«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею».
Эти слова апостола Павла, как сказал в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, вовсе не случайно звучат именно в неделю о блудном сыне.
Они касаются всех, кто оставляет Бога, желая жить по своему человеческому усмотрению. Бог наделил человека свободой. И человек спешит воспользоваться этой свободой. Но что происходит потом? Он ни от кого не зависит, делает то, что хочет, но очень скоро осознав свое падение, возвращается к Богу. Сегодня апостол Павел предупреждает нас о том, что все нам позволительно. Мы с вами свободны и вольны поступать как нам заблагорассудится. Но где рамки этой свободы? Кто-то скажет, что свобода потому и называется свободой, что подразумевает отсутствие всяких рамок и ограничений. Так что тогда свобода в понимании мирском и церковном? Сегодня мы каждый день слышим о свободе. В философском понимании свобода это осознанная необходимость. Если человек осознает, что ему необходимо кого-то убить или ограбить, он это сделает. И если он предоставит убедительные аргументы, суд может его оправдать. Так происходит во многих странах, и в нашей в том числе. Если один человек отстаивает свои представления о свободе, ему дозволено применять силу и даже убивать. Особенно в последнее время, когда государство фактически предоставляет патент на убийство на носителей определённой идеологии. Но, при этом, другой человек тоже имеет право применять силу, потому что он тоже защищает свою свободу. Но только в его собственном понимании. И если свобода одного не заканчивается там, где начинается свобода другого, происходит конфликт. И очень часто создаваемый искусственно.
А что происходит в литературе, кино и в других видах искусства? Свобода, данная художнику, совершенно не учитывает свободу зрителя и читателя. Говорят, что никто не заставляет смотреть и читать, если в этом кто-то усматривает элементы пошлости и похабщины. Мол, рынок все отрегулирует. А рынок живет по законам спроса и предложения. А спрос всегда будет, поскольку пораженная грехом человеческая природа руководится плотью, а плоть, как говорит апостол Павел, хочет жить в блуде. Но тело наше не для блуда. Больше того, оно для Господа, и Господь для тела. Человеку часто кажется, что он свободен, но на самом деле он порабощен грехом. Он превратился в раба своих страстей, без которых он и дня прожить не может. Достаточно вспомнить роман «Портрет Дориана Грея», где главный герой становится жертвой все новых и новых удовольствий. Современный мир говорит о свободе, но это свобода не души, а чрева, которое нуждается в том, чтобы его постоянно удовлетворяли. И насыщение приходит очень быстро. Еще вчера достаточно было одного кусочка хлеба, а сегодня уже нужен полноценный ужин из множества блюд. Как говорится, дай человеку все, что он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё. Дай человеку необходимое, он захочет удобств. Обеспечь удобствами – он будет стремиться к роскоши. Всё как в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке».
По словам владыки, человек сегодня должен задуматься об отношении к своему телу, об отношении к телесности.
«Это очень важно, потому что это касается нашего воскресения. Воскреснут не чресла наши, а наши тела, как воскрес Христос телом. Зная о телесном воскресении Христовом и нашем грядущем телесном воскресении, унизительно мыслить о человеке как о чреве, наполненном пищей. Для Апостола Павла человек – не чрево, а тело, которое должно принадлежать Господу, тело, призванное к прославлению Бога. Каждый хлебороб знает, что культурное растение растет медленнее, чем сорняк. Его нужно защищать и постоянно за ним ухаживать. Вот точно так же и душа наша. Когда мы будем ограждать её от греха, от всяких сорняков, то душа наша будет развиваться. Об этом нас предупреждает апостол. Все нам позволительно, но не все полезно. Говорят, что наша свобода ограничена заповедями Божьими. Это не так. Наша свобода защищена заповедями Божьими. Мы готовимся к Великому посту. Что нас должно в первую очередь волновать? Мы должны думать о своей душе, о том, что её волнует, а не только ограничивать свою плоть. Мы называемся рабами Божьими. В этом заключена наша главная свобода, потому что она освобождает нас от власти грехов. Каждому из нас следует задуматься о том, что происходит в нашей душе, какой грех нас порабощает, а значит и убивает наше тело».