И после потопа люди, отлученные от Божественной благодати, от общения с Богом, не могли удержаться от греха. За последующие тысячелетия снова накапливался грех, вновь угрожая самому бытию человеческого рода, но в тот момент, когда люди, может быть, жили так же, как те, кто погиб в водах всемирного потопа, Господь не низвергает на землю кару свою, но дает Сына Своего Единородного, Который становится человеком, Который живет по закону Божиему, в Своей личности воссоздавая то, что было утрачено Адамом, Который ради верности Богу Отцу идет на страдания и смерть, на клевету и поношения, Своею пречистой и безгрешной Кровью искупая грехи человеческого рода.
«Подобно тому, как через Спасителя восстанавливается та самая связь, что была разрушена Адамом, – говорит Его Высокопреосвященство, – так через время Великого Поста восстанавливается наша сердечная чистота, восстанавливается то, что было разрушено нами самими, что могло быть утеряно безвозвратно. Но если человек желает жить по закону Божьему, исповедует свой грех, на него изливается благодать Божья. Мы знаем, что люди, живущие в общение с Богом вовсе не безгрешные, святые и непорочные. Это не так. Этим людям противен грех, они осознают свою греховность и всеми силами своей души борются с ним. Великий пост для нас – это как пост для военного, как пост для медсестры. Ушел с этого поста, покинул его без уважительной причины – жди беды. Если не для тебя самого, то для тех, ради которых ты поставлен на этот пост. На нашем посту самым главным оружием является наша молитва. Лишь только молитва, наполненная любовью и состраданием, может быть услышана Богом. А где взять искренность для нашей молитвы? Вот для этого нам и дается Прощеное Воскресение. Когда человек просит прошения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. А другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом». Если на просьбу о прощении ответить честно: «Пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!», это сблизит больше, нежели лицемерное «прости» или делание вида, что ничего не произошло. Каждый год наша Матерь-Церковь дает нам возможность засвидетельствовать свою готовность исправляться, быть искренними и честными перед Богом. Дает возможность нашей молитве подняться к небесам, а не стать лишь разовым сотрясением воздуха.Чувство вины приводит человека в храм, заставляет его плакать, лишь переступив порог. Душа человека томится и страдает. Прощеное Воскресение, Адамово изгнание, это и есть отправная точка земного странствия в поисках утраченной Родины – Царства Божия. Причина изгнания – грех. Причина наших страданий, болезней, скорбей и, наконец, самой смерти тоже грех. Поэтому борьба с грехом – это главный подвиг на пути к Богу, наше предназначение. И сегодняшний день – очередной шаг на пути к Богу.
Зачем нам Прощеное Воскресение, если мы и так просим прощения каждый день в молитвах у Бога и у своих близких? Ценность этого дня в том, что в память о далеких исторических событиях, которые напоминают красивую легенду, у человека вновь появляется шанс начать всё сначала, сделать выбор за Адама. Не пойти по лукавому и лживому пути, а пойти по пути Божьему, сохранить свою любовь к Богу и не предать свою душу привязанностью к тленным вещам мира сего. Недаром Господь нас предупреждает: «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».