«Поскольку покаяние является великим даром всеблагого Бога грешному человечеству, – говорит Его Высокопреосвященство, – каждый человек, сознавая свою греховность, всей своей жизнью должен подтверждать свою готовность к покаянию. Покаяние является основой всех видов христианского подвига. Причем готовность к покаянию зависит от глубины нашей веры в Искупителя и само искупление через покаяние. Наше покаяние начинается с осознания человеком своего падения. А способен ли современный человек признать свое падение? С современным эгоцентризмом, нигилизмом и отрицанием абсолютных знаний. Без веры это сделать невозможно. Вот почему так много в нашей жизни нестроений, скорби и несчастий. Если же человек осознал свою греховность и почувствовал себя готовым покаяться, его покаяние не должно совершаться одними устами, не кратковременными слезами, не одним наружным участием в исповеди, но во внутреннем сокрушении и готовности оставить свою греховную жизнь.
Очень часто человек, увлеченный мирской суетой, совершенно забывает о своих грехах и о покаянии. Чтобы возбудить в себе чувство покаяния, нужно воздержание от всех страстей и понуждать себя к чтению Евангелия. Сравнивая свою жизнь с евангельскими заповедями, принуждая себя к исполнению этих святейших заповедей, христианин будет постигать, насколько он слаб, поврежден падением и уязвлен грехами. От зрения своих немощей в душе постепенно появится желание очистить свою душу покаянием. Бог дал нам покаяние в помощь в нашей борьбе с грехом и дар Божий не должен быть употреблен во зло. Все те, кто в надежде на покаяние грешат произвольно и намеренно, поступают «коварно» по отношению к Богу. Их поразит внезапная смерть, и не дано им будет время на покаяние и приобретение добродетели. Бог знает все наши грехи, поэтому мы должны собрать «их все в один сосуд покаяния и ввергнуть в бездну милосердия Божия». Первая заповедь, которую дает нам Господь является заповедь о приближении Царствия Небесного. Но для того, чтобы достичь его мы должна покаяться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», – этими словами начал Свою проповедь Христос. Эти же слова и поныне звучат для нас в Евангелие. Чтобы достичь нами этого покаянного настроя, мы должны прежде всего настроить себя на встречу с Господом. Произойдет наше раскаяние или не произойдет, успеем мы покаяться или не успеем, но встреча эта будет, и ответ будет дан уже нам Самим Господом. Куда нам тогда идти, что нас ждет: вечное блаженство или вечные муки?
Угодники Божьи свою готовность предстать перед Господом старались подтверждать исполнением подвига поста, молитвы, делами милосердия. Всеми своими действиями они свидетельствовали о Боге. К этому же нас призывает и Матерь-Церковь. И наш сегодняшний пост, наше покаяние, наши добрые дела – все это становится для нас не только свидетельством нашей веры, но и тем единственным путем, следуя по которому, мы будем приближаться к Царствию Небесному, которое заповедовал нам Христос».