«Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Раскрывая духовный смысл настоящих слов Спасителя, Его Высокопреосвященство указал на необходимость помнить, что у человека ничего нет своего.
«Наши родители, наши родственники, наши братья и сёстры, как и всё хорошее на земле – не наше. И принадлежит не нам, всё это пришло к нам от Бога, а значит, может принадлежать только Ему. Господь ещё раз даёт нам понять, что человеку в первую очередь следует думать не о земном, а о духовном. Всё земное остаётся на земле, а всё духовное будет пребывать с нами в вечности. Все проекты, все планы, всё то, что создаётся ради земного благополучия и направлено лишь на услаждение плоти, рушится и превращается в пыль. Для вечности это не имеет никакого значения. В этом нет никакой пользы для нашей души. В том числе и в тех семейных отношениях, в которых нет любви. А ведь любить – это и есть исполнение воли Божьей, о чём как раз и предупреждает нас Христос. И каждый, кто так поступает, вступает с Ним в особое, духовное родство. Именно на таком родстве зиждутся все целомудренные и благочестивые отношения , поддерживаемые и укрепляемые Божественной благодатью. Этому нас учит Церковь. Ведь только здесь, соединяясь с Господом в таинстве Евхаристии, человек получает ту духовную силу, которая очищает, освящает и животворит его душу. А без всего этого земная жизнь лишена всякого смысла».
«Лишь кровно-духовное родство с Господом, которое человек получает в церковных таинствах, – напомнил владыка, – даёт силы и уверенность в правильности совершаемых поступков и принимаемых решений.
Становясь сосудом Божественной благодати, человек становится в состоянии постигать истину. Становясь одной крови с Христом, человек получает Его дар – дар смирения. А именно смирение является основой лучших христианских добродетелей. Добродетельному человеку легче подражать Христу и и подниматься на уровень духовного родства с Ним. А чтобы духовно сродниться с Его Матерью, нам следует своей жизнью проповедовать о Христе. Нести в этот мир слово Божье и рождать для ближнего своего образ Её Сына. Жить и поступать так, чтобы в душе другого человека рождался образ Божий, о котором, возможно, он уже забыл. А ведь Господь настолько любит падшее человечество, что хочет возвысить до Себя каждого из нас. Ведь человек не может уподобляться Творцу только в способности физически производить себе подобных. Он должен ещё быть готов исполнить Его волю. Только тогда наша духовная жизнь, как и духовная жизнь наших детей и внуков, никогда не прекратится. И тогда за время земного существования никто не будет удаляться, а лишь только приближаться к Богу. Для этого у нас есть Церковь, где мы не только заново духовно рождаемся, но и становимся по-настоящему духовными людьми, способными познавать истину и судить обо всём не с точки зрения сиюминутности, а с точки зрения вечности. Благодаря нашей Матери-Церкви мы стали родственниками Самому Богу. Сможем мы сохранить это родство или нет, – зависит только от нас. И от того, каким родством мы больше дорожим – по Адаму или по Христу».