Началась Постная Триодь. Все песнопения и чтения, содержащияся в Постной Триоди, их молитвенно-покаянный тон, отличаются глубокой назидательностью, вызывают чувство раскаяния в грехах, жажду поста, покаяния, исправления, возбуждают веру и надежду. Выбор и расположение предметов, изображаемых в службах Постной Триоди, их взаимное сочетание, их сообразность с обстоятельствами времени и существом дела, – все направлено к тому, чтобы заставить грешника войти в себя и осознать свое недостоинство. Всё учит его, чтобы он отринул высокопохвальную фарисейскую гордыню, смиренно молился, как мытарь, каялся, как блудный сын, трепетал страшного суда Божия.
Поздравив своих духовных чад с началом Постной Триоди, Его Высокопреосвященство призвал не забывать об особом предназначении этих дней для каждого верующего, о необходимости молиться не только за себя и своих близких, но и за тех православных, кто в фарисейской гордыне почитание закона человеческого ставит выше почитания Бога.
«Мы должны молиться за таких людей, чтобы Господь их очищал», – сказал владыка.
«Разве может наше сердце радоваться тому, как они заблуждаются, как гневят Бога. Ведь и в них есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Каждый из них есть тот сосуд, который может быть наполнен благодатью Божьей. Человека нужно любить, особенно если видишь его упавшим и нуждающимся в помощи. Ему нужно протянуть руку помощи. Ведь любовь к ближнему – это урок любви к Богу. Если мы не любим ближнего, не помогаем ему, то не способны любить и Бога. Да, эти люди клевещут на Матерь-Церковь, поливают нас грязью. Но должны ли мы обличать их за это? В притчах Соломона сказано: «Обличи премудрого – и он возлюбит тебя, обличи дурного – и он тебя возненавидит». А ненависти в нашем обществе и так достаточно, а любви, милосердия, доброты, правды не хватает. Вот почему все, что делала и делает Церковь направлено на утверждение слова Истины, на утверждение заповеди Христа, и главной из них – заповеди любви. Сегодня мы слышим историю о фарисее и мытаре. Этой истории много веков, но духовно-душевный смысл образов и состояний, раскрываемых Церковью, нисколько не устарел. Из истории мы знаем, что фарисеи за свое соблюдение законов почитались обществом, считались добропорядочными гражданами. Тогда почему слово «фарисей» в нашем языке стало синонимом слова «лицемер»? Дело в том, что в дохристианские времена достаточно было в глазах общества внешне соблюдать существующие законы, исполнять существующие правила и предписания, составленные людьми, чтобы угодить Богу. Вот почему фарисей как будто и благодарит Бога, и верит Ему, и любит Его, и как будто ищет Его помощи, но на самом деле все это не что иное, как утверждение собственного «я» перечислением своих заслуг. Иными словами является проявлением гордыни, которая, по утверждению святых отцов, является началом всех пороков. Не так ли происходит и в наше время, с нашими современными фарисеями. Им кажется, что они, сочиняя пасквили на нашу Церковь, а точнее на Её служителей, тем самым исполняют закон, который предписывает им так поступать. Они убедили себя, и хотят убедить всё общество в том, что исполняют законы, а на самом деле они разрушают их, как и само общество, поскольку речь идет не о человеческих законах. Эти законы даны нам Господом. Несоблюдение их превращает человека в зверя, и тогда он вырывается из-под крыла Церкви. Приход в мир Христа изменил наше мировоззрение, изменил наше отношение к человеческим добродетелям, а именно, к такой добродетели, как смирение. Господь однажды сказал, что «всякий возносящийся смирен будет, а всякий смиренный будет вознесен». Этими словами Христос прямо обрубил все стремления к власти, к начальствованию. При этом, признавая иерархичность любого человеческого общества, Господь говорил, что если человек хочет быть первым, то он должен быть примером в первенстве. Примером в любви, смирении, долготерпении, снисхождении, умении разумно вести дело. А если человек хочет первенствовать, а за этим ничего, кроме эгоизма, то это разрушительно. Когда же человек будет смиряться, тогда он будет способен разумно построить свои отношения с другими людьми, с обществом, и самое главное, с Богом. Стяжи мир – и люди сами вокруг тебя будут этим миром заряжаться, а ты своим внутренним благочестием сможешь убедить людей в том, что полезно и необходимо».
«Будем же просить Господа, – пожелал в заключение владыка, – чтобы Он ввел в разум истины, просветил, подал примеры благочестия, любви и смирения, а не ненависти и злобы тем, кто клевещет на нас и поносит нас, особенно о рабе Божием Игоре. Мы должны молиться, чтобы не ожесточились наши сердца, чтобы не было ропота среди нас. Помните, что говорил Господь: «Блаженны вы, когда поносят вас и клевещут на вас, ибо велика мзда ваша на небе».