Обратившись затем со словом проповеди, Его Высокопреосвященство отметил чрезвычайную важность тех далёких событиях для современного православного человека.
«В ту роковую ночь был расстрелян Помазанник Божий со своей семьей. Надо сказать, что это был не единственный случай, когда восставший народ убивал своих правителей. Вот только не все из них становилась святыми, и не всех прославляет наша Церковь. А царскую семью мы вспоминаем и почитаем. И делаем это не за их земные дела и поступки, а за то, что они указывают нам путь в жизнь вечную. Та дьявольская жестокость, с которой они были убиты, свидетельствует о том, что это не кучка оголтелых революционеров восстала против них. Против них восстал сам враг рода человеческого. Восстал потому, что они были преданы Богу и всё делали для того, чтобы верно Ему служить. Царь был убежден, что его судьба и судьба его семьи целиком в руках Божьих. «Всё в руках Господа, и что бы ни произошло со мной, я должен склониться перед Его волей», – повторял Помазанник Божий. Помазанник по-гречески значит «христос». Этот тот человек, кто получил особые благодатные дары для своего христианского служения, кто всегда смиряется перед волей Божией. Кому многое дано, и от кого Бог многого ждёт и много спрашивает. Потому-то он и воспринимается нами как пример верного служения Богу и исполнения Его воли. Как образец подлинного христианского смирения. Советская историография преподносит нам последнего русского царя как «тирана» и «кровопийцу». В то время как именно в годы его правления происходят знаменательные перемены в общественной и церковной жизни. Ведь именно в правление Николая II начала свою работу Предсоборное присутствие при Святейшем Синоде, возникла идея о восстановлении Патриаршества, воплотившаяся в жизнь только в 1917 г. Наконец, была объявлена свобода вероисповеданий, в том числе и для старообрядцев. Но одной из важнейших сфер духовной жизни, бесспорно, является канонизация святых. Ведь они наши заступники перед Господом, их прославление имеет очень большое значение для укрепления веры. При Петре I Патриаршество было упразднено, а для управления Церковью был образован Святейший Синод. Это значительно затормозило процесс канонизации, ибо Синод зависел от светской власти и оказался менее самостоятельным во многих своих решениях. За весь так называемый «синодальный период», начиная с петровских времён, почти за двести лет, было канонизировано всего пять святых. В то время как за двадцать лет правления Николая II, с 1896 по 1916 г. было прославлено для общецерковного почитания семь святых. Но это были, к сожалению, как писал один церковный историк, «лишь всплески громадной, но опадающей духовной волны».
Как отметил ещё владыка, в наш век кризиса традиционных семейных ценностей, многие пытаются опорочить царскую семью.
« Всё это делается с одной единственной целью – убедить молодое поколение в том, что семья это пережиток. А если кто-то и решится создать семью, то в ней на первом месте должен быть эгоизм. В семье же Николая Александровича и Александры Федоровны царили любовь и взаимоуважение. Они воспитывали своих детей в атмосфере любви и взаимопонимания. И дети отвечали им тем же. Кто из родителей не хочет, чтобы их любили и уважали? Но для этого сначала нужно отказаться от своего эгоизма. Перестать любить только себя. Не потакать, не баловать своих детей, а воспитывать их любовью. Воспитывать их в Боге, потому что Бог это и есть Любовь. Самим стараться быть источниками любви к Богу. И тогда Бог никогда не оставит такую семью в трудную минуту. Всегда будет помогать и поддерживать. Какими бы серьезными ни были жизненные испытания. А воспоминаемые сегодня события – лучшее тому подтверждение».
В заключение запорожский митрополит пожелал всегда задумываться над теми испытания, которые выпадают на долю человека.
«Когда человек поймет, чего же хочет от него Господь, то все, выпавшие испытания, принесут больше пользы, чем печали. Станут благом, а не скорбью. Они помогут ощутить любовь Божью. Нас избрал Христос, мы пришли к Нему на встречу, мы стоим сегодня в храме. Разве это не есть свидетельством нашей избранности, нашего желания напитаться Божественной благодатью? Насколько это важно и бесценно для нас, особенно сегодня, когда отголоски того страшного времени, того кровавого беззакония, той июльской ночи, звучат до сих пор».