«Поздравляю всех с праздником, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство. –Сегодня мы вспоминаем о том, как Господь оставляет эту бренную землю, оставляет Своих учеников и возносится на небо. Кто из нас не был на похоронах? Кто не слышал, как родственники причитали об усопшем, говоря при этом: «На кого ж ты нас покидаешь?» А в сегодняшний день мы слышим не причитания, а радость. Радость, охватывает апостолов. Но чему они радуются? А тому, что перед самым этим событием Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие – это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». И этот ответ, как и каждое слово Божье, очень важен для нас. Важно, чтобы мы не просто их слышали, а менялись под воздействием этих слов. Как менялись апостолы, которым Христос на протяжении сорока дней рассказывал об удивительном и экстраординарном событии, превышающем человеческий опыт – о Своём Воскресении из мертвых и о Своей победе над смертью. Таким образом Он их готовил для грядущего служения. И вот Христос приводит апостолов на Илионскую гору и возносится на небо, при этом их благословляя. Свидетелями этого было всего лишь несколько человек. Но из этой горсточки возникла наша Церковь, к которой мы сегодня принадлежим».
По словам владыки, современному человеку принять сегодняшний праздник всем своим существом и во всей его полноте мешает его приземлённость.
«И дело здесь не только в физических законах. Скорее в законах нравственных, которые действуют так же, как и физические, вот только знают их далеко не все. Ведь в школах-то их не проходят. А святой Ефрем Сирин прямо говорит о сегодняшнем дне: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». Наша приземлённость не позволяет нам увидеть глубокий духовный смысл в каждом символе праздника. Возьмём хотя бы облако, которое является символом благодати Божьей, символом присутствия Божьего. И этот символизм не покидает нас до сих пор. Только не нужно всё это миру. Не нужен ему ни сегодняшний праздник, ни его символизм. А всё потому, что нет в человеке веры. А веры нет тогда, когда сердце завалено грехами. Когда оно изъязвлено страстями. Они убивают нашу душу, а человек этого не понимает. Ему всё мало, как тем иудеям, которые твердят одно и тоже, обращаясь к Христу: сотвори ещё чудо – и мы тогда поверим в Тебя. Но ведь Господь пришел не для того, чтобы творить чудеса. Не для исцеления хромых и слепых, не для господства в мире, не для решения социальных проблем. А чтобы человек с помощью Божьей мог совершить главное чудо своей жизни – вознестись на небо. Но небо не в понимании пространства над землей, а небо в понимании Царства Небесного. Небесное – это особое духовное состояние, это совсем другое измерение. При этом, если воскреснут все, то вознестись смогут не все. А это значит, что если нет вознесения, то есть падение, – падение в ад. Насколько важно для современных людей понимать и осознавать это. А главное – ощущать своим сердцем. Если же нет этого ощущения, даже у тех, кто пришёл сегодня в храм, значит, есть над чем подумать. А ведь мы знаем, что «восхищён на облаках», то есть будет вознесён на небо лишь тот, кто «распял» свой грех через покаяние и жительство по Евангелию. Сегодня Господь показывает нам, что Его человеческая ипостась никуда не исчезла, и что Он во плоти сидит одесную Бога, как в своё время будем сидеть и мы. Но есть только одно условие – наше желание и стремление. Ведь желание всегда порождает стремление. Если человек чего-то хочет, он пытается этого добиться, он прикладывает для этого все усилия. Будем же желать спасения своих бесценных и бессмертных душ и стремиться на небо, которое уготовано Господом для нас».