История церковных праздников восходит к самой глубокой древности. Постепенно Церковь устанавливает целый ряд праздников и богословски раскрывает их смысл, поясняя, что назначение праздника происходит в определенный день не потому, что тот или иной день сам по себе священнее других, но ради знаменательности и спасительности события новозаветной истории, воспоминаемого в нем.
По словам Его Высокопреосвященства, сегодняшний день попразднства Богоявления является для нас еще и днем памяти Иоанна Крестителя, что вовсе не случайно. «Мы празднуем Собор пророка Иоанна, чтобы не просто вспомнить один из эпизодов нашей Священной истории, но и найти для себя в этом событии спасительный духовный смысл. Все наши церковные праздники призывают нас к благодарению Бога и побуждают к деятельному упражнению в христианских добродетелях. Так в каких же добродетелях нам помогает упражняться сегодняшний день? В Евангелии Иоанн Креститель и его призывы именуются «гласом вопиющего в пустыне». Не услышал народ его призывов, остался глух к словам пророка. Мы также знаем, что только ему открылась Пресвятая Троица. Почему? Вы скажите, потому что он был праведником, поэтому его духовные очи были способны увидеть Бога. Но ведь кроме Иоанна были и те, кого также можно назвать праведниками, но они не увидели ни сошествия Духа Святого в виде голубя, не услышали слова «Се есть Сын Мой». Евангельские событие, связанное с крещением Господним, имеет огромное значение для всего истинно христианского мира еще и потому, что запечатлевает появление Пресвятой Троицы перед общественным служением Иисуса Христа. Своим крещением Христос проявил смирение и покорность воле Божьей и, как Сын Человеческий исполнил заповедь Божью о необходимости креститься всем людям. Сын Человеческий должен иметь духовное рождение от воды и Духа. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное». Для нас таинство Крещения неразрывно связано с таинством Миропомазания настолько, насколько воспоминания об Иоанне Крестителе связаны с таинством Покаяния. Недаром его так и называют пророком покаяния. Почему так важно для нас, для нашего очищения и спасения, покаяние? Покаяние – это не просто признание себя грешников. Это было бы слишком просто, в изменении образа жизни, приводящего ко греху. Покаяние рождается от любви к Богу, это предстояние перед Господом, а не просто размышления о чем-то, это обращение, а не просто перечисление и оценка случившегося. Исповедь для нас, как говорят святые отцы, это наше примирение, антоним отчаяния, потому что связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божьей. Величина нашего греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть, или которой у нас нет».
Огромная польза для нашей души от сегодняшнего праздника, как сказал в заключение своей проповеди владыка, состоит еще и в том, что помогает найти ответ на мучивший многих вопрос: в чем счастье человека?
«Счастье не в богатстве, потому что можно быть очень богатым человеком, и в то же самое время быть самым несчастным. Счастье человека состоит в том, что, видя свои недостатки, осознав их разрушительную силу для своей души, он начнет исправляться, а значит, сможет почувствовать присутствие Божье в своей жизни. Счастье – это жить вместе с Богом. Будем же радоваться сегодняшнему празднику, и благодарить Бога за еще одну возможность заглянуть в свою душу и, найдя в ней недостатки, начать их исправлять, упражняясь в лучших христианских добродетелях».