Обравшись затем со словом проповеди, Его Высокопреосвященство попросил каждого задуматься о причинах всех человеческих бед.
«Как бы мне хотелось, чтобы сегодня, когда все наши мысли о войне, мы наконец-то поняли, что у всех человеческих трагедий одна причина – богооставленность. Сегодня, когда невинный страдает, многие посылают упрек Небесам. «Господи, за что нам это?» Где могущество Твоё, Господи? Почему Ты не может остановить эту войну, а лишь умножаешь горе и слёзы? Многие начинают чувствовать себя беззащитными перед той сокрушительной и смертоносной силой мира, обрушившейся на головы миллионов людей. Возникает ропот у верующих: «Если Бог не может помочь, то Он не Бог, потому что не Всемогущ. А если не хочет, то Он тоже не Бог, потому что не Всеблагий». Но Бог ли виноват в том, что человек Его забыл. Что пользовался всеми благами жизни и при этом ни на секунду не задумывался о том, что именно Бог – Податель всех благ на земле. Бог ли виноват в том, что человек забыл о душе и сосредоточился лишь на плотском? Все войны заканчиваются, закончится и эта. Несмотря ни на что мы должны жить. И не посылать упреки Богу, обвиняя Его в том, что Он нас не любит, не слышит, а потому и не защищает, а просить у Него милости. Произнося: «Помилуй нас, Боже наш». А если кто-то смалодушничает, то должен знать, что не Бог от него отворачивается в эту минуту, а он сам отворачивается от Бога. Мы много раз слышим слова о том, что свято место пусто не бывает. Наша душа с вами никогда пустой не бывает. Если нет в ней Бога, она тут же заполняется дьяволом или его слугами. Канон Андрея Критского как раз и напоминает нам о том спасении, о той свободе, которую обретает человек, избавляясь от грехов. Если и дальше проводить параллель между нами, ставшими на путь новой жизни, и израильским народом, искавшем новую землю, то нам намного легче, чем им. Никто из них тогда не знал, что ждет их впереди, какое будущее. Мы же с вами знаем, что нас ждёт. И эта уверенность должна придавать нам сил и решительности».
Владыка также сказал о том, что сегодня человеку трудно почувствовать милосердие Божье, которое на самом деле никуда не исчезло.
«Милосердие Божье неразрывно связано с образом Божьим. Нет его в человеке – нет и милосердия. Нет и любви Божьей. Человек отвернулся от Бога, он потерял в себе образ Божий. Но эту потерю ещё можно вернуть. Если он сможет осознать, что его несчастья – это следствие того, что он забыл Бога. Адам и Ева не ушли далеко от ворот рая, а сели неподалеку и долго плакали, сожалея о том, что они совершили. Они еще могли вернуться, и Бог давал им такой шанс. Но они им не воспользовались, потому что не покаялись. Будем же каяться и не терять того, что дал Нам Господь».