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находилась на горе Сион, которая входила в стены Иерусалима. Туда поднимались по большой лестнице, мимо купальни Силоама, через ворота Источника. На Сионе находился и дом первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Мф.26:3,4). Жилой квартал на Сионе был богатым кварталом. Он считался избранным, ведь еще царь Давид превознес это место, на нем основал крепость свою, и первое святилище было им устроено именно там.
В один из домов на Сионе, чей хозяин остался неизвестным, послал Иисус апостолов Петра и Иоанна для устроения там пасхальной вечери. В двухэтажном здании, на верхнем этаже была отведена им большая, устланная горница.
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Здесь состоялась последняя трапеза Христа с учениками — Тайная вечеря, тут установлено таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20). Здесь Христос умыл ноги апостолам и беседовал с ними в последний раз. Отсюда ушел Иуда во тьму ночи, чтобы совершить задуманное предательство. В этом месте оплакивали апостолы смерть Учителя. Сюда Он явился им после Своего Воскресения (Ин. 20:19-23, 26-28). Здесь вместо предателя Иуды в число двенадцати апостолов был избран апостол Матфий (Деян. 1:26). В горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.
Здесь апостолы совершали Божественную литургию, выполняя заповедь Господа. С самых первых лет бытия Церкви Христовой в этой верхней горнице действовал храм Иерусалимской христианской общины.
На этом месте еще св. равноапостольной Еленой в IV в. была построена маленькая церковь. Восемьдесят колонн, по словам очевидцев, поддерживали деревянный потолок на арках, с потолка свешивался терновый венец Спасителя. Но двухэтажная «горница Сионская» не входила в здание базилики, а сохранялась, как была, по правую сторону, примыкая к ней. В ней продолжал существовать древний алтарь. Разрушенная в 614 г. персами, базилика еще несколько раз восстанавливалась, при ней существовал монастырь «Сионитов». Ныне существующее здание, носящее название Сионской Горницы, построено крестоносцами в XII веке.
Однако в начале XIII в. базилика была разрушена мусульманами и более не возобновилась. Примечательно, что сохранилось в целости только двухэтажное здание «горницы». Она была восстановлена королем Сицилии Робертом Анжуйским в XIV в. Он за большие деньги выкупил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и передал в дар францисканским монахам. До XVI в. Сионская Горница находилась во владении католического ордена св. Франциска. Однако позднее она была превращена в мечеть. Это связано с иудейским преданием, гласящим, что под зданием «горницы» находится гроб царя Давида и других израильских царей. За несколько столетий иудеям все-таки удалось убедить в этом мусульман, которые также почитают пророка Давида. В XVI в. халиф Сулейман изгнал христиан с Сиона, превратив здание храма в мечеть. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб, сохраняющийся и поныне.
В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя часовня. На нижнем этаже «Гробница царя Давида». Ближайшая от входа часть послужила горницей Тайной вечери, в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа. На нижнем этаже произошло явления Спасителя по Воскресении. Помещения эти свободно сообщались друг с другом. Во времена существования мечети внизу под горницей Сошествия Святого Духа мусульмане поставили каменный саркофаг, над гробом Давида, и воспретили вход иноверным на весь Нижний этаж. Верхние комнаты были разделены глухой стеной.
Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Святого Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем: мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.
С образованием Израильского государства «гробница Давида» стала местом поклонения евреев. Здесь была устроена синагога.
Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Сейчас горница доступна и свободна для посещения паломниками.
Троицкий Собор РДМ
В конце 50-х годов XIX в. Русская Духовная Миссия временно располагалась в Архангельском монастыре, предоставленном Иерусалимской Церковью. Русское подворье было основано по указу императора Александра II Императорским православным палестинским обществом (ИППО) в 1860 г. Главная роль подворья состояла в приеме и обеспечении потребностей русских православных паломников на Святой Земле. Увеличение числа паломников и забота об их пребывании во Святой Земле сподвигло Русскую духовную миссию приобрести участок земли на Мейдамской площади Иерусалима. Большинство строений возведено на средства императоров Александра II и Николая II, императрицы Марии Александровны, великих князей Сергея, Александра, Константина, великой княгини Елизаветы Федоровны.
В 1860г. была торжественно заложена соборная церковь во имя Святой Троицы, которая стала главным русским храмом на Святой Земле. Белокаменный пятикупольный храм в неовизантийском стиле был освящен в 1872 г.
Главное украшение храма – прекрасный резной иконостас. Его специально для храма изготовил в Санкт-Петербурге в 1869 г. знаменитый мастер Николай Андреевич Леонтьев. За это свое произведение Леонтьев был удостоен серебряной медали на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870г. Золоченые Царские врата – вклад Председателя Палестинского комитета Великого Князя Константина Николаевича.
Главными святынями храма являются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.
Ежегодно, после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, икона Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает игуменское место. Эту традицию основал архимандрит Антонин (Капустин) в память о евангельской встрече Девы Марии и праведной Елизаветы – матери пророка Иоанна Предтечи. Эта встреча произошла в доме родителей Иоанна Крестителя (Лк. 1: 39-45) в селении Горняя (Эйн-Карем).
Икона святителя Николая Чудотворца была подарена Троицкому собору паломниками с парохода «Корнилов». Этому подарку предшествовала история чудесного спасения. Тогда в 1910 году корабль, плывший из Одессы в Яффу, попал в очень сильную бурю. После молитв пассажиров перед корабельной иконой святителя Николая, буря скоро утихла.