Сегодня святая Церковь празднует память святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна – первое и второе обретение его главы. В этот день в храмах звучит евангельское чтение, посвященное пророку и Предтече Иоанну. О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель, а потому и в лике всех святых он первый. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя. Более 2 000 лет назад он проповедовал Царство Божие, призывая людей к покаянию, ибо покаянием человек открывает для себя дверь в это Царство.
«Но кроме призыва к покаянию,– напоминает Его Высокопреосвященство, – в дни Великого поста особое значение приобретают иные слова Иоанна Предтечи. «Рожденные от ехидны, кто надоумил вас бежать от будущего гнева? Покайтесь! Секира лежит рядом с деревом. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – грозно сказал он, обращаясь к книжникам и фарисеям. Как страшно в сегодняшний день звучат эти слова. Как страшно должно быть тем, кто с одной стороны старается быть праведным, жить по законам Божьим, и в то же время продолжает верить всевозможным лжепророкам, которых нынче пруд пруди. Когда человек готов признавать их «правду», а не правду Божью, верить словам, которые извергаются из их уст, а не словам Евангелия. Почему Иоанн Креститель восстал против книжников? Он восстал из-за их нарочитого благочестия, из-за их формальной веры, надменности и высокомерия. А что он мог противопоставить им? В первую очередь свое смирение. Не было никого равных ему по смирению. «Я не достоин развязать ремень у обуви Его», – говорит он. А где сейчас примеры смирения и кротости? Человек хочет властвовать, хочет иметь свой пьедестал, хочет славы и почета. Да, он может верить, что и в Царстве Божьем его ждет слава, но так хочется отведать здесь и сейчас славы земной. Хочет, чтобы перед ним смирялись, но только не он сам. Готов быть обличителем общественных язв, рассказывать всему миру о проблемах всего человечества, но стоит ему напомнить о собственных недостатках… Фарисеи и книжники, которых предупреждал о секире Иоанн Предтеча, могли сыпать целыми страницами текста из Ветхого завета, были искусными богословами и «примерами праведной жизни». Но являют ли они на самом деле образец благочестия и праведности? Способна ли их вера принести добрые плоды? Христос напоминает нам о важности не только покаяния, но и праведности и благочестия: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Божье». Что это значит? Это значит, что истинный христианин должен алкать правды, должен поступать по слову Божьему, быть правдивым в исполнении заповедей Божьих. Ведь само слово «праведность» идет от слова «правда». Фарисеи относились к своей вере формально, не любили и не признавали правды, и самой главной из них, которая является краеугольным камнем нашей веры – Иисус Христос – Истинный Бог. Наша Матерь-Церковь призывает нас твердо стоять в нашей вере и нести свой жизненный крест, следуя за Христом. Если в центре нашей жизни всегда будет Христос, а не сам человек, то и жизнь будет иной. Не роптать, а со смирением и кротостью переносить все то, что посылает нам Господь, – и скорби, и радости. А их, и во времена Иоанна Крестителя, и в наше время, достаточно. Достаточно для того, чтобы человечество наконец-то научилось воспринимать все происходящее как проявление воли Божьей. И не верьте тем, кто говорит, что Церковь замыливает людям глаза, объясняя жизненные проблемы промыслом Божьим. Пока человек не возлюбит Господа хотя бы на сотую долю процента от Его любви к нам, перемен к лучшему не стоит и ждать. К счастью, у нас еще есть время, у нас есть Церковь, есть таинства, а значит, есть шанс все изменить. Но не стоит забывать, что и Церковь, и церковные таинства, и молитва, и пост – это лишь средства достижения заветной цели, а не гарантия.
Будем же делать все, чтобы наша вера приносила добрые плоды, просить Предтечу и Крестителя, чтобы предстательством пред Богом даровал он нам силы через покаяние, через нашу сердечную чистоту, благочестие и праведную жизнь открыть врата Царствия Небесного, где Бог пребывает с любящими Его.